Педагогические условия личностного воспитания

Механизм перевода содержания воспитания в достояние личности возникает при создании условий, отражающих единство воспитания и жизни детей, открытости воспитания окружающей жизни и нерегламентированности воспитания. Особое значение имеет разработка перехода от методов, как способов организации деятельности детей и педагогического воздействия на них к пониманию методов как механизмов, влияющих на движущие силы внутреннего развития. Но такие непривычные условия должны быть надлежащим образом использованы, т.е. смоделированы учителем.
Моделирование рассматривается в качестве процесса, творчески воспроизводящего только существенные свойства модели как оригинала, в качестве которого выступают передовой опыт и научно обоснованные содержательные ориентиры.
В моделях воспитания, прямо или косвенно, ключевым понятием является "творчество". Оно определяет характер отношений между воспитателем и воспитанниками, выступая одновременно и как цель (воспитание творческой личности), и как условие такого воспитания (творчество как "выращивание" новых личностных структур сознания).
"Творчество - это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, все равно, будет ли это созданием какой-нибудь вещи внешнего мира или построением ума или чувства, живущего в самом человеке" (Л.С. Выготский). Такое определение многое проясняет. И прежде всего, что творчество должно жить в самом человеке, т.е. оно не может быть внеличностным, механически привнесенным видом деятельности.
В связи с этим, педагогическое творчество имеет ярко выраженную личностную специфику. Любая технология известных учителей-мастеров при переносе в деятельность других учителей утрачивает свою эффективность. Этот феномен объясняется неповторимостью авторского, личностного начала, синтезированного с программным материалом. Анализ составных частей опыта Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенковой, Е.Н.Ильина и др., показывает что за внешней, "операционной", методической стороной их новшеств, воспринимаемой как легкие и грациозные действия, скрывается огромная внутренняя работа. В первую очередь она связана с глубоким, творческим переосмыслением содержания программного материала. Успех приемов, техники общения, стиля отношений и т.д. прямо опосредован неповторимыми особенностями личностных структур сознания конкретного учителя.
Действия учителя становятся доступными и понятными ученикам, когда он руководствуется своим (а не чужим), добровольно принятым, а не принудительно навязанным, творческим пониманием явления. При этом, педагогическая техника (педагогическое мастерство), обретает свою смысловую основу и становится внешним выражением, целостно завершенным средством самореализации внутреннего, субъектного мира педагога.
"Творчество - это один из видов деятельности, направленный на разрешение противоречия (творческой задачи), для которого необходимы объективные и субъективные личностные условия, результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью" (В.И. Андреев).
Понятие "условия" в его гуманистической трактовке принципиально не может содержать элементы принуждения. Условия или учитываются, или создаются для использования в воспитательных целях. Этим они отличаются от понятия "метод". Собственно условия представляют некоторую среду, объединяющую разнообразные возможности. Это возможности оценивания, выстраивания определенных типов отношений (критичности, мотивирования, самоутверждения, самоактуализации и т.д.) к тому, что предлагается в качестве содержания воспитания.
Педагогическая работа с условиями поддержки самоорганизации личности соответствует деятельности сознания, продвигающегося от повторения чужого к производству своего. Эта деятельность во многом носит личностный характер.
Главное условие - предоставление ученику возможности самостоятельного выбора из предлагаемых ему вариантов оснований для размышления. Возможность выбора - это уже основа не для навязанного, а для самостоятельного принятия решений. Следовательно, условия воспитания и должны рассматриваться как комплекс предпосылок, организующих деятельность сознания выбирающего, мобилизующих его на выбор оснований для размышления, предваряющий выбор конкретных действий.
В качестве условий-предпосылок, обеспечивающих организацию "помогающего" поведения учителя, могут быть использованы некоторые положения из теории принятия качественных решений.
Принятие педагогических качественных решений во многом опосредуется умением учителя приходить на помощь ученику. Позиция "помогающего поведения", вместе с тем, обусловлена общим социальным фоном, на котором и "разворачивается" самоопределение. Резкое изменение принципов жизни и связанное с ним преобразование условий жизни, ставит перед личностью новые и трудные задачи самоопределения и конструирования своего жизненного пути. Особенный недостаток испытывается в стабильности, осмысленности и перспективности своего существования в потоке общественных перемен, воспринимаемых как хаотичные и лишенные логики.
В рамках синергетического подхода в новой реальности воспитания к условиям "помогающего поведения" отнесены:
1. Признание необходимости в оказании помощи. Умение учителя создавать условия, в которых у учеников возникает желание признавать необходимость оказания им помощи. Обращение к источникам оказания помощи в самоформировании нравственного идеала предполагает тонкое направление ученика и мягкую корректировку его отношения к идеалу. Задача учителя определяется содержанием синергетического ориентира нравственной характеристики автора информации. Так, при наличии любого (позитивного или негативного) идеализируемого образа (политических предпочтений, религиозных конфессий, профессии и т.д.) ученику важно уметь определять уровень нравственной достоверности сведений, поступающих к нему из всех источников: от родителей, сверстников, старших товарищей, СМИ и т.д. Помогающее поведение учителя направлено на прояснение сущности предлагаемых сведений с позиций сответствия их критериям нравственности.
Как правило, преобладающая ценность самоопределения увязывается современными старшеклассниками с уровнем зарплаты, гарантируемой той или иной профессией; ценность религиозного (конфессионального) выбора определяется степенями внимания, понимания, активности миссионеров по отношению к вовлекаемому. Но эти ценности не согласуется ни со своими возможностями (не только с физическими, но и с психическими, интеллектуальными и т.д.), ни со сложностями и требованиями профессии (конфессии), не говоря уже о нравственной характеристике вида деятельности и источника информации о ней.
2. Постановка и представление проблемы самоидентификации с нравственным идеалом включает следующие условия: доступный и понятный язык; возможность для анализа описания идеала; допустимость ошибок, сомнений; ориентиры для поиска компромиссов; умение создавать условия для творческого включения личности в процесс преобразования мира и себя.
3. Зависимость эффективности качественных решений от содержания базовых ценностей. Эффективность творческих решений, соответствующих новым условиям жизни, зависит от содержания базовых ценностей (помощь, справедливость, цивилизованность, сила личности, сильная позиция критичности, творчество) в их соотношении с деятельностью личностных структур сознания - мотивированием, индивидуальной картиной мира, интеллектуальной самооценкой, психологической защитой и т.д.; изменение содержания базовых ценностей учителя и ученика в сторону гуманистических смыслов может осуществляться посредством изменения речевых стратегий обоих субъектов воспитания.
Особенность "помогающей" деятельности учителя определяется тем, что она связана с постоянной необходимостью принятия управленческих решений. Степень их осознанности, самостоятельности, соотнесенности с гуманистической идеологией определяет эффективность самоопределения.
"Разумное решение" - это решение, принятое человеком в трудной ситуации, когда он учел все необходимые факторы, основные возможные последствия, получил оценки лучших экспертов - использовал всю имеющу-юся в момент принятия решения информацию с точки зрения своей политики, своих предпочтений, своей интуиции.
1. Субъектность решения, принимаемого в сложных ситуациях, требует дополнения интуицией недостатка в объективной информации. Очевидно, что она может выступать в качестве основы для педагоической импровизации. Будучи удачной, импровизация учителя всегда вызывает яркий эмоциональный отклик у учащихся.
Интуитивность современного учителя явление скорее негативное, чем положительное. Отчасти - это своеобразный способ компенсации недостающих знаний. Для принятия оптимального решения в педагогической деятельности необходима продуманность действий, что уже требует их особого планирования и алгоритмизации. Отсутствие плана и алгоритма, как повсемсетно и широко распостраненное явление, приводит учителя к поспешным, порой бессмысленным метаниям. Однако план и алгоритм в воспитании - понятия более чем условные.
2. В качественном решении учителя отражаются его основные цели, опосредованные эмоциональной составляющей. Прием "утепление отношений" - учитель должен учесть влияние своего решения не только на действия, но и настроения своих учеников. Объясняя ученикам свои решения, учитель может ссылаться на любые факторы, в том числе и на эмоциональные, важно лишь сделать логические выводы из посылок, быть убедительным и в результате понятым и при этом не противоречить самому себе.
3. Преодоление упрощающего подхода, который ведет к исключению важных условий и не учитывающий неопределенность. Многие учителя склонны резко упрощать сложные ситуации и принимать решения, пользуясь простыми правилами. Во избежание упрощения, содержание воспитательной информации в целом ориентируется на преодоление наиболее свойственного российскому педагогическому сознанию интеллектуального порока - однозначно упрощаемого, комфортного отнесения явления к какому-либо классу, типу ("наклеивание ярлыков"). Преодоление такого представления решает и задачу включения комплекса личностно развивающих структур сознания. Это оказывается возможным при обеспечении содержания воспитания материалом, оставляющим простор для его критического и рефлексивного осмысления, выработки мотивированного отношения к нему посредством обнаружения скрытых противоречий и т.д.
Вместе с тем, углубление в сущность явлений должно быть оптимальным, оно не может быть перегружено излишне усложняющей его информацией.
4. Преодоление иллюзии "очевидности" решения проблемы. Каждый вариант решения имеет свои недостатки и трудно ожидать согласия по поводу какого-либо одного из них. В этих условиях наиболее плодотворным становится творческий поиск нового варианта. Поиск новых идей становится основным при решении сложных проблем. Стратегические проблемы требуют творческого подхода. На этом этапе также может помочь система поддержки принятия решений, в частности, система, позволяющая выявлять неудовлетворительные оценки существующих альтернатив и определять предпочитаемые направления их улучшения.
Наиболее эффективный способ расширения сознания - ситуация выбора, результатом которого становится принятие решения. Выбор предполагает наличие альтернатив, т.е. вариантов принимаемых решений, которые исследователи подразделят на независимые и зависимые. Независимые - те, проведение любых действий с которыми (удаление из рассмотрений, выделение в качестве лучшей и т.д) не оказывают влияния на качество других альтернатив. При зависимых альтернативах решения по одним из них оказывают влияние на качество других. Использование независимых альтернатив определяет представления разнонаправленных объетов изучения, а зависимых - так называемых "вееров возможностей" внутри альтернатив.
5. Наиболее эффективно задача включения личностных структур сознания решается когда воспитательная информация приобретает характер оснований для творческого поиска нового варианта развития ситуации. Для этого необходимы следующие способы: устранение внутренних препятствий творческим проявлениям; показ возможностей использования метафор и аналогий; поддержка воображения и фантазии; развитие восприимчивости, широты и насыщенности восприятия; создание условий для обнаружения смысла в информации.
Трудно ожидать, что школьник на первых же этапах сможет устойчиво, осмысленно и не противоречиво принять оптимальное решение по поводу той или другой проблемы. Для того, чтобы реализовывалась человеческая способность к развитию, способ описания проблемы должен содержать возможность ошибаться и исправлять свои ошибки, вырабатывать умение находить компромиссы, позволять усомниться в своих решениях и вернуться к началу. Совершая ошибки и исправляя их, ученик вырабатывает непротиворечивую и хорошо продуманную стратегию.
6. Задействование интуитивного начала. Целью синектической модели организации творческой деятельности является совместный поиск решения проблем экспертными группами посредством догадок, смелых гипотез, "сумасшедших идей", интуитивных решений. Ключевым моментом является стимулирование поисковой деятельности на основе эмоционально-образного метафорического мышления. Процесс решения проблем, при всей его интуитивности, тем не менее, организационно структурирован по этапам: первоначальной постановки проблемы; ее анализа и сообщения необходимой вводной информации; выяснения возможностей решения проблемы; ее переформулирования; совместного выбора одного из вариантов переформулированной проблемы; выдвижения образных аналогий; "подгонки" намеченных группой подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы.
Значимыми представляются этапы переформулирования проблемы и выдвижения образных аналогий. В процессе переформулирования задействуются столь необходимые для развития сознания механизмы переосмысления явления. Этот момент является ключевым с позиции "дискредитации прежних смыслов", т.е. востребования новых взглядов на привычные явления, придание им новых смыслов.
Особенно важной представляется преобладающая в синектике роль иррациональных, эмоционально окрашенных мыслительных процессов как движущей силы творческого поиска. В основном они обеспечиваются обстановкой тесного межличностного взаимодействия при обсуждении.
При поиске образных аналогий, являющимся ключевым методом для синектики, наряду с прямыми аналогиями и сопоставлением предметов и явлений, учащиеся побуждаются к привлечению личностных и символических аналогий, играющих ведущую роль в групповом творческом процессе. Личностные аналогии основаны на идентификации, отождествлении ученика с данным объектом, явлением. Символическая аналогия сводится к краткой фразе, выражающей в образной форме суть проблемы. Особое значение данный этап приобретает в качестве одного из приемов, как сочетания контрастных понятий наподобие броского заголовка.

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. -Казань, 1994.
2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. -М. -Ростов н/Д, 1999. С. 427-440.
3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. -Рига, НПЦ "Эксперимент", 1995. -176с.
4. Ларичев О.И, Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решения. -М., 1996.

Глава II. Педагогические технологии образования личности
3.3. Технология развития мотивационных основ самоорганизации.
3.4. Содержание технологии М. Розенберга-Д. Ронзина.
3.5. Модель педагогической поддержки самоактуализации личности.
:::


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: