Чай в китайской культуре

Помните Киплинга, который говорил, что Запад – это Запад, а Восток – это Восток. И им никогда не сойтись друг с другом. Наверняка помните, тем более, что чайные традиции, которым, вроде бы, можно претендовать на некую объединяющую роль для двух этих цивилизаций, тоже мудрость Киплинга подтверждают.

После того, как у западного человека проходит первое очарование экзотикой и эстетикой китайской (и японской, кстати) чайной церемонии, у него возникает один и тот же вопрос. «А на фига, собственно? Зачем нужны все эти китайские церемонии, если я просто хочу попить чая? От того, что я заварю его в обычном чайнике и выпью из обычной чашки, закусив традиционным бутербродом, ведь вкус его не ухудшится!»

Не ухудшится. Мы проверяли. Хорошие китайские чаи, заваренные без всяких церемоний и специальной посуды – великолепны. И, по большому счету, ничего качественного от соблюдения всех, столь многословно описанных выше правил, не приобретают. Так почему! Почему китайцы пьют чай так, но не иначе? Ответ на это непростой вопрос заключается в одной простой фразе Конфуция. «Преодолей себя – соблюдай ритуалы». Одной из основ китайского мировоззрения является вера в то, что точное соблюдение разнообразных и многочисленных ритуалов вносит в жизнь порядок и смысл. Причем и в жизнь каждого конкретного человека, и в жизнь любого человеческого сообщества (от семьи до государства), и, если хотите, в упорядоченность и «правильность» всей вселенной. Безукоризненно соблюдая любой ритуал, человек прежде всего увеличивает содержание совершенного – и в себе самом и в окружающем его мире. И какой ритуал при этом соблюдается – не очень важно. Именно это стремление к совершенству обуславливает многообразие китайской чайной культуры – одних сортов чая столько, что их не перечесть. Если принять во внимание вышесказанное, то чаепитие для китайца – это гораздо больше, чем просто употребление напитка. И рамки чаепития выходят очень далеко за границы таких, а общем-то узких, понятий, как эстетика, мастерство, вкус, аромат или что-либо еще. Даже если все перечисленные категории бесподобны. Чаепитие – это один из многочисленных способов достижения внутренней гармонии и естественного позиционирования себя во Вселенной. Во, завернул;) Именно поэтому китайский чайный этикет отличается от западного чайного этикета. Последний подразумевает приличное поведение в обществе. Первый – перед самим собой. И конечной его целью является не соблюдение абстрактных приличий – а получение максимальной радости от совершенно исполненного ритуала. Кстати, в приведенной фразе Конфуция первая часть – «Преодолей себя…» – не менее важна, чем вторая. Соблюдать ритуалы действительно очень сложно. Особенно наедине с собой. Бегать по утрам многие начинали? А сколько продолжает бегать?;) От категорий философских перейдем к вещам чуть более конкретным. Буквально парой слов оценим место чая в китайской бытовой культуре. Критерий для оценки выберем очень простой. Совершенно очевидно, что когда какое-либо понятие начинает использоваться иносказательно, то это является признаком того, что оно уже «записано на подкорку» каждого носителя конкретной культуры. Типичный пример – русские «дать на чай» и «рюмка чаю» – к чаю уже не имеющие никакого отношения, однако всем понятные.

В поисках доказательств глубочайшего проникновения чая в китайскую обыденную культуру мы перелистали замечательную книгу В. В. Малявина «Китайская цивилизация» и вот что там нашли. Автор приводит цитату из книги «Увиденное во сне, пока варилась каша» (около 1240 года) следующего содержания. «Водяные чайные дома» – это на самом деле дома терпимости. Некоторые молодые люди охотно проводят там время, и деньги, которые они тратят, называются «деньги на сухой чай». Комментарии излишни. Непонятно только, почему «на сухой»;)

После того, как мы достаточно подробно разобрались с сортами китайского чая и способами его пития, давайте сделаем шаг назад, и посмотрим, каким антуражем сопровождалось употребление чая в Китае в прошлом. Тем более, что многие из атрибутов китайского чаепития дожили до наших дней и переживают сейчас своеобразный ренессанс. На протяжении всего рассказа о китайской чайной традиции мы ни словом не обмолвились о китайских чайных домиках, которые, на самом деле, стали прообразами аналогичных японских сооружений и причиной моды на чайные беседки в Англии.

Эти сооружения были достаточно обширными и изначально – исключительно роскошными. Так что это, наверное, скорее не домики, а павильоны или дворцы. Мало того, располагались они первоначально в живописнейших уголках и, естественно, были привилегией высшей китайской аристократии. Дворцы были своеобразными эстетическими центрами. Чаепитие могло сопровождаться музыкой, небольшой иллюминацией, рассуждениями об искусстве и созерцанием произведений этого самого искусства. В павильонах гадали, слагали стихи, играли в шахматы и, конечно, пили чай. Постепенно чайные павильоны демократизировались и приобрели более широкую популярность – небольшой домик для чаепитий могла себе позволить и относительно небогатая китайская семья. И, наконец, примерно в XVII веке тали появляться общинные чайные, которые, несколько видоизменившись, дожили до наших дней. Сейчас, кстати, чайные комнаты часто создаются в офисах китайских компаний – и нам нравится такой подход к организации труда...

В качестве заключения к рассказу о китайской чайной традиции мы предлагаем вам еще одну цитату из «Ча-Шу», касающегося подходящих поводов для чаепития (перевод В. В. Малявина)

Чай можно пить в такое время:

- когда ты празден;

- когда слушаешь скучные стихи;

- когда мысли спутаны;

- когда отбиваешь такт, слушая песню;

- когда музыка умолкает;

- когда живешь в уединении;

- когда живешь жизнью ученого мужа;

- когда беседуешь поздно ночью;

- когда занимаешься учеными изысканиями днем;

- в брачных покоях;

- принимая у себя ученого мужа или воспитанных певичек;

- когда посещаешь друга, возвратившегося из дальних странствий;

- в хорошую погоду;

- в сумерки дня;

- когда созерцаешь лодки, скользящие по каналу;

- среди раскидистых деревьев и бамбуков;

- когда распускаются цветы;

- в жаркий день, у зарослей лотоса;

- возжигая благовония во дворе;

- когда младшие покинули комнату;

- когда посещаешь уединенный храм;

- когда созерцаешь потоки и камни, составляющие живописную картину.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: