Если вы хотите, чтобы результат обучения был лучше, то перед началом процесса обучения вы должны произвести регулирование сознания и мыслей слушателей или пациентов, вы должны привести в определенный порядок их мышление и ум. Это значит, что вы должны заставить их следовать своими мыслями за ходом ваших рассуждений.
Если слушатели будут сомневаться в ваших словах, то они не получат тот результат, которого вы ожидаете. Если вашим объяснениям некоторые верят, некоторые не верят, а часть людей вообще не знает, как к ним относиться, то в этом случае хороший результат при обучении по-
лучить невозможно. Поэтому во время лекции и пояснения упражнений не давайте им шанс на анализ того, правильны или неправильны ваши высказывания. Из опыта многих инструкторов можно заключить, что первая лекция — самая трудная. И вот именно на ней вы должны убедить своих слушателей в том, что их ожидания не напрасны. Они должны захотеть прийти заниматься. Поэтому, возможно, вам придется потратить 10 или 15 минут, чтобы поставить аудиторию в такие условия, при которых они будут следовать за вашей мыслью.
Различие в западном и восточном методах мышления и практики заключается в том, что люди Востока, как правило, практикуют до того, как начнут понимать. А западные слушатели должны сначала понять, а только после этого — делать. Поэтому западному ученику вы должны тщательно объяснить, что он получит в результате практики того или иного упражнения, для чего оно необходимо. Восточному ученику, как правило, не нужно объяснять, что и для чего делать, не нужно объяснять смысл этой практики. Ему просто говорят: «Практикуйте это», и все.
На одном из международных тренингов в Шаолине я рассказывал слушателям о практике трансцендентальной энергии. Я очень тщательно, очень подробно все объяснил. Всем все было понятно, и все были удовлетворены. Но последнее мое предложение было следующим: «Все, что я вам сказал, правда. Но суть заключается совсем не в этом — суть совсем не в том, что я рассказывал». Я так сказал, потому что они требовали объяснения, они хотели понять, почему им нужно практиковать, и хотели услышать то, что будет понятным и приемлемым в качестве объяснения. Вот почему приходится объяснять все с учетом уровня знаний слушателей и вообще их уровня в целом. И только после того, как они эти объяснения поймут и нечто получат от своей практики, — только после этого вы можете сказать им правду.
Например, когда в Китае меня просят диагностировать человека, то я всегда щупаю пульс. И поэтому каждый говорит о том, что я мастер в пульсовой диагностике. Но факт заключается в том, что на самом деле я на это вообще не обращаю внимания — я таким образом вообще не диагностирую. Но почему я так себя веду? Потому что если я там попрошу пациента стать от меня для диагностики на некотором расстоянии, то многие люди в это просто не поверят. Но если вы щупаете пульс, то они верят в то, что вы таким образом диагностируете, потому что так делают все врачи. Это привычно, поэтому понятно. В этом случае совершенно не важен процесс, метод, процедура... Важно, что вы говорите пациентам об их заболевании, и они верят тому, что вы им говорите. Вы говорите им так, чтобы они вам поверили. А после их выздоровления вы Можете рассказать им об их диагнозе и как он был получен.
Имидж
Как только вы появляетесь перед слушателями, у них создается о вас определенное впечатление. Вы еще не начали говорить, они еще не услышали ваш голос, но уже отреагировали на вас и сделали заключение о вашей внешности: вашей одежде, фигуре, прическе, вашей манере двигаться и даже улыбаться. Начав говорить, вы просто добавляете впечатление. Для ваших слушателей все это очень информативно: ваша речь, ваша внешность, ваше тело, ваша походка уже показывают им, кто вы и что собой представляете.
Поэтому не игнорируйте те впечатления, которые вы можете произвести на слушателей своим первым появлением. Если при вашем виде у них возникают сомнения в вашей силе и энергичности, если им кажется, что вы слабы и больны, что вы сами скорее серьезный пациент, нежели инструктор, то как они могут хотеть слушать вас? Не забывайте также, что между вашим внешним видом и манерой говорить не должно быть диссонанса: сверхмодная одежда и неуверенная тихая речь или очень громкая, но неграмотная может оттолкнуть потенциальных учеников.
Поэтому вы должны создать правильное первое впечатление — оно очень важно для дальнейшего контакта с аудиторией. Вы должны показать сразу, что вы — энергичный и счастливый человек, вы подобны Большому дереву.
Шоу
Вы должны не только рассказывать об упражнениях, но еще и показывать то, чему вы учите. И вы должны пояснить, что получили вы сами и что могут получить слушатели. Что же мы можем им показать?
Вам понятно, что вы получили: прежде всего, это энергия. Вы сумели ее почувствовать и, может быть, сумели что-то увидеть. Но начинающим, которые только что пришли и только попробовали ощутить ци, трудно поверить в ваши рассказы — ведь у них нет никакого видения энергии. Поэтому им очень сложно переключиться на другой тип восприятия реальности. Для того чтобы ваша аудитория могла составить какое-то представление об энергии и ее действии, желательно продемонстрировать некоторые феномены, связанные с ощущением энергии. Это своеобразное шоу с участием слушателей. Его цель — приблизить их к пониманию, что такое ци и что такое цигун.
Подробнее мы остановимся на этой теме в отдельной главе.
Глава 4. Чему мы обучаем на I ступени
Мы говорим, что хорошее начало — половина успеха. Поэтому инструктор должен обеспечить себе, как минимум, хорошее начало. Мы уже обсуждали ранее, каким важным является первое впечатление, которое вы производите на слушателей первым своим появлением. Мы уже говорили о вашем внешнем виде и о вашей речи. Все это показывает ваше состояние. Если вы больны, плохо себя чувствуете, слабы, то никто не сможет поверить, что у вас есть энергия. Возможен и такой вариант: вы совершенно здоровы, но ваша поза, походка, неуверенная речь не производят впечатления энергичного человека.
Когда на улице вы смотрите на деревья, то сразу можете увидеть, какое из них здоровее и сильнее других: оно выделяется толщиной ствола, высотой, кроной, свежестью листвы... Точно так же, посмотрев на человека, вы можете почувствовать, настоящий ли он мастер.
Часто можно увидеть и вашу энергию, и ваш дух. Каким образом? Если у вас, действительно, большой опыт практики, мощная энергия, развитый дух, если вы уверенный в себе человек, то вокруг вас совершенно другая атмосфера. И этой уверенностью вы можете заразить других, вы можете воздействовать на других. Вот почему многие начинающие инструкторы при встрече со слушателями волнуются, у них нет внутренней уверенности в себе, в своих возможностях. Но если слушатели пришли на ваш семинар, вы можете быть уверены в том, что они знают в области ЧЮЦ намного меньше, чем вы.
А теперь разберем вопросы, связанные непосредственно с вашим обучением группы.
В программу I ступени входят ознакомительная лекция и практический семинар. Рассмотрим каждую часть отдельно.
ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ЛЕКЦИЯ
Здесь следует выделить несколько аспектов: как познакомиться с группой, как владеть ситуацией и контролировать ее, как преподносить материал, что именно давать на лекции, как помочь слушателям почувствовать энергию и понять, что такое ци.
Поэтому начнем с самого начала.