Эта группа вопросов иногда бывает своеобразной «ловушкой» для тех инструкторов, у которых много амбиций.
Например, вас спрашивают «А я сегодня ночью видел вас во время ме-дитации — вы мне показывали упражнение. Это ваша душа приходила?»
Или такой вопрос: «Я не делал домашнее задание, заснул. А во сне вы при-
шли ко мне и сказали, чтобы я не ленился. Я проснулся, мне стало стыдно и начал практиковать. Как вы об этом узнали?» Так могут сказать несколь-
ко человек из вашей группы. Если такие вопросы повторяются, то инст-
руктор может подумать: «Да? Оказывается, я могу это делать? Значит, у меня уже высокий уровень!» И он важно отвечает: «Конечно, это входит в
мою методику обучения, это как раз то, о чем я вам раньше рассказывал».
Приятно думать, что вы можете так работать со своими слушателями, да и в глазах остальных членов вашей группы ваш авторитет возрастает!
Но такой ответ показывает как раз очень низкий ваш уровень и как инструктора, и, в первую очередь, как практикующего. А еще это говорит о низком уровне вашего Дэ: вы соблазнились возможностью заработать «дешевый авторитет».
|
|
Вы пока еще не обладаете такими способностями — ваша душа еще не может путешествовать долго и посещать во вашему выбору слушате-
лей,контролировать их практику в домашних условиях, и, тем более, вы
не можете делить свою душу, чтобы одновременно быть у нескольких слушателей. Такого рода фальсификация может усугубить вашу карму.
Как нужно отвечать на подобные вопросы?
Если вы скажете, что это фантазия или иллюзии, тем более в присутствиигруппы, то ваш ученик будет очень разочарован и огорчен. Но есливы поддадитесь соблазну и ответите утвердительно, то это будет неправдой. Что же делать?
Вы должны сказать, что это хороший феномен и ваш слушатель хо-рошо практикует, а при дальнейшей практике у него появятся другие феномены. Вы можете также пояснить, что это естественная реакция при практике, потому что мы все работаем в одном энергетическом поле ци и с той же самой информацией об упражнениях. И это вызывает естественные мысли о занятиях и об инструкторе, которые всплывают, есличеловек расслаблен. Это говорит о том, что, по крайней мере, на некоторое время этот слушатель уже может достигнуть состояния расслабления.
Как вы знаете, хороший повар может использовать простые продукты для приготовления хорошего блюда. Плохой повар даже из очень хороших составляющих приготовит невкусную еду. Та же самая кухня, то же оборудование, те же самые исходные материалы.
Почему при этом получились разные блюда?
Дело в поваре.
Так же и в обучении цигун. Даже если вы многого не знаете, вы мо-
|
|
жете приготовить очень хорошую лекцию и семинар для слушателей.
А если у вас много интересного материала, много собственного опыта и вы — шеф-повар, то вы можете открыть пятизвездочный ресторан. Вы можете приготовить дорогие деликатесы и уникальные блюда.
Мы говорим, что преподавание — это искусство. Поварское дело -это тоже искусство.
В чем заключается это искусство?
Оно заключается в том, чтобы скучные вещи сделать интересными.
Вы можете сделать так, что не очень красивые вещи будут выглядеть очень красиво, безнадежные вещи превратятся в то, что имеет надежду. Вы можете преобразовать разочарованный ум в ум, полный надежды, или депрессию, стресс — в счастье.
Это — работа инструктора. У вас есть руки, голова, речь — и из всего этого вы должны приготовить некоторое блюдо. Если вы плохо приготовите — никому не будет нравиться ваша пища, и ресторан придется закрыть.
Глава 9. Принципы Чжун Юань цигун
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В каждой значительной системе существуют определенные внутрен-ниеправила и принципы, которым необходимо следовать для ее глубокого понимания, успешного освоения и возможности применения.
Принципы здесь — это, фактически, определенные понятия, используемые в цигун. Некоторые из них представляют вполне целостную теорию, как, например, первый принцип — теория инь-ян.
Естественно, возникает вопрос: для чего они нужны нам, что мы из них можем для себя извлечь? Как мы можем понять эти принципы с точки зрения практики цигун? Как и для чего мы их используем?
Действительно, сенситивный человек может обнаружить, что его ощущения соответствуют теории, и это потому, что теория явилась производной из опыта практикующих на протяжении сотен и тысяч лет. Можно сказать, что все эти принципы выведены на основании экспериментов, причем не одного человека, а многих людей и многих поколений. Зная теорию, можно эффективней практиковать. Многие упражнения можно объяснить с точки зрения этих принципов. Более того, именно потому мы их и выполняем, что они являются отражением этих принципов. Эти 8 принципов являются как бы базой, на основании которой вы можете понимать суть упражнений: зачем нужно делать конкретное упражнение и каковы его цели.
При всем при этом мы должны отдавать себе отчет, что имеем дело с определенными моделями реальности, а не с самой реальностью. Именно к ним, к этим моделям, и имеют отношение любые принципы. И так будет до тех пор, пока мы не достигнем состояния Истины. У истины нет моделей, нет принципов, нет теории. Но пока мы еще не достигли состояния Истины, для глубокого понимания практики нужно понимать принципы. Они помогают нам объяснить, как нужно делать то, что мы делаем, почему мы это делаем и какой Эффект мы получим.
Всегда, когда мы уходим во что-либо глубоко, становится интерес- нее, так как открываются такие грани, которые ускользают при мимо-летном знакомстве. Это касается абсолютно всего. Даже в медитации мало что интересного, если практиковать короткий промежуток времени, но как только вы доходите до глубокой медитации, проясняются многие неведомые нам ранее вещи. Поэтому в нашей жизни нужно ис-
пользовать такую философию: если вы делаете что-либо — делайте это отлично, если взбираетесь на гору — взберитесь до вершины.
ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ
Первый принцип. Принцип инь-ян как единство, равновесие и развитие противоположностей, а также вытекающий из этого принцип пяти первоэлементов.
Второй принцип. Объединение трех внешних Юань: Неба, Земли и Человека.
Третий принцип. Соединение трех внутренних Юань и удерживание единицы (центрального канала).
Четвертый принцип. Ноль порождает единицу, или ничто производит нечто.
|
|
Пятый принцип. Нет постоянного вечного метода, нет постоянного вечного Учителя.
Шестой принцип. Не думайте об успехе и не ждите результата.
Седьмой принцип. Нет времени и нет пространства.
Восьмой принцип. Нужно практиковать последовательно состояния «Расслабление», «Тишина», «Пауза», «Остановка».
Очень детально они представлены в книге по III ступени. Здесь мы повторим некоторые положения этих принципов в сокращенном варианте.
Первый принцип:
ИНЬ-ЯН КАК ЕДИНСТВО, РАВНОВЕСИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
Теория инь-ян — это принципы, которые помогают нам понять Вселенную и как она создана.
Что такое инь-ян?
Инь-ян — это наша Вселенная, разделенная на две части, две структуры. Первая часть — иньская: она холодная, темная, мягкая; вторая — янская: она горячая, твердая. То же самое касается мужчины и женщины. И тут мы понимаем, что это не идеальная система, потому что есть такие существа, которые не относятся ни к мужскому, ни к женскому полу, не принадлежат к инь или ян. Если мы делим мир мы на две части, это означает, что нет середины. Но в нашей жизни мы очень часто
должны использовать середину — не левую или правую часть, а именно середину.
Когда мы говорим о теории инь-ян, мы встречаем слово «равновесие». Этот мир состоит из равновесия инь и ян: инь хочет набраться инь, ян хочет набраться ян, — таким образом, мы получаем движение противоположностей, или динамику. И равновесие — это важный принцип.
Но практически всегда на подобных семинарах намного больше женщин. Здесь равновесие инь-ян означает, что и мужчины, и женщины должны пребывать в равной активности, и в этом у них не должно быть противоположности.
В Библии сказано, что женщина произошла из ребра мужчины. Это значит, что мужчина лидер, а женщина — часть мужчины: равновесие отсутствует. Посмотрите на свою семью, на семьи друзей, на страну в целом: кто за кем следует? Один человек следует за другим или происходит смена: сначала лидирует один член семьи, потом другой? Если семья гармонична, то мужчина лидер, а женщина за ним следует. Но если мужчина хочет быть лидером и женщина тоже хочет быть лидером, тогда начинается дисбаланс. Можно сказать, что в изображении инь-ян шара одна сторона, или часть, следует за другой: инь следует за ян, ян следует за инь.
|
|
Вы должны помнить, что при чтении книг и получении из них информации мы знакомимся всего лишь с моделями, а в реальности вы будете сталкиваться с ситуацией, которая будет только похожа на модель в большей или меньшей степени. Но модель — это модель, а реальность — это реальность, и это не одно и то же!
Мы говорим, что равновесие инь-ян осуществляется в том случае, когда инь всегда следует за ян. Но мы знаем, что на практике это иногда не работает: в семьях порой женщина является лидером, а мужчина следует за ней. И такая семья тоже бывает гармоничной. Сталкиваясь с реальной жизнью, мы можем увидеть, что не всегда наша реальность схожа с теорией. щ. В практике ЧЮЦ мы выделяем пять уровней, или этапов. Пятый, самый последний — это этап Истины. На этой стадии мы понимаем информацию напрямую. Но это касается высокого уровня. А если сейчас вас спрашивают, почему мы выполняем это упражнения по восемь раз в каждую сторону, мы отвечаем, что это касается баланса инь-ян, а при равновесии инь-ян у нас будет хорошее здоровье.
Мы все равно используем теорию инь-ян для ответа на этот вопрос. Правильно это или нет — это уже другой вопрос. Если мы говорим о нашем здоровье, если хотим понять, что такое природа, помочь своей семье, помочь себе, то нам необходимо знать об этом равновесии. И нам нужно знать, что такое равновесие.
Мы говорили, что Солнце — это ян, а Луна — это инь. Луна следует за Солнцем: в нашей Солнечной системе Луна вместе с Землей вращаются вокруг Солнца. Правильно? Солнце дает силу, Луна не дает. Солнце принадлежит к ян, а Луна — к инь, и мы говорим, что они должны быть сбалансированы. Как? Что собой представляет это равновесие?
Если дальше обсуждать эту тему, то энергия ци — это ян, кровь — это инь, при этом и ци движется, и кровь также движется. Правильно? Как мы можем понять, что ци и кровь пребывают в равновесном состоянии?
Итак, как мы понимаем равновесие? Это весы. Равновесие означает, что слева и справа находится один вес. Если мы так понимаем баланс, то это означает, что ни одна из частей не следует за другой, поэтому такое восприятие будет ошибочным.
Теория инь-ян — это базовая теория восточной философии, но при этом необходимо учитывать, что понятие инь-ян является относительной категорией. И еще следует помнить, что концепция инь-ян предполагает не только материальный мир (мир вещества), но и мир энергии, и мир информации.
В этом принципе можно выделить три аспекта.