Вопрос № 1. Основные правовые системы современности (правовые семьи)

Правовая система - конкретно-историческая целостность позитивного права, юридической практики иправосознания отдельной страны.Идея объединения правовых систем различных стран в группы по сходным признакам - правовые семьи, была высказана французским правоведом Рене Давидом.

По сходным признакам правовые системы стран объединяются в следующие семьи правовых систем: 1) Англосаксонская правовая семья; 2) Романо-германская (континентальная) правовая семья;3) Религиозная правовая семья; 4) Традиционная правовая семья.

1) Англосаксонская правовая семья характеризуется следующими признаками: отсутствие кодифицированных отраслей права; наличие огромного количества прецедентов в качества основного источника права; норма права носит казуистический, индивидуальный характер; приоритетное значение имеет судопроизводство, нормы права формируются в процессе судопроизводства, реализация и правотворчество единый процесс; основу системы права составляет общее право, которое носит неписаный характер (Великобритания, США, Австралия).

2) Романо-германская правовая семья характеризуется следующими признаками: основной источник права нормативно-правовой акт; норма права носит общий характер; суд не обязан следовать ранее принятому решению другого суда, за исключением конституционного и верховного, но и они не создают норм права, а только трактуют их. К этой семье относятся правовые системы Германии, Франции, России.

3) Религиозная правовая семья. Наиболее известна система мусульманского права, система строится на правилах поведения предписаниях - шариате. Мусульманская правовая система берет свое начало в Коране - собрании изречений пророка Мухаммеда, ниспосланных ему Аллахом. Юридические положения Корана мы находим в определенном количестве его строф (мусульманские юристы называют их «правовыми строфами»). Вторым по значимости источником мусульманского права является Сунна — сборник преданий о пророке Мухаммеде, его действиях и высказываниях. Третьим источником мусульманского права считается иджма (или единое соглашение мусульманского общества), которая используется для углубления и развития легального толкования божественных источников. Четвертый источник — кияс, или суждение по аналогии. Кияс становится легитимным благодаря Корану и Сунне. Мусульманское право носит архаический характер, но оно также изменяется. Право модернизируется путем вмешательства власти, как служителей бога, могут толковать тексты и устанавливать новые нормы в виду новых условий жизни и возникающих пробелов в праве. Характерна для стран Ближнего Востока.

4) Традиционная правовая семья. Характерна в основном для стран Африки. Носит дуалистический характер: помимо обычного права (местные обычаи) действуют нормы правовых систем стран-метрополий. Нет понятия субъективного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: