Решение коллегии Министерства образования РФ от 29 марта 1995 г. № 7/1

Заслушав и обсудив доклад заместителя министра А. Г. Асмолова, коллегия отмечает, что развитие практической психологии образования в значительной степени обусловило гуманизацию всей системы образования и привело к возникновению службы прак­тической психологии образования в Российской Федерации.

Введение практической психологии в систему образования спо­собствовало постановке и решению задач перехода от унифици­рованного образования – к вариативному образованию, от пе­дагогики «знаний, умений и навыков» – к педагогике развития; переориентации сознания учителя от школоцентризма к дето-центризму; формированию культуры обращения к психологу как к междисциплинарному специалисту в образовательных учреж­дениях; разработке развивающих, коррекционных и компенса­торных программ обучения в дошкольном, общем, дополнитель­ном, начальном профессиональном и специальном образовании; экспертизе и проектированию развивающей среды.

Осуществляемая в том числе и благодаря практической психо­логии гуманизация образования нашла свое выражение в следую­щих документах:

типовых положениях об общеобразовательном учреждении, о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, об образовательном учреждении дополнительного образования де­тей (утвержденных Правительством Российской Федерации в 1994—1995 годах);

проектах типовых положений о дошкольном образовательном учреждении, о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии, об образовательном учреждении для детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, об общеобразователь­ной школе-интернате (одобренных коллегией Министерства образования Российской Федерации в 1993—1994 годах);

примерных положениях о получении общего образования в фор­ме экстерната и получении образования в семье, утвержденных приказом Минобразования России от 27 июня 1994 г. № 225.

Практическая психология содействовала переориентации об­разования на индивидуальное развитие личности, изменению об­щей образовательной ситуации в России. Логическим следствием этого процесса явилась организация основ службы практической психологии как сферы человековедения.

Стратегия экстенсивного развития службы практической пси­хологии, разработанная в документах Гособразования СССР в

1988—1991 годах, привела к созданию в России системы экстренной переподготовки психологов на базе высшего педагогического обра­зования в форме спецфакультетов при университетах и педагогичес­ких институтах, появлению центров профориентации и психологи­ческой поддержки, введению должности психолога («педагога-пси­холога») в образовательных учреждениях. В настоящее время в России профессия практического психолога образования стала не только реальностью, но и начался процесс объединения практических психо­логов в профессиональное сообщество. Об этом свидетельствовал состоявшийся в июне 1994 года I съезд практических психологов образования России, организованный по инициативе Министерства образования Российской Федерации, Российской академии образо­вания, Общества психологов при Российской академии наук и под­держанный практическими психологами всех регионов России.

Служба практической психологии доказала свою эффективность в решении широкого спектра проблем: проектирование развиваю­щего образа жизни личности, составление психологического пор­трета индивидуальности, оказание психологической помощи – при работе с семьей ребенка, обеспечение психологической под­держки при выборе жизненного пути и профессиональной карье­ры, в том числе в процессе профессиональной адаптации, а также при выявлении причин отклонений в развитии личности, профи­лактике и коррекции подобных отклонений. Практический психо­лог содействует гармонизации социально-психологического кли­мата в образовательных учреждениях.

Наиболее успешно работа службы практической психологии образования осуществляется в Республике Карелия и Кабардино-Балкарской Республике, в Брянской, Курской, Челябинской, Перм­ской, Тульской и Ярославской областях, Краснодарском и Ставро­польском краях. Разветвленная служба практической психологии сло­жилась в Москве и Санкт-Петербурге.

Во многих регионах России обозначился переход к созданию службы практической психологии как системы в образовательном пространстве региона. Примером такой системы может служить региональная инновационная модель службы практической пси­хологии Юго-Западного территориального округа Москвы.

Важным шагом на пути перехода к интенсивной стратегии под­готовки практических психологов стало создание Международно­го образовательного и психологического колледжа при психоло­гическом институте Российской академии образования.

Резко изменилась ситуация с обеспечением научно-методичес­кой литературой службы практической психологии. Запрос на пе­риодическую литературу привел к появлению наряду с традици­онным журналом «Вопросы психологии» таких психолого-педаго­гических и медико-психологических периодических изданий, как журналы «Детский практический психолог» (Москва), «Детский психолог» (г. Ростов-на-Дону), «Магистр», «Альтер Эго», «Психо­логия сегодня», «Вестник психосоциальной и реабилитационной работы», «Школа здоровья» и др. Назрела необходимость создать банк данных о появляющейся в разных регионах психолого-педа­гогической периодике, а также различных «библиотечках практи­ческого психолога», «библиотечках развивающего обучения» и т.п.

Следует отметить, что этап экстенсивного строительства службы практической психологии образования в России в основном завершен. Можно констатировать, что развитие практической психологии во многом повлияло на подготовку почвы новой философии образования, обусловило переход от традиционной парадигмы «знаний, умений и на­выков»– к парадигме развивающего образования в контексте создания национальной доктрины образования России на пороге XXI века.

В настоящее время значительно возрастает уровень профессио­нальных требований, предъявляемых психологу, работающему в системе образования.

В регионах все чаще поднимаются вопросы о явной недостаточ­ности экстренной переподготовки психологов на спецфакультетах университетов и педагогических институтов.

Очевидна необходимость более дифференцированной подготов­ки практических психологов разного профиля для решения мно­гочисленных задач как в сфере управления образованием, так и в области многопрофильных образовательных учреждений.

Вместе с тем в стране все острее ощущается дефицит квалифи­цированных психологических кадров в связи с ростом потребнос­ти детей, родителей, работников сферы образования в психологической поддержке. Возникает опасность дискредитации профес­сии практического психолога из-за недостаточной, в ряде случаев, его профессиональной подготовки и вследствие этого недостаточ­ной профессиональной компетенции, с одной стороны, и несо­ответствия предъявляемых к нему требований как специалисту, с другой стороны.

Существует потребность в совершенствовании системы подго­товки психологических кадров. Тревожит чрезмерный акцент при подготовке практических психологов на селективной психодиагностике (диагностике отбора), а не на диагностике развития лич­ности ребенка.

Слабо скоординирована деятельность психолога с работой ме­диков, а службы практической психологии образования – с дея­тельностью психолого-медико-педагогических комиссий.

По-прежнему не находят своего полного решения вопросы со­циальной и профессиональной зашиты практических психологов: учреждения службы практической психологии не включены в номенклатуры базовых образовательных учреждений; отсутствуют критерии и процедура профессиональной аттестации практичес­ких психологов; не определен статус практического психолога в различных образовательных учреждениях. До настоящего времени не разработан стандарт образования по практической психологии.

Все указанные выше моменты затрудняют развитие службы практической психологии образования.

Исходя из представленного анализа становления службы практи­ческой психологии образования в России, коллегия постановляет:

1. Признать, что в Российской Федерации заложены основы службы практической психологии образования, ставшей необхо­димым элементом системы образования Российской Федерации и способствующей ее гуманизации.

Считать необходимым осуществление перехода от экстенсив­ной стратегии к интенсивной стратегии развития службы практи­ческой психологии образования и подготовки практических психологов.

2. Одобрить в качестве примерных проекты положения о службе практической психологии образования, о статусе практического психолога (приложения 1, 2) и подготовить проекты приказов об их утверждении.

Рекомендовать инновационную модель комплексной службы практической психологии Юго-Западного территориального ок­руга Москвы и систему подготовки педагогов-психологов в Меж­дународном образовательном и психологическом колледже при психологическом институте РАО в качестве примеров перехода к интенсивной стратегии организации региональных служб практи­ческой психологии и подготовки практических психологов (при­ложения 3, 4).

3. Обратиться в президиум Российской академии образования (А.В. Петровский) с просьбой оказать содействие:

3.1. В разработке совместно с Министерством образования Рос­сийской Федерации национальной доктрины образования России, отражающей переход от традиционной парадигмы образования «знаний, умений и навыков» – к парадигме развивающего обра­зования.

3.2. В разработке научно-методических принципов применения диагностики развития в системе образования.

3.3. В активизации разработки и внедрения программ обшей пси­хологической подготовки педагогических кадров как необходимой предпосылки психологизации образовательного процесса.

4. Рекомендовать органам управления образованием координи­ровать работу служб практической психологии образования с дея­тельностью многопрофильных служб в системе образования (ме­дицинской; реабилитационной, социальной и др.).

5. Главному управлению развития общего среднего образова­ния (М.Р. Леонтьева) подготовить методическое письмо «О пре­подавании человекознания в системе общего гуманитарного образования» (май 1995 года).

6. Управлению дошкольного образования (Р.Б. Стеркина) раз­работать проект Порядка психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек (апрель 1995 года).

Опубликовать в печати информационное письмо «О психоло­го-педагогических программах педагогики развития в дошкольном образовании».

7. Главному управлению педагогического образования (М.Н. Ко­стикова):

7.1. Завершить работу над государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специаль­ности 020400 – «Психология» (квалификация – педагог-психо­лог) – август 1995 года.

7.2. Разработать образовательный минимум содержания профес­сиональной образовательной программы для переподготовки по специальности 020400 – «Психология» (квалификация – педа­гог-психолог) отдельно для лиц, имеющих высшее педагогичес­кое образование, и лиц, окончивших непедагогические вузы (ав­густ 1995 года).

7.3. Разработать процедуру аттестации учреждений, занимаю­щихся подготовкой и переподготовкой педагогов-психологов (прак­тических психологов образования), и организовать работу по ее проведению (ноябрь 1995 года).

7.4. Разработать вариативные программы повышения квалифи­кации профессорско-преподавательского состава педагогических образовательных учреждений, реализующих программы подготов­ки и переподготовки педагогов-психологов (ноябрь 1995 года).

7.5. Разработать предложения по сертификации разноуровневых программ повышения квалификации педагогов-психологов (прак­тических психологов) службы практической психологии образо­вания.

8. Главному управлению реабилитационной службы и специ­ального образования (Д.С. Шилов) совместно с Обществом пси­хологов при Российской академии наук:

8.1. Подготовить предложения по организации при Минобразовании России Научно-методического совета по практической пси­хологии образования (май 1995 года).

8.2. Осуществлять координацию деятельности служб практичес­кой психологии образования в регионах России, а также разра­ботку и внедрение в практику нормативно-методических материа­лов службы практической психологии образования.

8.3. Совместно с Главным планово-экономическим управлени­ем (З.И. Филимонова) подготовить предложения в Министерство труда и Министерство финансов Российской Федерации об изме­нении квалификационных характеристик и нормативов труда пе­дагога-психолога.

8.4. Совместно с Главным управлением педагогического обра­зования и Главным планово-экономическим управлением подго­товить Проект Положения об аттестации психологических кадров (декабрь 1995 года).

8.5. Систематически информировать органы управления обра­зованием о психологических и психолого-педагогических перио­дических изданиях.

9. Управлению информации, прессы и связей с общественны­ми организациями (А.П. Кузякин) опубликовать материалы кол­легии в средствах массовой информации.

10. Контроль над выполнением решения коллегий возложить на заместителей министра образования М.Н. Лазутову и А.Г. Асмолова.

Председатель коллегии Е.В. ТКАЧЕНКО

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: