Речевой акт (речевое действие)

В науке существует целое направление, предметом которого является структура события и различные варианты его представления в сообщении, а также различная структура сообщений в зависимости от задач общения. Это направление называется речевой прагматикой или прагмалингвистикой. Наиболее часто она отождествляется с так называемой "теорией речевых актов" или "теорией речевых действий". Следует, однако, иметь в виду, что понятие "речевое действие" употребляется и в другой научной области - так называемой психолингвистике, которая (в том ее варианте, который развивается в России) представляет собой деятельностную психологию, "приложенную" к исследованию речи. Процесс речевого и вообще коммуникативного воздействия, в частности при помощи радио и ТВ, проанализирован с этой точки зрения в кн.: "Психолингвистические проблемы массовой коммуникации" (М., 1974) и "Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации" (М., 1976). (См. также А. А. Леонтьев. Психология общения. Изд. 2. М., 1997.)

Теория речевых действий восходит к появившимся в 60-е гг. работам Дж. Остина и Дж. Серла и интенсивно развивается в различных странах, в том числе и в России. Мы не будем излагать здесь эту теорию и лишь остановимся на некоторых ее важных понятиях.

Пресуппозиция речевого акта - это характеристика отношений говорящего к ситуации общения. Мы уже употребляли выше этот термин в более узком смысле - для обозначения тех знаний о ситуации (событии), которые в тексте не выражены и лишь подразумеваются и говорящим (коммуникатором), и реципиентом сообщения.

Мотивировка речевого акта описывает, что является целью сообщения, чего хочет говорящий (коммуникатор). Поскольку это в самом сообщении не выражено, можно считать, что мотивировка есть один из видов пресуппозиции.

Наиболее существенно для нас понятие ориентированности речевого акта. У речевого акта есть конкретный адресат или аудитория. Возможны "индивидуальные" речевые акты, полностью замыкающиеся в межличностном взаимодействии: скажем, просьба о зажигалке к случайному прохожему. Возможны речевые акты, с самого начала публичные, адресованные группе людей (скажем, аудитории СМИ). Интересно, что адресат может быть конкретным и в то же время неопределенным: таков адресат высказывания "У нас не курят": оно адресовано всему множеству курильщиков, но не как сообществу, а каждому курильщику в отдельности. Адресаты могут быть реальными и формальными, и они могут в том или ином конкретном речевом акте не совпадать: например, шутка обычно адресуется не формальному собеседнику, а присутствующему при речевом акте третьему лицу или даже целой аудитории.

Некоторые другие аспекты теории речевых актов применительно к нашей проблематике проанализированы в Приложении 1 ("Некоторые аспекты теории речевых актов").


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: