double arrow

Аналитические жанры

Аналитические жанры это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования.

1. Аналитический отчет. Предметом аналитического отчета являются выступления, доклады, речи участников всевозможных собраний, заседаний, съездов, сле­тов, конференций и т.п. Но он, в отличие от информационного не констатирует ход собраний людей, а отображает внутреннюю связь выступлений, докла­дов, речей. Цель - показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, вы­водов, предложений, содержащихся в речах выступавших, с ре­альными проблемами, ситуациями, процессами, существующими в данный момент в жизни города, района, страны. И, уже исходя из такого соотнесения, вынести оценку выступлениям участников того или иного форума, определить их значимость для города, рай­она, страны.

2. Аналитическая корреспонденция. С одер­жит в себе сообщение о событии, явлении. Одна­ко само сообщение не является самоцелью. Оно лишь дает пред­ставление о событии, предваряющее его истолкование. Истолкование представляет собой выяснение причин события, явления, определение его значимости, ценности, прогнозирова­ние его развития и т.д. В силу этого автор аналитической коррес­понденции неизбежно использует теоретические методы позна­ния — анализ, синтез, индукцию, дедукцию и др.

3. Аналитическое интервью. Кроме того, содержит и анализ факта, отве­чая при этом на вопросы: почему? Каким образом? Что это значит? и т.д. Роль автора аналитического интервью заключается прежде все­го в том, что своими вопросами он задает прежде всего направление анализа, который обычно осуществляет само интервьюируемое лицо

4. Аналитический опрос. Есть общее с развернутым комментарием. В одном тексте объединяются нескольких подробных ответов на один и тот же вопрос.

5. Беседа. Журналист-собеседник является равноправным, наряду со сво­им партнером по коммуникативному акту, создателем содержа­ния будущего текста. Употребляется тогда, когда обсуждаемый предмет не поддается момен­тальному и однозначному истолкованию, но требует спокойного всестороннего, глубокого своего рассмотрения, аргументирован­ного и квалифицированного «препарирования».

  1. Комментарий. Цели:
    • направлять внимание аудитории на важные новые факты, выходящие на первый план общественной жизни, оценивать их;
    • ставить комментируемое событие в связь с другими, выяв­лять причины этого события;
    • формулировать прогноз развития комментируемого собы­тия;
    • обосновывать, как правило, с помощью примеров, необхо­димые способы поведения или решения задач.

7. Социологическое резюме. Тип публикации, которая содержит краткое изложение итогов каких-либо социо­логических исследований, на которые авторы резюме обычно не указывают («выжимку» из них). Аналитическое начало в публика­циях такого рода обеспечивается прежде всего содержанием самих исследований, которые, как это понятно, нацелены на анализ действительности. Кроме того, автор резюме может не просто пуб­ликовать их в той последовательности, в которой они изложены в самом исследовании, но и определенным образом соотносить те или иные социологические данные и таким путем дополнительно комментировать их, что также выступает одной из ступеней ана­литического осмысления предмета отображения в резюме.

8. Анкета. Анализ анкеты. Жанр позволяет удовлетворять потребность ауди­тории в знании того, как реагируют на те или иные общественные ситуации, процессы, явления определенные социальные группы, поскольку именно такое знание позволяет выбирать правильные ориентиры в собственном поведении и оценке действительности.

9. Мониторинг. «Слежение» за каким-либо явлением, систематически по­вторяющийся «замер» одних и тех же параметров в определенной сфере деятельности. Мониторинг дает возможность увидеть, так сказать, «срез» како­го-то явления, прежде всего в виде совокупности статистических данных, которые «обнаруживают» сиюминутную тенденцию раз­вития этого явления.

10. Рейтинг. Цель публикации подобного рода заключа­ется в том, чтобы осуществить определенную «ранжировку» сход­ных явлений по какому-то конкретному признаку. Эта цель достигается прежде всего за счет применения традуктивных мето­дов — аналогии и сравнения.

11. Рецензия -это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т.п.

12. Статья -жанр, предназна­ченный прежде всего для анализа актуальных, общественно значи­мых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономер­ностей. Это обобщение и анализ фактов и явлений. Если в корреспонденции события рассматриваются от частного к общему, то в статье все происходит наоборот – от общего к частному. Статья берет факты в глобальных масштабах, анализирует их, поднимая до научно обоснованных выводов.

· Общеисследовательская статья – общезначимые, широкие вопросы.

· Практико-аналитическая статья – актуальные практические про­блемы промышленности, сельского хозяйства, предприниматель­ства, культуры, науки, образования, бизнеса, финансов. В этих статьях анализируются конкретные проблемы, события, действия, ситуации, связанные с практическими задачами, решаемыми в той или иной сфере деятельности, отрасли производства и пр.

· Полемическая статья – спор, короче.

13. Журналистское расследование. Р ассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй, когда журналист собирает и анализирует факты автономно от соответстсвующих служб и органов или вкупе с другими специалистами.

14. Обозрение. Основной метод обозрения заключается в том, чтобы с помо­щью глубокого рассмотрения определенной совокупности фактов, объединенных временем, пространством, познакомить аудиторию с происходящими в обществе процессами, сложившимися ситуа­циями, возникшими проблемами.

15. Обзор СМИ. Промышленный шпионаж.

16. Прогноз. Предсказание того, как будут развиваться события. Аналитичности в этот метод добавляет то, что используются три аналитических метода:

· Метод Экстраполяции – проецирование основной тенденции развития какого-то явления на будущее.

· Метод аналогии - на основе совпадения ряда основных призна­ков делается вывод о том, что и все другие признаки сравниваемых явлений совпадают.

· Метод сценариев - Подобный метод исходит из того, что слож­ные ситуации, процессы развиваются под воздействием ряда фак­торов. При наличии определенных условий преобладающим может оказаться влияние одного из факторов, а значит — возможны и разные результаты этого влияния.

17. Версия. Моделирование собственного суждения по поводу уже имеющегося хода событий или явления, предположение, основывающееся на их детальном изучении (подкрепленное порой неординарными аргументами).публикация базируется на неполных доказатель­ствах, на предположениях автора. Версия исключает категоричность выводов, заключений.

18. Эксперимент. Искусственная, специально организованная самим жур­налистом предметно-практическая ситуация. Об этом должно быть указание в тексте.

19. Письмо. «Дорогая редакция…».

20. Исповедь. П редметом является внутренний мир авторов этих публи­каций.

  1. Рекомендация. Качества аналитических этот тип публикаций обретает в результате «раз­вертывания» предписаний, советов (увеличения их объема), со­держащихся в публикации, их обоснования, аргументации, установления причинно-следственных связей, оценочных и про­гностических суждений.
  2. Аналитический пресс-релиз. Предметом аналитического пресс-релиза являются качества, возможности каких-либо людей или организаций, фирм, учреж­дений во взаимосвязи их с потребностями, задачами, которые в данный момент могут быть у аудитории СМИ. Журналист, поста­вивший перед собой задачу подготовить пресс-релиз, встает перед необходимостью проанализировать причинно-следственные взаи­мосвязи между возможным удовлетворением потребностей, кото­рые есть у аудитории СМИ, и рекламируемой деятельностью фирм, учреждений, отдельных личностей.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: