1. Если вы будете опасаться, что кто-то из слушателей знает больше
вас, то тогда вы потерпите неудачу.
Когда вы приобретете некоторый опыт преподавания ЧЮЦ, то убедитесь, что здесь все происходит по-другому: если уровень слушателей будет выше, то уровень вашего преподавания тоже автоматически станет выше и вы даже не будете знать, откуда появляются ваши знания, которые вы излагаете.
Поэтому когда вы заходите в зал, видите слушателей и начинаете говорить, позвольте преподавать вашему сердцу, а не вашим знаниям. Слушатели это почувствуют. Они почувствуют ваше сердце, ваше знание, ваш ум, ваше сознание, вашу энергию. Они почувствуют, что ваше сердце открыто, они почувствуют ваше доброе отношение к ним, и тогда им будет легко заниматься.
2. Появляясь перед аудиторией, вы должны показать слушателям
свою энергию. Вы не должны казаться им уставшим, больным и неуве
ренным в себе человеком — чему вы тогда сможете их научить? Выходя
на сцену, вы должны показать всем своим видом, что хорошо знаете, че
му вы будете их обучать и что вы будете делать.
|
|
Вы должны не только показать вашу уверенность — вы действительно должны быть уверены в себе: вы — учитель ЧЮЦ!
Если вы выходите на сцену, смотрите на людей и думаете «ну, не знаю, смогу ли я научить их или нет?», то тогда у вас сразу возникает страх. Вы не должны впускать его.
3. Даже если вы знаете, что на лекции присутствуют какие-то более
высокие духовные учителя, на вас это не должно влиять, вы должны по
казывать свою уверенность.
В других ситуациях вы можете проявлять скромность, но только не на сцене: на сцене вы — учитель, поэтому здесь нет скромности, а просто естественный процесс обучения.
Не нужно думать, что в зале присутствует лучший инструктор, чем вы. Если вы так думаете, то тогда он должен вести лекцию, а не вы. На вашем семинаре вы инструктор, вы владеете ситуацией, вы должны ее контролировать, и никто другой, — вы не должны бояться. Несмотря на то что в зале может быть много других инструкторов с большим стажем работы, вам необходимо показать уверенность в том, что вы знаете, что делаете, и знаете, чему будете учить.
4. Есть на лекциях и занятиях по цигун специфическая особенность:
необходимо создать особую энергетическую атмосферу — поле ци,
чтобы слушатели были активными или спокойными в зависимости от темы занятий. Так вы сможете управлять движением ци и сможете контролировать эмоции слушателей. Как это сделать — мы рассмотрим в отдельной главе.
5. Во время общения со слушателями не забывайте о таких внешних
проявлениях, как жесты, поза, мимика, эмоции. Вы не должны просто
говорить и ни на что больше не обращать внимания. Вы должны снача
ла заставить слушателей прийти в спокойное расслабленное состояние.
Когда вы с ними общаетесь, то обращайте внимание на время. Возмож
но, минут через 15 они устанут, и тогда вы должны разбавить, разря
дить как-то обстановку, может быть, какой-нибудь шуткой или еще
чем-то так, чтобы они изменили свою позу и переключились на что-то
другое. В таком случае они не будут чувствовать скуку и не будут уста
вать. Ни в коем случае нельзя позволять им уставать от лекции. Для
этого нужно разнообразить работу в зале — нельзя долго пребывать в
одной позе. Постоянно осуществляйте обратную связь с аудиторией,
особенно во время ваших рассказов или объяснений: прошло ми
нут 15 — спросите, все ли понятно. Если вы чувствуете, что люди уста
ли сидеть, нужно встать и сделать какие-то упражнения или провести
демонстрацию, шоу.
|
|
Обучение — это искусство. Вы должны при этом использовать творческий подход, а не только те знания, которые приобрели раньше. Не забывайте о том, как слушатели должны вас слушать, каким образом вы должны их обучать. Только в этом случае вы сможете контролировать ситуацию, а вы должны ее контролировать всегда. Одним из признаков контроля служит то, что слушатели должны сидеть в определенной позе. Первая ступень — это не ретрит, на котором вы можете позволить вольную позу. На обычном семинаре такого не должно быть.
Лекции по цигун в корне отличаются от обычных лекций на обычные темы. Вы чувствуете, что когда мы говорим о цигун, то невольно и естественным образом захватываем темы, связанные с другими науками: математикой, физикой, биологией, ботаникой, медициной... Вот почему надо найти простые, доходчивые слова, чтобы выразить свои мысли и идеи. Старайтесь не употреблять научные термины, если есть эквиваленты в разговорном языке — старайтесь употреблять слова нейтральные и обычные, чтобы они были понятны всем, а не только специалистам в этой области.