Подростковый возраст. Основные психологические новообразования

Основные психологические новообразования:

чувство взрослости, становление Я-концепции как интегративной системы представлений о себе;

развитие нравственного саморегулирования;

формирование зрелых форм учебной мотивации, при которой учение приобретает личностный смысл;

гипотетико-дедуктивное мышление как условие формирования научного мировоззрения;

развитие новых форм общения и придания особой значимости общению;

опыт совместного действия в сообществе сверстников и значимых взрослых, объединённых на основе совместного замысла деятельности;

опыт личностно и социально значимого решения и поступка.

Основные формы деятельности

общение: формирование групп и сообществ по интересам и реализация совместных интересов, в развитой форме ‑ совместная социально значимая деятельность, установление статусных отношений в совместной деятельности и сообществах по интересам;

познание и учение: тематически ориентированный устойчивый познавательный интерес; освоение основных схем моделирования законов объективного мира; освоение собственной эмоциональной сферы и телесных изменений;

творчество: освоение целостного авторского действия; освоение эстетической формы как способа выражения эмоциональной сферы и отношения к действительности (в том числе через воображаемые сюжеты и ситуации); освоения нормы конструирования как моделирования свойств реальных и воображаемых объектов;

игра: игра на основе освоенных знаний о мире, в том числе игра в гендерные отношения и социальные статусы на основе присвоенных культурных образцов;

труд: усвоение позитивных установок к труду и различным продуктивным технологиям.

Основные возрастные задачи:

развитие воображения как способности проектирования образов внешнего мира и своих действий в этом внешнем мире;

развитие способности удерживать свою позицию и точку зрения, кооперироваться с иными позициями и носителями иных точек зрения;

овладение свободой и самодеятельностью.

На этой ступени необходимо создать условия, в которых возможно: двигаться в познании окружающего мира по собственной индивидуальной образовательной траектории; приобрести опыт собственной проектной работы; рассматривать своё видение мира с других позиций, что связано с выстраиванием позиционных коопераций в учебном процессе; экспериментировать с собственным действием, возможность пробовать различные учебные интересы (меняя пред-профиль своего обучения).

Основные образовательные процессы: организация продуктивной внутривозрастной и межвозрастной коммуникации, а позднее ‑ продуктивного социально-представленного «проектного» действия; формирование навыков управления собой и своими состояниями, самопозиционирования, управления микроколлективом.

Основные образовательные формы: клубы по интересам; практико-ориентированные объединения как социального, так и профессионального характера; исследовательские лаборатории (практикумы); учебные социальные проекты, массовые движения, проектные сессии (в том числе в формате интенсивных школ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: