Он способен прощать

Благочестивый мусульманин, подчиняющийся руководству своей религии, способен прощать. Способность к прощению является одним из высоких нравственных качеств, о котором Аллах Всевышний с большой похвалой отзывается во многих аятах Корана. В этих аятах указывается, что люди, которым свойственно это качество, являют собой образцы высшего благочестия в исламе, ибо Аллах отнёс их к числу совершающих благодеяния, а, значит, снискавших любовь и благоволение Аллаха.

Так, например, Аллах Всевышний сказал:

{…и которые сдерживают гнев и прощают людям. Аллах любит совершающих благие деяния!} “Семейство Имрана”, 134.

Это объясняется тем, что такие люди сумели сдержать свой гнев и освободились от бремени скрытой злобы и ненависти, выйдя на широкий простор прощения и снисходительности по отношению к людям. И благодаря этому они не только обрели чистоту, радость и спокойствие души, но снискали и нечто большее, а именно – любовь Аллаха и Его благоволение.

Способностью прощать и снисходительно относиться к другим обладают лишь те люди, сердца которых открылись для восприятия руководства ислама, а души переняли его высокие нравственные качества, вследствие чего победе, отмщению и восстановлению справедливости, к чему побуждают их души, они предпочли прощение и награду Аллаха.

Побуждая душу человека к восхождению на эту высокую и труднодостижимую вершину, благородный Коран использует прекрасные методы. Так, например, в Коране говорится, что тот, кто подвергается притеснениям, должен защищаться, чтобы оградить себя от несправедливости и враждебности. Это было сказано потому, что воздавать за дурное следует равным, но это не значит, что Коран призывает человека, претерпевшего несправедливости и обиды от своего брата, к сведению счетов и отмщению, наоборот, он как бы мягко берёт такого человека за руку и ведёт его к вершине терпения, прощения и снисходительности, заверяя его в том, что достижение этой вершины будет свидетельствовать о его твёрдости в важных делах. 16

Аллах Всевышний сказал:

{…и которые защищаются, подвергнувшись притеснениям. ~ И воздаянием за дурное (должно) послужить нечто столь же дурное, а того, кто простит и уладит, — наградит его Аллах. Поистине, Он не любит несправедливых! ~ Не в чем упрекнуть тех, кто защищался от несправедливости, ~ но заслуживают упрёков обижающие людей и без права покушающиеся на земле (на то, что им не принадлежит): таким уготовано мучительное наказание. ~ Что же до тех, кто проявлял терпение и прощал, то, поистине, это – от решимости в делах17.} “Совет”, 39 – 43.

Когда Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, услышал клеветнические речи, распространявшиеся некоторыми грешными людьми и порочившие честь его дочери, матери правоверных госпожи Аиши, да будет доволен ею Аллах, 18 душу его охватила скорбь и он поклялся прекратить оказывать свою помощь тем неблагодарным, которые вели эти греховные разговоры, после чего был ниспослан аят, в котором сказано:

{И пусть занимающие высокое положение и обладающие достатком среди вас не клянутся, что перестанут оказывать помощь родственникам, беднякам и переселившимся на пути Аллаха, и пусть они прощают и извиняют. Разве не хотите вы, чтобы Аллах простил вас? Ведь Аллах – Прощающий, Милосердный!} “Свет”, 22.

Поистине, взаимоотношения между членами общества правоверных основываются не на упрёках, подсчётах, желании настоять на своём и стремлении отомстить за все малые и большие обиды, нет, в основе взаимоотношений между ними лежат такие вещи как проявление снисходительности, способность закрывать глаза на упущения со стороны других, прощение и проявление терпения, к чему призывают людей установления ислама и к чему побуждает их его высокое и правильное руководство.

Так, например, Аллах Всевышний сказал:

{Не равны между собой доброе и дурное, отражай же тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет как близкий друг. ~ И не будет наделён этим никто, за исключением проявлявших терпение, и не будет наделён этим никто, кроме обладающих великим уделом.} “Разъяснены”, 34 – 35.

Поистине, если всегда отвечать злом на зло, это приведёт к возникновению у людей враждебных чувств по отношению друг к другу и породит ненависть и тайную злобу. Если же на зло отвечать добром, то это станет гасить гнев, успокаивать души и очищать их от скверны тайной злобы, и бывшие враги будут превращаться в близких друзей благодаря всего лишь доброму слову или улыбке сочувствия одного из них. И для отражающего дурное тем, что лучше, это становится великим успехом, поскольку, как указывается в вышеупомянутом нами благородном аяте, на это способны лишь те, кому дарован великий удел, ведь только они могут отражать дурное с помощью проявления терпения, отвечая на дурное хорошим.

Именно таких нравственных норм должен придерживаться верующий в обществе правоверных, и многие благородные аяты были ниспосланы для того, чтобы заложить основы этих норм в душах людей. Вот почему они предъявляют к верующему требование сдерживать свой гнев, извинять и великодушно прощать других в подобных обстоятельствах, ведь после этого от ненависти, раздражения или тайной злобы не остаётся и следа.

Аллах Всевышний сказал:

{…так прощай же великодушно.} “Аль-Хиджр”, 85.

В благородных хадисах этому достойному человеческому нравственному качеству, то есть способности прощать и проявлять снисходительность к людям, уделяется не меньше внимания, чем в аятах Корана, и они также направлены на то, чтобы привить его душам людей. Многие из них рассказывают о том, как проявлялось это качество в посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которому оно было присуще и который является примером для мусульман, их имамом и воспитателем, и призывают людей подражать ему и следовать его правильным путём.

Так, например, сообщается что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

“Если не считать тех случаев, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принимал участие в борьбе на пути Аллаха, он никогда никого не бил своей рукой, в том числе женщин и слуг, и какие бы обиды ему ни наносили, он никогда не мстил тем, кто делал это, если только при этом не нарушались запреты Аллаха Всевышнего, так как в подобных случаях он мстил за Аллаха Всевышнего”. Муслим.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всегда выполнял те указания, которые давал ему Господь славы, сказавший:

{Держись прощения, побуждай к добру и отстраняйся от невежд.} “Преграды”, 199.

И он всегда следовал другому велению Всевышнего, который сказал:

{…отражай же тем, что лучше…} “Разъяснены”, 34.

Таким образом, его характер стал уникальным знамением, из числа знамений, созданных его Господом, и в равной степени проявлял себя по отношению ко всем людям, так как он не отвечал дурным на дурное, но прощал, старался улаживать дело миром и отстранялся от невежд, отражая плохое тем, что лучше.

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

“Однажды, когда я шёл куда-то вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на котором был плащ из Наджрана ( один из районов Йемена ) на грубой подкладке, его догнал какой-то бедуин, с силой потянувший (пророка за края этого плаща). Я посмотрел на плечо пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и увидел, что после этого на нём остался след от этой подкладки, а (бедуин) сказал: ”О Мухаммад, вели, чтобы мне дали что-нибудь из богатств Аллаха, которые у тебя есть!”-, пророк же повернулся к нему и рассмеялся, а потом велел дать ему что-то”. Аль-Бухари и Муслим.

И привычка прощать столь глубоко укоренилась в его благородной душе, что он простил даже ту иудейку, которая преподнесла ему в подарок отравленную баранину, о чём свидетельствует содержание хадиса, передаваемого обоими шейхами (аль-Бухари и Муслимсом) и другими мухаддисами.

В этом хадисе сообщается о том, что:

Одна иудейка прислала в подарок посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отравленную баранину, и он вместе с некоторыми из своих сподвижников стал есть это мясо, но через некоторое время сказал им: «Прекратите (есть), ибо, поистине, оно отравлено!» А потом эту женщину привели к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он спросил её: «Что побудило тебя к этому?» Она ответила: “Я хотела узнать, действительно ли ты являешься пророком, ведь если это так, то Аллах обязательно должен был дать тебе знать об этом и это не повредило бы тебе, в противном же случае мы бы отдохнули от тебя“. Тут люди спросили: ”Не убить ли нам её?”—, но он сказал: «Нет!»—, и простил эту женщину.

А когда взбунтовалось племя даус, члены которого отказались подчиняться велениям Аллаха и Его посланника, к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, явился ат-Туфайль бин Амр ад-Дауси, да будет доволен им Аллах, и сказал: ”Поистине, дауситы взбунтовались и отказались повиноваться, призови же на них проклятие Аллаха!” После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повернулся лицом к кибле и воздел руки к небу, а люди сказали: ”Они пропали!” 19 —, однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который был милосерден и снисходителен к людям и опасался, что Аллах обрушит на этих рабов свою кару, принялся взывать к Аллаху с мольбами за них, говоря:

«О Аллах, направь дауситов на путь истинный и приведи их 20, о Аллах направь дауситов на путь истинный и приведи их, о Аллах направь дауситов на путь истинный и приведи их!» 21


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: