double arrow

Личность журналиста


Охренительный вопрос. Я думаю, что журналистом может быть любой: подонок, панк, извращенец, заключенный, гений, злодей, инвалид, альфонс, курильщик, некурящий, атлет, интеллигент, женщина. Но меня же никто не спрашивает. Ибо есть некий идеал, о котором написано в учебнике. Итак.

Мир личности журналиста:

· Склонности, способности, социально-мировоззренческая позиция.

· Личные черты и возможности.

· Знания.

· Навыки и опыт.

· Ответственность.

1. Склонностиявляются как бы «запускающим механизмом» при форми­ровании журналиста. Будучи характеристикой стремления, внутренней расположенности к сфере деятельности, они обладают определенной си­лой и мотивацией. Сила склонности может быть расположена в диапазо­не от поверхностного, обусловленного какими-то внешними причинами желания оказаться «внутри» мира журналистики, до страстного стремле­ния, заставляющего преодолевать все возникающие на пути к овладению профессией препятствия, притом не только внешние, но и внутренние, вплоть до восполнения «недоданного» природой.

Конечно, хорошо, если склонности «подтверждены» и способностями и соответствующими лич­ностными качествами, но и при нехватке природных задатков склонность может максимально купировать эти недостатки работой над собой. При этом чрезвычайно важную роль играют мотивации, внутренние «объясне­ния» склонностей.




Условно можно выделить две группы мотивов:

- «для себя». Проявляется в стремлении реализовать свои творческие спо­собности, найти способ самореализации (в пополнении знаний о жизни, ведении расследований явлений действительности, в попытке самоутверждения, стремление к материальному благополучию и т.д.). Они должны быть подтверждены мотивами -

- «для об­щества». Мотивы служения обществу должны быть доминирующими. Отсюда - прямая связь между мотивами и объектив­ной ролью журналистики в обществе и способами ее реализации.

Мотивы:

- стремление к максимально эффективной работе в массово-информа­ционной сфере;

- желание принести реальную пользу;

- забота о реализации представляемой журналистом соци­альной позиции,

- соединение познавательных усилий с практическим вмешательством в реальную жизнь;

- нацеленность на решение социаль­ных проблем, как бы остры и «неподъемны» они ни были, и т.д.

2. Способности- это особенности личности, которые являются субъек­тивными условиями успешного осуществления выбранной деятельности. Они проявляются в степени быстроты, глубины и прочности овладения необходимыми умениями, характерными для конкретной деятельности, на основе освоения знаний и осмысления опыта (своего и чужого). Осо­бенно благоприятна ситуация, когда векторы склонностей и способнос­тей однонаправленны.



Способности бывают разного «ранга»:

- средние способности;

- талант – способности, которые помогают созданию та­ких «продуктов» деятельности, которые отличаются новизной, ориги­нальностью, совершенством и эффективностью.

Но все способности не только поддаются развитию, но и требуют совершенство­вания и шлифовки.

3. Социально-мировоззренческая, общественно-политическая позиция, система установок и ориента­ции. Это своего рода «стержень» личности, «направляющая» при реали­зации его склонностей и способностей. Именно социально-мировоз­зренческая позиция определяет содержательный смысл деятельности, характер понимания журналистом действительности, его представление о «желаемом будущем», путях движения к нему и средствах достижения идеала. Журналист прежде всего должен «занять позицию» - вырабо­тать (и постоянно в процессе жизни «подрабатывать» или «перерабаты­вать») системы как ближних, так и перспективных ориентиров.

Позиция эта может быть самой разной как в мировоззренческих ком­понентах (материалистическая и идеалистическая, субъективистская и объективистская, марксистская и немарксистская, атеистическая и рели­гиозная, экзистенциалистская и позитивистская и т.д.), так и в социаль­но-политических составляющих, диапазон которых - от «ультраправых» до «ультралевых». Разумеется, ответственность журналиста за выбор вы­сока. Социально-мировоззренческая устойчивость проявляется как прин­ципиальность журналиста, реализуемая открыто или латентно, «в подтек­сте». При этом принципиальность, как известно, вовсе не равнозначна догматизму, хотя и исключает бесхребетное приспособленчество. Следо­вание реалиям жизни, гибкость, умение пойти на компромисс - все это не исключает принципиальности, наоборот, принципиальность не исключа­ет и толерантности (терпимости) по отношению к коллегам-противникам, и умения вносить изменения в свою позицию по мере изменений, проис­ходящих в действительности.



Таким образом, выработка твердой позиции требует неустанной рабо­ты над собой: «ядро» личности профессионала состоит не из раз и на­всегда сложившихся качеств - они должны постоянно развиваться.

* Личностные свойства и возможности журналиста. Интеллектуаль­ные качества занимают, пожалуй, ведущее место среди других его качеств, хотя и не менее важных. Интеллект (лат. intellectus «понимание, рассудок, разум») - система мыслительных способностей человека, уровень его ум­ственного развития. Поскольку главное для журналиста - разбираться в явлениях жизни, ум, ясность мысли, способность к рациональному пости­жению действительности оказываются ключевыми в его личностных каче­ствах. Конечно, для интеллекта важно накопление знаний, но главное – интеллектуальная активность, сообразительность, смелость мысли, умение оперировать знаниями, «прикладывать» их к жизни, чтобы верно понимать и оценивать ее явления, вырабатывать представление о «необходимом» и «желаемом будущем», определять пути движения к нему. При этом для журналиста важно умение искать и находить нужные сведения, опреде­лять их «приложимость» к рассматриваемым явлениям, проводить «интел­лектуальные операции» быстро, целостно, с учетом особенностей иных су­ществующих подходов.

Журналист должен:

- быть осмотрительным в суждениях,

- открытым для поправок и дополнений,

- уметь выдвигать и обсуждать спорные вопросы и оценки, сохраняя при этом самокритичность и имея смелость отказаться от не выдержавших проверки идей,

- владеть логикой, научным подходом, приемами эвристики.

- владеть образным мыш­лением и видением явлений действительности.

* Эмоционально-психологический и волевой склад личности. Характерной чертой журналиста является «любопытство», обращенность психики вовне (жур­налист - экстраверт, а не интраверт), стремление расследовать события и факты. Желание докопаться до истины требует мужества - и не столько мужества мысли, сколько отсутствия боязни возможных преследований, угроз, опасностей в ходе поиска и после публикации информации.

Наряду с мужеством профессия журналиста требует (и в этом нет противоречия) наличия таких черт, как доброта, отзывчивость, чуткость, низкий «болевой порог», умение сочувствовать и встать на место своего собеседника, героя и антигероя, памятуя, что «чистых» злодеев и анге­лов не бывает. Очень важны:

- общительность,

- стремление понять даже противника,

- быстрота реакции,

- умение сосредоточиться,

- умение работать в трудных условиях,

- собранность,

- находчивость,

- мобильность,

- психологическая устойчивость в ходе «информационных столкновений» в полемике, дискуссиях, часто конфликтных и острых.

* Физические данные:

· выносливость,

· работоспособность,

· готовностью переносить лишения («трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете») и т.д.







Сейчас читают про: