Истинный и щедрый мусульманин проявляет свою щедрость и оделяет своими дарами тех, кто достоин помощи и поддержки, прежде всего стараясь оказать её таким обездоленным, которые отличаются скромностью и не пристают к людям с настойчивыми просьбами, в то время как люди из-за скромности таких бедняков считают их состоятельными. И он сам идёт к таким, стучится в их двери и дарует им то, что удовлетворяет их потребности и позволяет им не уронить своего достоинства.
Он поступает так потому, что такие скромные бедняки более чем кто бы то ни было заслуживают поддержки и даров, и именно их имел в виду благородный посланник,, когда говорил:
«Не тот беден, кому достаются один или два финика или кусок-другой (еды), действительно беден тот, кто воздерживается от просьб». Аль-Бухари и Муслим.
В другой версии этого хадиса, приводимой в обоих “Сахихах”, сообщается, что пророк,, сказал:
«Не тот беден, кто обходит людей, получая кусок-другой (еды) или один-два финика — беден тот, кто не имеет того, что избавило бы его (от голода), но другие об этом не догадываются и поэтому ему не подают, а сам он не обращается с просьбами к людям».
|
|
Помимо этого, великодушный и щедрый мусульманин старается оделить своими дарами сироту, а если может, то берёт его под свою опеку, начинает расходовать на него свои средства и занимается его делами независимо от того, состоит этот сирота с ним в родстве или нет. Расходуя свои деньги на подобные цели, он надеется на награду Аллаха, приготовившего для опекуна сироты самое высокое место, о котором только можно мечтать, а именно – место в раю рядом с благородным посланником,.
Передают со слов Сахля бин Са‘да, да будет доволен им Аллах, что однажды посланник Аллаха,, сказал:
«Я и опекающий сироту будем в раю (в подобном положении)127 »—, и сказав это, он сделал знак указательным и средним пальцами, чуть-чуть разведя их в разные стороны. Аль-Бухари и Муслим.
Кроме того, богобоязненный, совершающий благодеяния и щедрый мусульманин старается помочь вдове и бедняку, подчиняясь руководству своей правильной религии, желая снискать благоволение своего Господа и стремясь получить ту щедрую награду, которую Аллах Всевышний дарует заботившимся о вдовах и бедняках, ведь она будет столь велика, что превзойдёт собой даже награды соблюдавшего пост, проводившего ночи в молитвах или боровшегося на пути Аллаха, о чём сообщает благородный посланник,, который сказал:
«Проявляющий заботу о вдове и бедняке подобен борющемуся на пути Аллаха». Передавший это хадис сказал: “И я думаю, что он сказал: «…а также простаивающему ночи в молитвах, который не слабеет, и постящемуся, который постится постоянно»”. Аль-Бухари и Муслим.
|
|
Таковы пути благочестия, которыми следует мусульманин, расходующий свои средства и проявляющий щедрость в надежде снискать за это благоволение своего Господа и получить Его награду. И таковы праведные дела, которые действительно приближают раба к его Господу в отличие от пиров, устраиваемых для богатых и высокопоставленных людей и требующих огромных расходов при том, что устраиваются они лишь ради славы, престижа или каких-либо временных приобретений. Посланник Аллаха,, осудил подобные пиры, поскольку устраиваются они не ради лика Аллаха Всевышнего. Пророк,, сказал:
«Плохой едой является угощение того пира, на который приглашают богатых и отказываются (звать) бедных».