Психическое и интеллектуальное развитие

Все специалисты, занимающиеся психическим и интеллектуальным развитием ребёнка, сходятся во мнении, что для формирования поведения и характера особенно важны первые месяцы жизни. Для нормального развития ребёнку нужны хорошие материальные условия и стабильная аффективная среда. Чтобы гармонично развиваться, ребёнку нужны любовь, нежность, безопасность и комфорт. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить о том, в каком психологическом состоянии находятся дети, брошенные своими родителями. Такие дети пребывают в состоянии тревоги, стресса и морального беспокойства. На самом деле, большинство проблем связано с аффективным и интеллектуальным развитием. Чаще всего они взаимосвязаны. Ребёнок, имеющий аффективные проблемы, имеет одновременно и проблемы в интеллектуальном развитии.

Таким образом, основы будущей личности закладываются в течение первых трёх лет жизни. В этот период ребёнок глубоко переживает всю информацию, идущую от окружающего мира. На основании своих ощущений у ребёнка в это время развиваются такие черты характера как оптимизм, энтузиазм, открытость или наоборот, пессимизм, страх, закрытость. Таким образом, личность ребёнка формируется и моделируется реципрокными отношениями между средой и ребёнком.

Итак, основным элементом для грудного ребёнка является его отношение с матерью, которая его вскармливает, потом с отцом, а потом со средой. Часто думают, что ребёнок - это хрупкое создание. На самом деле он является амбивалентным существом. С одной стороны, он хрупкий, а с другой - очень крепкий. В нём есть жизненная сила. Она является двигателем его развития. Среда предоставляет ему средства, необходимые для развития: комфорт, гигиена, полноценное питание скорее качественное, чем количественное, аффективные отношения - интеллектуальные и физические.

Доктор Винникот в своей книге «Ребёнок и семья» пишет об отношениях матери и ребёнка: «Некоторые думают, что ребёнок похож на глину в руках скульптора. Такие люди начинают лепить ребёнка, и они чувствуют себя ответственными за результат своей работы. Они заблуждаются. Если вы думаете также, то вы будете раздавлены грузом ответственности, за то, что от вас не зависит. А если вы примете идею, что ребёнок существует сам по себе, то вы обретёте свободу для наблюдения за тем, как ребёнок растёт. Вы получите удовольствие, удовлетворяя потребности ребёнка».

На самом деле, именно мать играет важную роль в моделировании личности своего ребёнка. Как сказал доктор Коэн-Солал: * Новорожденный - это прямая связь с подсознанием своей матери». И развивает так же эту важную идею отношений между родителями и детьми далее: <г Родители должны понять, что их дети - это самостоятельные личности, стремящиеся постепенно добиться реальной и полной независимости». Но глубокая безопасность детей на протяжении всего процесса мутации зависит большей частью от солидарности, которую они ощущают в родителях и от способности родителей запрещать или разрешать тот или иной поступок. Если всё позволять ребёнку он оценит это по своему, а зачастую таким образом: «делай что хочешь, лишь бы мне не надо было тобой заниматься».

- Только к трём-четырдм месяцам малыш начинает сам исследовать себя. В три месяца он делает открытие: у него есть руки! В четыре месяца он по долгу их разглядывает. Он шевелит пальцами, кистями рук и разглядывает их со всех сторон. Потом он обнаруживает у себя стопы, тянет их в рот, прилагая необыкновенные усилия. И наконец, он исследует своё тело, визуально и пальпаторно. В нём совершается познание себя и осознание тела, а так же ощущение своего существования как личности, отличающейся от других. Оно дополняется понятием независимости и автономности. Разумеется, такой прогресс осуществляется мало-помалу день за днём. Идентификация среды и других людей вокруг него позволяет ребёнку лучше осознать своё место в мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: