Он умеет хранить тайну

Одним из свойств истинного мусульманина является то, что он умеет хранить тайну и не разглашает доверенное ему кем бы то ни было. Умение хранить тайну свидетельствует о достоинстве и силе личности и характера человека, что и было присуще лучшим мусульманам и мусульманкам, воспринявшим руководство пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и следовавшим его примеру, в результате чего такое умение стало одним из наиболее характерных их качеств и достойных обычаев.

Одним из наиболее убедительных примеров того, что первым сподвижникам было присуще такое достоинство, как умение хранить тайну, и они никогда не отступали от этого, может служить поведение Абу Бакра и Усмана в той ситуации, когда Умар предлагал каждому из них в жёны свою овдовевшую дочь Хафсу, и сохранение ими от него тайны посланника Аллаха,.

Имам аль-Бухари передаёт со слов Абдуллаха бин Умара, да будет доволен им Аллах, что о случившемся после того, как дочь Умара, да будет доволен им Аллах, овдовела, Умар рассказывал следующее:

“Я повстречался с Усманом бин Аффаном, да будет доволен им Аллах, и предложил ему в жёны Хафсу, сказав: ”Если хочешь, я выдам за тебя Хафсу бинт Умар”. Он ответил: ”Я подумаю над этим”. И я ждал несколько дней, а потом он встретил меня и сказал: ”Я решил, что не стану жениться сейчас”. А через некоторое время я встретил Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен им Аллах, и сказал ему: ”Если хочешь, я выдам за тебя Хафсу бинт Умар”—, однако Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, промолчал и вообще ничего не сказал мне в ответ, и я рассердился на него ещё больше, чем на Усмана, а ещё через несколько дней к ней посватался пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и я выдал её замуж за него. А потом меня встретил Абу Бакр и сказал: ”Ты, наверное, рассердился на меня после того, как предложил мне в жёны Хафсу, а я ничего не ответил тебе”. Я сказал: ”Да!” Тогда он сказал: ”Я знал о том, что о ней упоминал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и только это помешало мне ответить на твоё предложение. Я никак не мог выдать тайну посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а если бы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отказался от неё, то я обязательно взял бы её сам!””

Однако способностью хранить тайну отличались не только мужчины из числа наших предшественников, но также женщины и дети, которые в полной мере восприняли руководство ислама, в результате чего их сердца и умы были озарены его ярким светом. Свидетельство этому мы можем обнаружить в хадисе, переданном имамом Муслимом со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: “Однажды, когда я был занят игрой с другими мальчиками 39, ко мне подошёл посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который приветст­вовал нас и отправил меня с одним поручением. Из-за этого я поздно вернулся к матери, а когда я пришёл домой, она спросила: ”Почему ты задержался?” Я ответил: ”Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал мне поручение”. Она спросила: ”А что ему было нужно?” Я ответил: ”Это тайна”. Тогда она сказала мне: “Никому не выдавай тайны посланника Аллаха,!””

Анас сказал: “Клянусь Аллахом, если бы я раскрыл эту тайну кому-нибудь, то раскрыл бы её и тебе, о Сабит!” 40

Мать Анаса видела, что её сын хочет сохранить тайну посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и укрепила в нём это желание, велев ему не раскрывать этой тайны никому. И мы видим, что он и в самом деле не раскрыл её никому, в том числе и последователю Сабиту аль-Бунани, передавшему этот хадис с его слов. Что же касается этой женщины, то она не стала ни о чём допытываться от своего маленького сына из любопытства и желания выведать ту тайну, которую он скрыл от неё. Это и есть пример настоящего исламского воспитания и того высокого уровня, которого человек, будь то мужчина, женщина или ребёнок, может достичь благодаря ему.

Поистине, разглашение тайн является одной из самых дурных привычек человека, ведь в этой жизни можно говорить не обо всём том, что тебе становится известно. Есть много таких вещей, сохранения которых в тайне требуют мужское достоинство, честь или ревность, особенно если они имеют отношение к супружеской жизни, а это значит, что о подобном открыто говорят лишь те, у кого помутился разум, или же совершенно лишённые внутренней силы и ничтожные люди. Вот почему такие болтливые мужчины относятся не просто к числу дурных людей, но к худшим из них пред Аллахом, как пояснил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказавший:

«Поистине, в День воскресения среди людей, оказавшихся в наихудшем положении пред Аллахом, будет и такой мужчина, который проводит ночи со своей женой, а потом начинает рассказывать о том, что между ними происходило». Муслим.

Он не шепчется со своим собеседником
в присутствии третьего

Богобоязненный, восприимчивый и хорошо усвоивший ус­тановления своей религии мусульманин отличается наблюдательностью, уважает чувства других людей и старается не наносить им никаких обид. Вследствие этого он всегда проявляет в беседе тактичность, одно из основных требований которой состоит в том, чтобы не шептаться со своим собеседником в присутствии кого-нибудь третьего. Это требование относится к числу тех высоких этических норм, которые ислам с самого начала прививал людям, исповедовавшим эту религию. Об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен Аллах ими обоими, который сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если будете втроём, пусть двое не перешёптываются втайне от третьего, пока вы не присоединитесь к другим людям, ибо это огорчит его». Аль-Бухари и Муслим.

Мусульманин, который благодаря исламу отличается чувствительностью, деликатностью, осмотрительностью, проницательностью и тактичностью, никогда не станет перешёптываться и секретничать в компании, состоящей не более чем из трёх человек, чтобы не задеть чувства третьего, который из-за этого может ощутить неловкость и подавленность. Его может заставить поступить так только крайняя необходимость, да и то в подобных случаях необходимо попросить у третьего разрешения, говорить кратко и принести человеку свои извинения.

Благородные сподвижники, души которых ислам завоевал без остатка, в результате чего нравственные нормы и наставления этой религии проникли в самую их плоть и кровь, никогда не пренебрегали подобными деликатными вещами во взаимоотношениях с другими людьми. Об этом свидетельствуют многочисленные сообщения, в которых рассказывается о том, сколь достойно они вели себя в обществе и какое уважение проявляли к чувствам других людей. Одним из таких сообщений является рассказ, передаваемый имамом Маликом в “Аль-Муватта” со слов Абдуллаха бин Динара, который сказал:

“Однажды, когда я вместе с Ибн Умаром находился в доме Халида бин Укбы, что находится у рынка, пришёл какой-то человек, который хотел побеседовать с ним наедине. Кроме меня с Ибн Умаром в доме больше никого не было, и тогда он позвал ещё одного человека, чтобы нас стало четверо, а потом сказал мне и тому человеку, которого позвал: ”Отойдите немного в сторону, ибо я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пусть двое не перешёптываются в присутствии третьего»””.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: