Глава 5. Федеральное Собрание Российской Федерации

Федеральное собрание РФ - является высшим органом законодательной власти РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются населением, сроком на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

К ведению Совета Федерации относятся следующие вопросы: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения; утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; назначение выборов Президента Российской Федерации; отрешение Президента Российской Федерации от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся следующие вопросы: дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой, и в случае вынесения вотума недоверия Правительства, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

 

Основная функция Федерального Собрания РФ – законодательная деятельность, т.е. деятельность по принятию федеральных законов.

Основные этапы законодательной деятельности:

Процедура разработки, обсуждения и принятия законов, именуемая законодательным процессом, определяется Конституцией и регламентами палат Федерального Собрания РФ. Законодательный процесс согласно ст. 104 Конституции РФ начинается с внесения законопроекта в Государственную Думу.

Возможность официального внесения законопроектов в законодательный орган называется правом законодательной инициативы. В Российской Федерации им обладают: Президент РФ, Совет Федерации, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов Федерации. По вопросам своего ведения право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ.

Конституция РФ устанавливает, что внесение законопроектов о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, выпуске государственных займов, изменении финансовых обязательств государства, а также других законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, может осуществляться только при наличии заключения Правительства РФ.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Закон считается принятым, если за него проголосовало более половины депутатов Государственной Думы.

Принятые Государственной Думой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

В случае отклонения закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение четырнадцати дней Президент подписывает и обнародует федеральный закон либо налагает на него вето, т. е. представляет в письменной форме свои возражения. Если Президент использует законодательное вето и отклонит направленный ему федеральный закон, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон в установленном Конституцией порядке. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит обязательному подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: