Введение. Раздел I. Общие положения Концепции федеральных госу­дарственных образовательных стандартов общего образо­вания

Содержание

Введение................................................................................................................................................. 4

Раздел I. Общие положения Концепции федеральных госу­дарственных образовательных стандартов общего образо­вания

1.1. Стандарт как общественный договор........................................................................................... 7

1.2. Назначение и функции государственных образовательных стандартов нового поколения 10

1.3. Деятельностный подход к построению образовательных стандартов ……………………… 11

1.4. Стандарт как инструмент реализации государственной по­литики в области образования..14

1.5. Статус государственного стандарта общего образования …………………………………..15

Раздел II. Модель построения государственных стандартов общего образования (основные компоненты и структура компонентов стандарта)

2.1. Общие положения.........................................................................................................................16

2.2. Структура компонентов государственных стандартов обще­го образования..........................17

2.3. Нормативное сопровождение Требований к структуре ос­новных общеобразовательных программ и результатам их освоения................................................................................................ 20

2.4. Нормативное сопровождение Требований к условиям реа­лизации основных общеобразовательных программ.........................................................................................................23

Раздел III. Разработка, утверждение, введение и контроль исполнения стандартов

3.1. Порядок разработки, утверждения и введения стандартов…………………………………...24

3.2. Контроль исполнения стандартов............................................................................................ 25

Введение

Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого ребенка на образование. Это соответствует принципу, изложенному в принятой ООН Декларации прав ребенка: «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».

Федеральные государственные образовательные стандарты – один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. Установление федеральных государственных образовательных стандартов представляет собой конституционную норму. В ст. 43 Конституции России, излагающей содержание и гарантии права на образование, говорится: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Введение государственного образовательного стандарта соответствует также ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В контексте прав человека образовательный стандарт является документом, который создает важные условия осуществления права на образование и который по своему содержанию должен соответствовать как правам ребенка, так и правам лиц, занимающихся образовательной деятельностью.

Государственные образовательные стандарты вводятся в систему нормативно-правового обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании». Образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы.

В основе стандарта лежит общественный договор – новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей). Таким образом, стандарт приобретает характер конвенциональной нормы. С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Важно и то, что ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. В этом контексте стандарт – средство обеспечения планируемого уровня качества образования. Будучи стабильным в течение определенного диапазона времени, он в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.

Стандарты способны одновременно обеспечить преемственность и обновление системы образования лишь в случае, если они основаны на получивших широкое признание в России и в мире психологических и педагогических подходах и идеях. Именно фундаментальность подходов обеспечивает многообразие и гибкость конкретных решений.

Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов.

Особенностью сегодняшнего этапа развития России является то, что происходящие в стране социально-экономические преобразования совпали по времени с общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу. Основные причины, выдвигающие задачу развития образования в центр государственной образовательной политики, - это поворот к личности обучаемых (развитие личности – смысл и цель современного образования) и развитие процессов глобализации. Для России как части мирового сообщества это еще и новые требования формирующегося информационного общества к системе образования.

Решение этой задачи требует обеспечения инновационного сценария развития страны на долгосрочную перспективу.

Эти во многом принципиально новые требования обусловлены изменениями сложившихся ранее представлений о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей, инновационному поведению и т.д. В настоящее время деятельность человека все больше становится принципиально инновационной. Существенно сокращается значимость и сужается круг репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий, растет инновационная активность человека во всех областях его деятельности. Эти процессы и тенденции могут получить дальнейшее эффективное развитие только в условиях становления инновационной системы образования – системы, ориентированной на новые образовательные результаты.

Создание стандартов первого поколения было прежде все­го инициировано потребностями решения актуальных в то время задач обеспечения нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного образования в условиях возникшей в начале 90-х гг. XX в. ситуации многообразия обра­зовательных систем. Реальная угроза развала единого образова­тельного пространства страны определила основное назначение стандартов того времени — сохранение единого базового ядра образования в российских школах за счет введения инвариант­ного минимально допустимого (достаточного) уровня содержа­ния и требований к подготовке выпускников.

Надо отметить, что эту задачу стандарты первого поколения выполнили. Но вместе с тем они (во многом невольно и вопре­ки самой идеологии их создания) стали фактором не столько стабилизации, сколько консервации школьного образования,направленного на реализацию прежних целей и задач школы, в условиях отсутствия внятной идеологии ее развития. Это и создало те противоречия, которые стали причиной их неприя­тия со стороны части общественности, ряда учителей, рассмат­ривавших все версии стандартов первого поколения как тормоз в развитии инновационных процессов в школьном образовании.

В условиях новых социальных реалий в России, перехода че­ловечества к постиндустриальному, информационному этапу своего развития и экономике, основанной на информационных технологиях и знаниях, образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и куль­турного развития страны.В начале XXI в. мир вступил в пе­риод глобальных изменений цивилизационного масштаба. Пе­реход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации,усилил взаимозависимость стран и культур, ак­тивизировал международную кооперацию и разделение труда. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющих­сяусловиях, что требует умения решать постоянно возникаю­щие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поли­культурногообщества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толе­рантности.

Признаком времени является повышенная профессиональ­ная мобильность.Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии. Это привело к тому, что на смену ведущего при построении и развитии образовательных систем лозунга «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на про­тяжении всей жизни».

На первый план выходит важнейшая социальная деятель­ность — обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей эко­номики и нового общественного устройства. Важнейшее значе­ние приобретают социальные эффекты, производимые обра­зованием, — эффекты консолидации общества и формирования гражданской идентичности (национальной, общероссийской, общечеловеческой), снижение рисков социально-психологической напряженности между различными этническими и рели­гиозными группами населения, эффекты социального «лифта» и социального «миксера» и достижения социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями.

«Развивающемуся обществу, — подчеркивается в «Концеп­ции модернизации Российского образования», — нужны совре­менно образованные, нравственные, предприимчивые люди, ко­торые могут самостоятельно принимать решения... прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью... спо­собны к сотрудничеству... обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание». Образование, таким образом, должно стать важнейшим, конкурентоспособным институтом социализацииподрастаю­щего поколения, ориентиром в достижении средствами образо­вания идеалов социального равенства и консолидации граждан, благосостояния, стабильности и процветания России.

Россия, провозгласив цели построения демократического общества, живущего в условиях современной рыночной эконо­мики, предъявляет выпускникам системы образования новые требования, которые лучше всего характеризуют слова В. В. Пу­тина: «Свободный человек в свободной стране».

Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией школьного образования. Эти вызовы по­рождают принципиально иные требования к образованию и его результатам и поэтому требуют разработки нового поколе­ния стандартов.

Настоящий проект концепции государственных стандартов общего образования сохраняет многие идеи, реализованные с различной степенью полноты в предшествующих проектах, и встраивает их в предлагаемую новую модель. Более того, в нем нашли свое отражение и провозглашенные, но не реализован­ные ранее продуктивные идеи, которые имеют немалый потен­циал для разработки стандартов нового поколения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: