В деле их воспитания

Благоразумные родители-мусульмане знают об особенностях психологии своих детей и умеют должным образом подойти к ним и проникнуть в их чистые и невинные души, используя в деле их формирования и ориентации наилучшие методы.

Они разными методами добиваются их любви, стараются сблизиться с ними с учётом их уровня развития и возраста, играют и шутят с ними, хвалят и говорят им слова любви и поддержки, от которых души детей приходят в восторг и тоже начинают любить родителей. В результате этого они с жаром соглашаются слушать их наставления и доверяют им, причём готовность слушать и повиноваться исходит из их сердец, а между повиновением, основывающимся на любви, уважении, высокой оценке и доверии, и повиновением, в основе которого лежит суровость, принуждение, подавление и всяческие запреты, существует большая разница. В первом случае речь идёт о постоянном и неизменном повиновении, а во втором — о повиновении временном и хрупком, которое исчезает уже вскоре после того, как полностью или временно прекращаются проявления суровости и снимаются запреты.

Некоторые люди могут подумать, что простота общения и связи родителя со своими детьми нанесут ущерб его авторитету в глазах детей и унизят его как воспитателя, однако это мнение полностью ошибочно. На самом деле проявление подобных достойных качеств по отношению к детям является мудрым и успешным приёмом воспитания, к использованию которого призывает современная педагогика, что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он призвал к этому словом и делом ещё пятнадцать веков назад.

Так, например, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выстраивал в ряд сыновей аль-Аббаса Абдуллаха, Убайдуллаха и Кусаййира, да будет доволен ими Аллах, а потом говорил им:

«Кто добежит до меня первым, получит то-то!» —, после чего они бросались к нему наперегонки и прыгали к нему на спину и на грудь, а он целовал их. 4 Ахмад.

Аль-Бухари в “Аль-адаб аль-муфрад” и ат-Табарани приводят со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, хадис, в котором сообщается, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял аль-Хасана (или аль-Хусейна) за руку, потом поставил его себе на ногу, а потом сказал: «Поднимайся!»

Однако в наибольшей степени дух посланника как великого воспитателя проявил себя в его доброте и нежности по отношению к аль-Хасану (или аль-Хусейну) в том случае, когда он забрался на него, что стало примером для всех отцов и дедов на все времена, указывая им на необходимость проявления великодушия по отношению к этим молодым и неокрепшим деревцам независимо от того, какое бы высокое положение ни занимали эти отцы и деды и каким бы уважением со стороны других ни пользовались. Об этом говорится в хадисе, передаваемом Ахмадом и ан-Наса‘и со слов Шаддада, да будет доволен им Аллах, который сказал:

Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел из дома, неся на руках Хасана (или: ...Хусейна). И он вышел вперёд и поставил его на землю, а потом сказал: «Аллах велик!» —, приступил к молитве и склонился в долгом земном поклоне. Подняв голову, я увидел, что мальчик забрался к нему на спину, и тогда я снова склонился в земном поклоне, а когда он закончил молиться, люди сказали: “О посланник Аллаха, поистине, ты затянул это дело!” В ответ им он сказал:

«Мой мальчик оседлал меня, и я не хотел торопить его, пока он не сделает то, чего ему хотелось!» Ахмад и ан-Наса‘и

Так и должен вести себя мусульманин со своими детьми, общаясь с ними, проявляя к ним доброту и нежность, не забывая пошутить с ними и по мере сил и наличия свободного времени доставляя им счастье и радость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: