Дисциплина | Социальная психология личности |
Специальность | Психология |
Кафедра | Психологии |
Форма обучения | Дневная/ заочная |
Курс | 4/3,4 |
Семестр | 7/ 6,7 |
Объем учебных занятий (часов)
Лекции | 24/6/6 |
Семинарские (практические) занятия | 24/-/-/ |
Лабораторные занятия, практикумы, тренинги | ‑ |
Самостоятельная работа студентов | 52/44/53 |
ВСЕГО: | 100/50/59 |
из них аудиторных: | 48/6/6 |
Курсовая работа | ‑ |
Контрольная работа | ‑ |
Итоговый контроль
Экзамен | 8сем/6сем, 7сем. |
Зачет | - |
Минск 2010
Рабочая программа составлена на основе учебно-методических материалов Российского государственного социального университета: авторский курс
Составитель: Старший преподаватель Кандидат психологических наук, доцент | М. А. Курилович А.В.Музыченко |
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры психологии
"____" ____________ ______г., протокол N _____.
Заведующий кафедрой, кн. психол. наук, доцент | Н.Я. Кушнир |
Одобрена учебно-методическим советом филиала РГСУ в г. Минске
"____" ____________ ______г., протокол N _____.
Председатель учебно-методического совета, кн. педагогических наук, доцент | И.В. Тимошенко |
1. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В СООТВЕТСТВИИ С ГОС ВПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
№ 030301 ПСИХОЛОГИЯ
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности № 030301 «Психология» предусмотрено изучение дисциплины «Социальная психология личности».
Стандартом определены следующие основные дидактические единицы изучаемой дисциплины.
Индекс | Дидактические единицы | Всего часов |
Предмет социальной психологии личности; основные зарубежные и отечественные социально-психологические теории личности; современные представления о социализации личности и теории социализации; история экспериментальных исследований аттитюдов, классических социально-психологических экспериментов в области социального влияния и социально-психологических исследований отношений личности; анализ и диагностика различных отношений личности; социальные установки, эффекты группового влияния на личность; объяснение социального поведения человека. Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни; движущие силы и условия развития личности; периодизации развития личности; периодизации развития индивида, личности и индивидуальности; индивидные свойства человека и их роль в развитии личности; личность в социогенезе, социально – исторический образ жизни – источник развития личности; персоногенез личности; индивидуальность личности и ее жизненный путь; структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии; проблемы воли, волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа; психологическая защита и совладение – механизмы овладения поведением; личностный выбор, свобода и ответственность; теории личности. |
Специалист должен:
Знать | - основные положения «Социальной психологии личности», представленные в отечественной психологии; - основные позиции, изложенные зарубежными авторами; - теории объяснения конструкта личности; - структуры личности; |
Уметь | - выделять и анализировать компоненты, составляющие личность |
Иметь Представление | - о различных методических подходах к изучению личности; - о феноменологии личности; - о социальных факторах формирования личности. |
Уметь использовать информацию в ситуациях | - для распознавания тех или иных особенностей личности (качеств, тенденций, детерминант, мотивов, установок, защит); - для объяснения способов поведения личности в различных социальных контекстах; - для объяснения механизмов поведения личности по отношению к среде. |
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
Учебно-тематический план
по курсу «Социальная психология личности»
для студентов очной формы обучения 4 курса специальности «Психология»
на 2010-2011 учебный год
Номер темы | Название раздела, темы | Объем в часах | Форма контроля | |||||
Лекции | Семинарские (практические) занятия | Лабораторные занятия, практикумы, тренинги | Самостоятельная работа студентов | Всего | Текущие консультации | |||
1. | Проблема личности в социальной психологии | — | — | |||||
2. | Социализация личности | — | — | |||||
3. | Личность и группа. Проблема социального влияния | — | ||||||
4. | Уровни, феномены и механизмы социального влияния | — | ||||||
5. | Институциональный уровень социального влияния. Культура как канал социального влияния | — | ||||||
6. | Социальная установка: понятие, функции, структура, динамика | — | ||||||
7. | Взаимосвязь аттитюдов и поведения | — | ||||||
8. | Отношения личности как источник и результат ее социального развития | — | — | |||||
9. | Социальная идентичность личности | — | ||||||
10. | Конформизм личности. Подчинение и самоопределение личности | — | ||||||
11. | Помогающее поведение личности: проблема «перекоса» ответственности | — | ||||||
12. | Личность и средства массовой информации | — | ||||||
ВСЕГО: | — | 3,2 | Экз 6,0 |
Учебно-тематический план
по курсу «Социальная психология личности»
для студентов заочной формы обучения 3 курса специальности «Психология»
на 2010-2011 учебный год
Номер темы | Название раздела, темы | Объем в часах | Форма контроля | |||||
Лекции | Семинарские (практические) занятия | Лабораторные занятия, практикумы, тренинги | Самостоятельная работа студентов | Всего | Текущие консультации | |||
1. | Проблема личности в социальной психологии | — | — | |||||
2. | Социализация личности | — | — | — | ||||
3. | Личность и группа. Проблема социального влияния | — | — | — | ||||
4. | Уровни, феномены и механизмы социального влияния | — | — | — | ||||
5. | Институциональный уровень социального влияния. Культура как канал социального влияния | — | — | — | ||||
6. | Социальная установка: понятие, функции, структура, динамика | — | — | |||||
7. | Взаимосвязь аттитюдов и поведения | — | — | — | ||||
8. | Отношения личности как источник и результат ее социального развития | — | — | — | ||||
9. | Социальная идентичность личности | — | — | |||||
10. | Конформизм личности. Подчинение и самоопределение личности | — | — | — | ||||
11. | Помогающее поведение личности: проблема «перекоса» ответственности | — | — | — | ||||
12. | Личность и средства массовой информации | — | — | — | ||||
ВСЕГО: | — | — | 0,9 |
Учебно-тематический план
по курсу «Социальная психология личности»
для студентов заочной формы обучения 4 курса специальности «Психология»
на 2010-2011 учебный год
Номер темы | Название раздела, темы | Объем в часах | Форма контроля | |||||
Лекции | Семинарские (практические) занятия | Лабораторные занятия, практикумы, тренинги | Самостоятельная работа студентов | Всего | Текущие консультации | |||
1. | Проблема личности в социальной психологии | — | — | |||||
2. | Социализация личности | — | — | — | ||||
3. | Личность и группа. Проблема социального влияния | — | — | — | ||||
4. | Уровни, феномены и механизмы социального влияния | — | — | — | ||||
5. | Институциональный уровень социального влияния. Культура как канал социального влияния | — | — | — | ||||
6. | Социальная установка: понятие, функции, структура, динамика | — | — | |||||
7. | Взаимосвязь аттитюдов и поведения | — | — | — | ||||
8. | Отношения личности как источник и результат ее социального развития | — | — | — | ||||
9. | Социальная идентичность личности | — | — | |||||
10. | Конформизм личности. Подчинение и самоопределение личности | — | — | — | ||||
11. | Помогающее поведение личности: проблема «перекоса» ответственности | — | — | — | ||||
12. | Личность и средства массовой информации | — | — | — | ||||
ВСЕГО: | — | — | 4,9 | Экз. 22,2 |
3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Организационно-методический раздел
Значимость изучаемой дисциплины для подготовки специалиста с квалификацией «Психолог. Преподаватель психологии» заключается в приобретении необходимых знаний и навыков для профессиональной организации и осуществления работы с людьми по всем направлениям деятельности практического психолога.
Предмет изучения дисциплины « Социальная психология личности »:
Цель курса: овладение знаниями об основных социально- психологических феноменах, связанными с проявлением личности в ее взаимодействии с социальным окружением. А также формирование у студентов представлений о предмете социальной психологии личности, о социализации личности и проблеме социального влияния, о социальных установках личности и их влиянии на поведение, о системе отношений личности как результате ее социального развития, о социальной идентичности личности.
Задачи курса. В результате освоения курса студент получает возможность овладения следующими профессиональными ресурсами.
Специалист должен:
Знать | - основные понятия, используемые в социальной психологии личности; - основные положения «Социальной психологии личности», представленные в отечественной психологии; - основные позиции, изложенные зарубежными авторами; - теории объяснения конструкта личности; - структуры личности. |
Уметь | - анализировать различные отношения личности и их динамику, - диагностировать выраженность различных параметров отношений личности, - использовать полученные данные при объяснении социального поведения личности; - выделять и анализировать компоненты, составляющие личность. |
Иметь представление | - о зарубежных и отечественных социально-психологических теориях личности, теориях социализации личности, - о экспериментальных исследованиях аттитюдов, - классических социально-психологических экспериментах в области социального влияния, - социально-психологических исследованиях отношений личности; - о различных методических подходах к изучению личности; - о феноменологии личности; - о социальных факторах формирования личности. |
Уметь использовать | - интерпретативный подход к анализу и пониманию личности и ее социального поведения; - для распознавания тех или иных особенностей личности (качеств, тенденций, детерминант, мотивов, установок, защит); - для объяснения способов поведения личности в различных социальных контекстах; - для объяснения механизмов поведения личности по отношению к среде. |