Первая встреча с аудиторией

Когда вы приходите на лекцию или на семинар, вы прежде всего должны представиться и рассказать, чему вы будете обучать. Для этого вы должны уметь управлять аудиторией. Вы должны привлечь чем-то

их внимание.

И если в первые же несколько секунд вы чувствуете, что не можете управлять этой аудиторией, или слушатели почувствуют, что у вас нет достаточных возможностей или сил с ними работать, то тогда у вас ни­когда не будет хорошего семинара. А ведь, войдя впервые в аудиторию (или в зал), вы можете встретиться с разными ситуациями. Рассмотрим наиболее характерную.

Итак, вы заходите в зал и видите, что ожидающие начала лекции слушатели оживленно друг с другом разговаривают. Вы поднимаетесь на сцену, но большинство из них продолжают между собой общаться. Они, конечно, вас видят, но особо не реагируют — все сидят в разных позах, не обращая на вас внимания.

Как вы можете сразу скорректировать такую ситуацию? Как управ­лять этим? Существуют разные пути, разные варианты.

Вариант первый

Вы подходите краю сцены и молча смотрите на людей, не делая по­пыток заговорить. Если вы молчите, то для слушателей это странно, по­тому что они предполагали, что когда лектор входит, то должен начать что-то говорить. Но вы продолжаете молча на них смотреть, и тогда они постепенно перестают разговаривать. Тогда они уже внимательно на вас смотрят и готовы вас слушать.

Один из вариантов такого пути: вы внешне никак не реагируете на разговоры слушателей, спокойно садитесь за стол и что-нибудь пишете, периодически на них поглядывая. Но вы должны быть очень спокойны, чтоб ваша энергия могла успокаивать энергию слушателей. Через некото­рое время говор затихает, потому что им надоело ждать, когда же вы заго­ворите. Тогда вы очень спокойно и негромко можете начать говорить.

Вариант второй

Он намного хуже. Вы подходите к краю сцены, видите, что люди раз­говаривают, и «рявкаете» на них: «Тихо!» Конечно, это несколько утри­ровано, но суть та же: вы или ваш организатор пытаетесь успокоить слу­шателей, например, такими словами: «Тише, тише, инструктор уже при­шел, успокойтесь, мы начинаем занятие, тише». Это означает, что вы не умеете контролировать ситуацию.

 

Если вы использовали первый вариант, если своим молчанием вы и успокоили слушателей, и привлекли их внимание, и они начинают на вас смотреть, то в это мгновение вы получаете шанс начать говорить. Но вы не должны тут же произносить заранее приготовленную фразу: «Здравствуйте, я инструктор...» и т. д. Сначала вы должны нечто почув­ствовать: «Вы как бы внутри них, они внутри вас». И они должны тоже что-то ощутить. Это как, например, хирург берет скальпель и сразу, мгновенно, что-то отрезает — так и тут скачком вдруг что-то меняется, возникают какие-то ощущения. И не нужно говорить, что вы инструк­тор первой ступени такой-то системы и т. д., — не начинайте с этого. Ведь если они пришли сюда, то уже знают, куда пришли. Начните рас­сказывать им какую-то историю, связанную с вами.

Сравните две начальные фразы: «Здравствуйте, я инструктор первой ступени Чжун Юань цигун...» и «Добрый вечер. Сейчас я буду вас учить первой ступени ЧЮЦ». Что лучше? Вы сообщаете им ту же информа­цию: они будут изучать сейчас первую ступень. Но когда вы используе­те вторую фразу, что вы начинаете их обучать, то в этом случае вы пока­зываете свою уверенность. Это подразумевает, что вы как бы уже гото­вы их обучать. Это лучше, чем начинать говорить «я инструктор первой Ступени». Вариант третий _ Если вы видите, что слушатели разговаривают или недостаточно внимательны, то тогда вы должны сказать: «Хорошо, расслабьтесь». По­сле этого вы можете задать им какой-то вопрос, и тогда они как бы при­соединятся к вам: они начнут отвечать и у вас возникнет с ними связь. И тогда вы скажете, что начинаете проводить семинар и несколько дней вам предстоит работать совместно. Затем продолжите: «Хотите ли вы получить самый хороший результат за это короткое время? Хотите ли вы получить настолько много, насколько это возможно за такое корот­кое время?» Как правило, на такие вопросы люди отвечают, что, конеч­но, они хотят выучить как можно больше. И после этого вы говорите: «Тогда сейчас слушайте меня руками». У них, естественно, сразу же возникнет удивление: как это, руками? И тут вы начинаете им объяс­нять, как это делается: они должны сесть, расслабиться, закрыть глаза, положить руки на колени ладонями вверх и постараться получать нечто в эти ладони. Потом вы говорите о тех ощущениях, которые у них могут возникнуть: ветерок, мурашки, тяжесть, тепло...

В этом случае, если в зале будет сидеть даже тысяча человек, никто не будет разговаривать и будет очень тихо. Таким образом вы сразу же начинаете контролировать ситуацию. Но если по какой-то причине мы


не предлагаем слушать руками и вообще не говорим об этом, то все рав­но стратегия должна быть той же самой: вы должны контролировать си­туацию.

В качестве примера расскажу вам о ситуации, в которой я недавно оказался.

Некоторое время назад я присутствовал на одной очень большой конференции в Соединенных Штатах, и я был ключевым лектором по теме цигун. Вечером в день открытия конференции на пленарном засе­дании я был единственным лектором, который выступал для всех ее участников. Присутствовало около шестисот человек. Это были пред­ставители разных направлений: ученые, представители религиозных конфессий, философы, врачи и т.д. Многие имели ученую степень. Каждый участник был личностью и что-то собой представлял. Но если думать, что один человек обладает гораздо большим объемом знаний в этой области, а другой намного больше знает в иной области, то тогда можно растеряться и побояться их учить. Поэтому вы должны точно знать, что область ваших знаний и то, чем владеете вы, им еще не из­вестны.

Был вечер пятницы — открытие церемонии состоялось в послеобе­денное время. Люди только что закончили обед и поэтому разговоры крутились вокруг пищи. Кроме того, заседание происходило отнюдь не в конференц-зале, хоть зал был и очень большим. Посредине его стоял огромный стол, а повсюду было много небольших круглых столиков, за которыми сидели люди и разговаривали, пили воду, иногда для обще­ния переходили от одного столика к другому. И в такой обстановке мне нужно было с ними говорить!

Конечно, это не семинар, на котором вы можете сказать, чтобы они слушали вас руками. Я подошел к сцене, поднялся на нее, посмотрел на них и сказал им: «Добрый вечер». Они вяло мне ответили: «Добрый ве­чер», продолжая разговаривать после этого друг с другом. Тогда я спро­сил у них: «Вы знаете о моих чувствах?» А они: «А? Что?» Я сказал: «Я очень-очень-очень волнуюсь». Они опять: «Что?» И я продолжил: «Потому что среди вас очень много известных ученых, известных вра­чей. И я боюсь, что вы зададите мне какой-то вопрос, ответ на который я не знаю, и я не смогу вам ответить». Тогда они перестали между собой говорить, посмотрели на меня и начали думать: «Да, может быть, мы. и зададим какие-то вопросы».

С моей стороны это был своего рода трюк — ведь для того, чтобы они задали какой-то вопрос, нужно было хоть немного слушать. После это­го весь зал затих, не было ни звука. Стало очень-очень тихо, и я смог на-


чать говорить. И тогда я сказал: «На любой вопрос, который буден за­дан, я знаю ответ — об этом говорит мне мое сердце и моя интуиция. Но сейчас я вам не скажу об этом, а скажу позже».

В конце моей лекции некоторые слушатели еще помнили о том, что я сказал, будто могу дать ответ на любой вопрос. Они и слушали меня, чтобы в конечном итоге задать мне этот вопрос. Им было интересно, ка­кими будут мои ответы, потому что вопросы собирались задавать не­сколько человек. Но тут, окончив выступление, я поступил следующим образом. Я сказал, что понимаю, что все они очень уважаемые и занятые люди, у которых много дел, и что я ценю их время и не хочу затягивать нашу встречу. Но поскольку я обещал ответить на вопросы, то для эко­номии времени я отвечу сразу на все. В зале — полная тишина. И я про­изнес: «Чтобы ответить на все вопросы, нужно использовать самый про­стой путь...» И после короткой паузы я тихо добавил: «Я не знаю». Ведь действительно на любой вопрос можно ответить словами «Я не знаю». Конечно же, они поняли, что это шутка. Но они были удовлетворены, они были очень довольны.

Вариант четвертый

Еще я говорил о методе сразу начать энергично говорить несколько минут, пока люди успокоятся и начнут вас слушать. Но вы должны быть абсолютно уверены, что сможете так переключить на себя их внимание, без употребления слов «Тихо» или «Я не могу вас перекрикивать» и пр.

5. Вариант пятый

Если в зале при вашем появлении наступает полная тишина, то ка­кие тут могут быть специальные рекомендации? Вы просто начинаете говорить.

Итак, я еще раз повторяю, что обучение — это искусство и вы не мо­жете автоматически переносить методы, которыми пользовались на од­ном семинаре, для обучения слушателей на другом семинаре, потому что каждый раз все меняется: и сами слушатели, и окружающая обста­новка... Поэтому не беспокойтесь о своем обучении. Вы должны просто говорить от сердца, а, не исходя из ваших знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: