Абу Дауд, ан-Насаи и Ахмад

Привычка благодарить за добро, присущая мусульманину, соответствует требованиям его религии, путь к которой указало ему руководство его благородного пророка,, а не простым проявлением вежливости и учтивости, зависящим от настроения и личных прихотей или возможности получить те или иные выгоды.

Человек, делающий добро, заслуживает благодарности за это, даже если не сможет лично сделать что-то полезное для другого. Вполне достаточно того, что он сделал что-то хорошее, тем самым уже заслужив слова сердечной благодарности, чего и добивается ислам от мусульман.

Стремление ислама привить душе мусульманина подобное свойство столь велико, что в этой религии даже благодарность Аллаху объявляется несовершенной и неполной, если наряду с ней человек не выразит свою благодарность и тем людям, которые делают для него что-то хорошее и благое. Что же касается того, кто не привык ни благодарить людей за добро, ни говорить такие слова, которые могли бы порадовать делающих добро и поощрить их к проявлению великодушия и щедрости и впредь, то он является неблагодарным и не умеющим ценить благодеяния человеком, который не способен благодарить и Аллаха, являющегося Подателем всех благ. Об этом посланник Аллаха,, говорит так:

«Не станет благодарить Аллаха тот, кто не благодарит людей». Аль-Бухари в “Аль-Адаб аль-муфрад”.

Дело в том, что выражение благодарности человеку, сделавшему тебе добро, способствует распространению блага и внушает им любовь к благим делам. Кроме того, это приучает человека помнить о том, кто сделал ему добро, ценить такое отношение к себе и отвечать на него признательностью, что укрепляет узы взаимной симпатии между членами общества, делает сердца способными к проявлениям любви и побуждает души к совершению благого, а упрочение всего этого в исламском обществе и является целью ислама.

Он поддерживает отношения с людьми
и терпеливо переносит наносимые ими обиды

Истинный и деятельный мусульманин поддерживает общение с людьми и терпеливо переносит наносимые ими обиды, сознавая, что он занимается решением важной задачи, выполняет определённую миссию и осуществляет исламский призыв. Человек, принимающийся за решение столь сложных задач, должен подготовить себя к самопожертвованию на этом пути, проявлению терпения в процессе осуществления подобной миссии и перенесения всего того, чего потребует от него обращение к людям с исламским призывом. Здесь имеется в виду проявление терпения по отношению к непродуманным высказываниям людей, плохому отношению с их стороны, их глупым подозрениям и представлениям, грубости, тому, что они не станут торопиться внимать истине, их нерасторопности, интересу только к к тому, что выгодно лично им, и прочие вещи, порождаемые ничтожностью человеческих устремлений. Подчас всё это истощает силы призывающих, и когда они испытывают затруднения и чувствуют усталость, то начинают удаляться от людей и избегать встреч с ними. Именно поэтому высокие наставления пророка,, и направлены на укрепление решимости и сердец верующих и в них указывается, что проявляющие терпение на тернистом и долгом пути призыва лучше тех, кто терпением не обладает.

Так, например, сообщается, что пророк,, сказал:

«Верующий, который поддерживает общение с людьми и переносит их обиды, лучше того, кто не общается с ними и не переносит их обид». Аль-Бухари в “Аль-Адаб аль-муфрад”.

Что же касается самого посланника Аллаха,, и пророков, мир им, живших до него, то они проявляли чудеса терпения, пе­ренося безрассудства, измышления и глупость людей, и подобной стойкости больше всего не хватает призывающим, когда их терпению приходит конец и они оказываются не в силах переносить обиды и враждебность.

Об одном из примеров проявления подобного великого терпения сообщается в хадисе, переданном шейхами аль-Бухари и Муслимом. В этом хадисе говорится о том, что однажды пророк,, разделил военную добычу подобно тому, как он обычно делал это, но один из ансаров сказал: ”Клянусь Аллахом, он разделил так не ради лика Аллаха Всемогущего и Великого!” 105 Когда об этих несправедливых словах узнал благородный посланник,, ему стало тяжко, цвет его лица изменился и он (сначала) разгневался, а потом сказал:

«Мусу обижали ещё сильнее, но он терпел!»

Благодаря этим немногочисленным словам гнев посланника Аллаха,, улёгся, и его чистая и благородная душа успокоилась.

Это качество, то есть способность терпеливо переносить обиды людей и выслушивать их измышления и сплетни, было присуще пророкам и искренним призывающим всегда и везде, так как без него продолжение призыва оказалось бы невозможным, а призывающие не могли бы сохранять твёрдость.

При этом сознательный и благоразумный мусульманин не забывает о тактичности, добиваясь расположения людей всеми приемлемыми способами, и принимает меры защиты от их зла и непристойностей, если они ведут себя нагло. Общаясь с людьми, верующий проявляет находчивость, а обращаясь к ним со своими словами, старается быть проницательным и деликатным, вследствие чего они не видят с его стороны никакой жёсткости или грубости. Именно к этому вели людей наставления благородного пророка,, примером чего может служить содержание хадиса, переданного имамом аль-Бухари со слов госпожи Аиши, да будет доволен ею Аллах. Она сообщила, что однажды какой-то человек попросил разрешения войти к пророку,, и он сказал:

«Впустите его, (но) плохой он товарищ!»—, а когда тот вошёл, говорил с ним очень мягко. Аиша сказала: “Потом я сказала: ”О посланник Аллаха, (сначала) ты сказал то, что сказал, а потом стал говорить с ним мягко!” В ответ он сказал мне: «О Аиша, поистине, наихудшее положение пред Аллахом занимают те люди, которых другие покидают из страха перед их непристойным поведением!»”

И действительно, люди бывают разными, и не всегда их поведение соответствует характеру, склонностям и желаниям того, кто обращается к ним с призывом, а многие из них придерживается прямо противоположного тому, что он любит и к чему стремится. В связи с этим призывающему следует защищаться от того, что они могут ему преподнести, с помощью терпения, как следует ему проявлять деликатность во взаимоотношениях с ними и склонять их к той истине, к которой он их призывает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: