Когда вы приходите на лекцию или на семинар, вы прежде всего должны представиться и рассказать, чему вы будете обучать. Для этого вы должны уметь управлять аудиторией. Вы должны привлечь чем-то
их внимание.
И если в первые же несколько секунд вы чувствуете, что не можете управлять этой аудиторией, или слушатели почувствуют, что у вас нет достаточных возможностей или сил с ними работать, то тогда у вас никогда не будет хорошего семинара. А ведь, войдя впервые в аудиторию (или в зал), вы можете встретиться с разными ситуациями. Рассмотрим наиболее характерную.
Итак, вы заходите в зал и видите, что ожидающие начала лекции слушатели оживленно друг с другом разговаривают. Вы поднимаетесь на сцену, но большинство из них продолжают между собой общаться. Они, конечно, вас видят, но особо не реагируют — все сидят в разных позах, не обращая на вас внимания.
Как вы можете сразу скорректировать такую ситуацию? Как управлять этим? Существуют разные пути, разные варианты.
Вариант первый
|
|
Вы подходите краю сцены и молча смотрите на людей, не делая попыток заговорить. Если вы молчите, то для слушателей это странно, потому что они предполагали, что когда лектор входит, то должен начать что-то говорить. Но вы продолжаете молча на них смотреть, и тогда они постепенно перестают разговаривать. Тогда они уже внимательно на вас смотрят и готовы вас слушать.
Один из вариантов такого пути: вы внешне никак не реагируете на разговоры слушателей, спокойно садитесь за стол и что-нибудь пишете, периодически на них поглядывая. Но вы должны быть очень спокойны, чтоб ваша энергия могла успокаивать энергию слушателей. Через некоторое время говор затихает, потому что им надоело ждать, когда же вы заговорите. Тогда вы очень спокойно и негромко можете начать говорить.
Вариант второй
Он намного хуже. Вы подходите к краю сцены, видите, что люди разговаривают, и «рявкаете» на них: «Тихо!» Конечно, это несколько утрировано, но суть та же: вы или ваш организатор пытаетесь успокоить слушателей, например, такими словами: «Тише, тише, инструктор уже пришел, успокойтесь, мы начинаем занятие, тише». Это означает, что вы не умеете контролировать ситуацию.
Если вы использовали первый вариант, если своим молчанием вы и успокоили слушателей, и привлекли их внимание, и они начинают на вас смотреть, то в это мгновение вы получаете шанс начать говорить. Но вы не должны тут же произносить заранее приготовленную фразу: «Здравствуйте, я инструктор...» и т. д. Сначала вы должны нечто почувствовать: «Вы как бы внутри них, они внутри вас». И они должны тоже что-то ощутить. Это как, например, хирург берет скальпель и сразу, мгновенно, что-то отрезает — так и тут скачком вдруг что-то меняется, возникают какие-то ощущения. И не нужно говорить, что вы инструктор первой ступени такой-то системы и т. д., — не начинайте с этого. Ведь если они пришли сюда, то уже знают, куда пришли. Начните рассказывать им какую-то историю, связанную с вами.
|
|
Сравните две начальные фразы: «Здравствуйте, я инструктор первой ступени Чжун Юань цигун...» и «Добрый вечер. Сейчас я буду вас учить первой ступени ЧЮЦ». Что лучше? Вы сообщаете им ту же информацию: они будут изучать сейчас первую ступень. Но когда вы используете вторую фразу, что вы начинаете их обучать, то в этом случае вы показываете свою уверенность. Это подразумевает, что вы как бы уже готовы их обучать. Это лучше, чем начинать говорить «я инструктор первой Ступени». Вариант третий _ Если вы видите, что слушатели разговаривают или недостаточно внимательны, то тогда вы должны сказать: «Хорошо, расслабьтесь». После этого вы можете задать им какой-то вопрос, и тогда они как бы присоединятся к вам: они начнут отвечать и у вас возникнет с ними связь. И тогда вы скажете, что начинаете проводить семинар и несколько дней вам предстоит работать совместно. Затем продолжите: «Хотите ли вы получить самый хороший результат за это короткое время? Хотите ли вы получить настолько много, насколько это возможно за такое короткое время?» Как правило, на такие вопросы люди отвечают, что, конечно, они хотят выучить как можно больше. И после этого вы говорите: «Тогда сейчас слушайте меня руками». У них, естественно, сразу же возникнет удивление: как это, руками? И тут вы начинаете им объяснять, как это делается: они должны сесть, расслабиться, закрыть глаза, положить руки на колени ладонями вверх и постараться получать нечто в эти ладони. Потом вы говорите о тех ощущениях, которые у них могут возникнуть: ветерок, мурашки, тяжесть, тепло...
В этом случае, если в зале будет сидеть даже тысяча человек, никто не будет разговаривать и будет очень тихо. Таким образом вы сразу же начинаете контролировать ситуацию. Но если по какой-то причине мы
не предлагаем слушать руками и вообще не говорим об этом, то все равно стратегия должна быть той же самой: вы должны контролировать ситуацию.
В качестве примера расскажу вам о ситуации, в которой я недавно оказался.
Некоторое время назад я присутствовал на одной очень большой конференции в Соединенных Штатах, и я был ключевым лектором по теме цигун. Вечером в день открытия конференции на пленарном заседании я был единственным лектором, который выступал для всех ее участников. Присутствовало около шестисот человек. Это были представители разных направлений: ученые, представители религиозных конфессий, философы, врачи и т.д. Многие имели ученую степень. Каждый участник был личностью и что-то собой представлял. Но если думать, что один человек обладает гораздо большим объемом знаний в этой области, а другой намного больше знает в иной области, то тогда можно растеряться и побояться их учить. Поэтому вы должны точно знать, что область ваших знаний и то, чем владеете вы, им еще не известны.
Был вечер пятницы — открытие церемонии состоялось в послеобеденное время. Люди только что закончили обед и поэтому разговоры крутились вокруг пищи. Кроме того, заседание происходило отнюдь не в конференц-зале, хоть зал был и очень большим. Посредине его стоял огромный стол, а повсюду было много небольших круглых столиков, за которыми сидели люди и разговаривали, пили воду, иногда для общения переходили от одного столика к другому. И в такой обстановке мне нужно было с ними говорить!
Конечно, это не семинар, на котором вы можете сказать, чтобы они слушали вас руками. Я подошел к сцене, поднялся на нее, посмотрел на них и сказал им: «Добрый вечер». Они вяло мне ответили: «Добрый вечер», продолжая разговаривать после этого друг с другом. Тогда я спросил у них: «Вы знаете о моих чувствах?» А они: «А? Что?» Я сказал: «Я очень-очень-очень волнуюсь». Они опять: «Что?» И я продолжил: «Потому что среди вас очень много известных ученых, известных врачей. И я боюсь, что вы зададите мне какой-то вопрос, ответ на который я не знаю, и я не смогу вам ответить». Тогда они перестали между собой говорить, посмотрели на меня и начали думать: «Да, может быть, мы. и зададим какие-то вопросы».
|
|
С моей стороны это был своего рода трюк — ведь для того, чтобы они задали какой-то вопрос, нужно было хоть немного слушать. После этого весь зал затих, не было ни звука. Стало очень-очень тихо, и я смог на-
чать говорить. И тогда я сказал: «На любой вопрос, который буден задан, я знаю ответ — об этом говорит мне мое сердце и моя интуиция. Но сейчас я вам не скажу об этом, а скажу позже».
В конце моей лекции некоторые слушатели еще помнили о том, что я сказал, будто могу дать ответ на любой вопрос. Они и слушали меня, чтобы в конечном итоге задать мне этот вопрос. Им было интересно, какими будут мои ответы, потому что вопросы собирались задавать несколько человек. Но тут, окончив выступление, я поступил следующим образом. Я сказал, что понимаю, что все они очень уважаемые и занятые люди, у которых много дел, и что я ценю их время и не хочу затягивать нашу встречу. Но поскольку я обещал ответить на вопросы, то для экономии времени я отвечу сразу на все. В зале — полная тишина. И я произнес: «Чтобы ответить на все вопросы, нужно использовать самый простой путь...» И после короткой паузы я тихо добавил: «Я не знаю». Ведь действительно на любой вопрос можно ответить словами «Я не знаю». Конечно же, они поняли, что это шутка. Но они были удовлетворены, они были очень довольны.
Вариант четвертый
Еще я говорил о методе сразу начать энергично говорить несколько минут, пока люди успокоятся и начнут вас слушать. Но вы должны быть абсолютно уверены, что сможете так переключить на себя их внимание, без употребления слов «Тихо» или «Я не могу вас перекрикивать» и пр.
|
|
5. Вариант пятый
Если в зале при вашем появлении наступает полная тишина, то какие тут могут быть специальные рекомендации? Вы просто начинаете говорить.
Итак, я еще раз повторяю, что обучение — это искусство и вы не можете автоматически переносить методы, которыми пользовались на одном семинаре, для обучения слушателей на другом семинаре, потому что каждый раз все меняется: и сами слушатели, и окружающая обстановка... Поэтому не беспокойтесь о своем обучении. Вы должны просто говорить от сердца, а, не исходя из ваших знаний.