Назначение и функции государственных образовательных стандартов нового поколения

Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным обра­зованием, значительно расширяют сферу действия и на­значение образовательных стандартов.

Как уже отмечалось, стандарты первого поколения были ориентированы в основном на решение достаточно локальных по своему характеру задач обеспечения нормативно-правового регулированиясодержания и требований к подготовке выпуск­ников по изучаемым предметам в условиях легализации в на­чале 90-х гг. XX в. многообразия образовательных систем. Это определило основное назначение и приоритетные функции стан­дартов того времени — сохранение единого образовательного пространства страны, обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня содержания и требований к подготовке выпускников.

Однако сегодня все более значимым становится развиваю­щий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся за­просов личности и семьи, ожиданий общества и требований го­сударства в сфере образования.

В настоящее время стандарты должны высту­пить:

· инструментом организации и координации системы обра­зования, служить ориентиром ее развития и совершенствова­ния, критерием оценки адекватности образовательной деятель­ности новым целям и ценностям образования;

· средством обеспечения единства и преемственности от­дельных ступеней образования в условиях перехода к непрерыв­ной системе образования;

· фактором регулирования взаимоотношений субъектов сис­темы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руко­водителей образовательного учреждения), с одной стороны, и го­сударства и общества — с другой;

· одним из ориентиров создания современной инфраструк­туры образования.

Вместе с тем новая версия стандарта должна создать усло­вия для более эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования деятельности системы образования.

К числу основных функций стандарта следует отнести:

· обеспечение права на полноценное образование, кото­рое заключается в обеспечении посредством стандарта гаран­тированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности про­должения образования;

· обеспечение единства образовательного пространства страны, которое представляет собой переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования, тре­бует наличия механизма регулирования, призванного стабили­зировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны выполнять стандарты обра­зования. Не ограничивая развития специфических региональ­ных подходов, наличия различных видов школ, вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют требования к результатам освоения основных общеобразовательных про­грамм. Реальные образовательные программы конкретного обра­зовательного учреждения по своему содержанию могут сущест­венно различаться и по объему, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить реализа­цию и достижение требований стандартов. Это позволяет обес­печить внутри страны гарантированное качество подготовки выпускников школы, на которое можно опереться при органи­зации последующего обучения. Стандарт явится важнейшим фактором решения многих демографических и социальных проблем в условиях возможной миграции населения, станет ос­новой признания эквивалентности документов об образовании, полученных в различных регионах, и т. п.;

· обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (пол­ного) общего, начального профессионального, среднего профес­сионального и высшего профессионального образования;

· критериально-оценочную, которая проистекает из сущ­ности стандарта как ориентира, равняясь на который раз­вивается система образования. Отдельные компоненты систе­мы документов, обеспечивающих функционирование стан­дарта, несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образователь­ных результатов выпускников, являются составной частью оценки образовательной деятельности педагогов, образователь­ных учреждений, системы образования в целом;

· повышение объективности оценивания, реализация ко­торой связана с возможностью коренной перестройки сущест­вующей системы контроля и оценки качества образовательных результатов на основе критериально ориентированного подхода к оцениванию и использования системы объективных измери­телей качества подготовки выпускников и эффективности дея­тельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом.

Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в системе образования создаст условия для принятия обос­нованных управленческих решений на всех уровнях — от учителя (выбор оптимальных методик, своевременная коррекция, дифференциация и индивидуализация обучения и др.) до ру­ководителей народным образованием (разработка и принятие мер по улучшению состояния образования на региональном и федеральном уровнях, внесение изменений в программы и учебники, совершенствование организации и управления об­разованием).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: