Главное - вы должны верить в свои аргументы!
Пример дискуссии:
Иррациональное представление: «Я очень хочу успешно сдать экзамен, потому что если я его не сдам, то вся моя карьера рухнет, и всю оставшуюся жизнь мне придется прозябать на жалкой должности, зарабатывая слишком мало, - и это будет очень, очень ужасно. Тварь я буду тогда дрожащая - вот кто я буду!»
Мягкие возражения и рациональные ответы Если я не сдам этот экзамен, то смогу сдать его позднее. Так стоит ли тревожиться? Моя карьера от этого не рухнет. Просто я буду несколько медленнее продвигаться по служебной лестнице. Рано или поздно я сдам этот экзамен и получу новую должность. Если я буду занимать невысокую должность, то я определенно от этого не умру. Даже если я всю жизнь буду мало зарабатывать, то все равно смогу жить прилично. Зарабатывать мало - очень неудобно, но это вовсе не конец света.
Энергичные возражения и рациональные ответы Даже если я не сдам этот экзамен и все прочие экзамены, то я все равно смогу получить хорошую работу. А если нет - значит нет. Я не пропаду и все равно буду счастливым человеком. Даже если моя чертова карьера рухнет, то я постараюсь построить другую, не менее интересную и высокооплачиваемую! Да я легко сдам этот экзамен в ближайшие дни, хоть сейчас. А если даже не сдам, то я все равно намерен сделать хорошую карьеру. В какой бы должности я ни работал, я хочу получать от своей работы удовлетворение. Даже если работа мне не нравится, я могу найти радости в других областях жизни. Если я всю жизнь буду мало зарабатывать, то не только смогу прилично жить, но и сделаю все, чтобы жить хорошо. Деньги -это очень важно для меня, но это далеко не все. Зарабатывать мало - очень неприятно, но я сделаю все, чтобы зарабатывать больше. Если же это у меня не получится, то я смогу сократить свои расходы и стану одним из тех счастливых людей, которые довольствуются малым, однако так строят свою жизнь, что у них много радости в жизни.
|
|
Если я не сдам этого экзамена и всю жизнь Не важно, сколько экзаменов я завалил и буду мало зарабатывать, то это значит, что в насколько мало я зарабатываю, - все это не этом я потерпел неудачу, но вовсе не стал означает, что я ничтожество или некомпетентный человек. Я был и буду человеком, которому свойственно ошибаться. Но я все равно принимаю себя как целостную личность и буду искать любую возможность получать удовольствие от жизни -независимо от того, что в некоторых областях у меня что-то получается плохо. Я такой, какой я есть. Я всегда заслуживаю того, чего заслуживаю. Но как же мне получить заслуженное? Надо за него бороться!
|
|
А вот пример дискуссии с цепочкой иррациональных представлений:
Иррациональное представление: «Мой друг занял у меня деньги и обещал вскоре вернуть. Прошло несколько месяцев, но он ничего не отдал. Более того, он ведет себя так, как будто я подарил ему эти деньги и вовсе не собираюсь отдавать долг. Если бы у него было много денег, говорит он, то он, пожалуй, дал бы мне немного, но не в качестве возврата долга, а скорее по доброте душевной. Какое он имеет право так поступать со мной? Да он просто ублюдок! В нем нет ничего хорошего. Он заслуживает только осуждения и наказания, и я еще до него доберусь. Я покажу ему, что со мной нельзя так обращаться!»
Иррациональное представление Какое он имел право так со мной поступить? И это поле того, что я для него сделал! Я из штанов вылез, чтобы помочь ему, а он еще утверждает, что я подарил ему деньги. Да он просто ублюдок!Я все равно считаю, что он подонок. Если он такое сделал, то что в нем вообще хорошего? Теряю друга? И всего-то?! Да его убить мало! Я до него еще доберусь! Чего бы мне это ни стоило, я докажу ему, что так со мной поступать нельзя! Для начала займусь его машиной. А потом посмотрю, не стоит ли кое-что проделать с его женой и детьми!
Мягкий ответ Он мог так сделать. Он так сделал. Он нередко ведет себя именно так. Да, мне пришлось вылезти из штанов, чтобы одолжить ему денег, но из этого не следует, что он сам обязан вылезти из штанов, чтобы отдать мне долг. Не то, чтобы о был ублюдком -просто у него манеры такие. По-моему я несколько преувеличиваю. У него наверняка есть какие-то хорошие качества, как у любого человека. Но в случае со мной он ведет себя недостойно. Ну, доберусь - и какая от этого польза? Пустая трата времени! Лучше уж оставить все как есть. Все-таки он оказался скверным типом.
Энергичный ответ. Да ему так поступить - раз плюнуть! Это не первый раз - и готов поспорить, что и не последний! Хотел бы я, чтобы он так не поступал, но он именно так и ведет себя. Скверно! Я мог бы это предвидеть. И вот пожалуйста - получите! Да мне пришлось вылезти из штанов, чтобы одолжить ему денег, но из этого не следует, что он сам обязан вылезти из штанов и проявить честность, чтобы отдать мне долг! Но я не могу сказать, что он совершенный ублюдок. Он ошибается, как могу ошибиться и я. Такой поступок ему весьма свойственен, и мне это всегда не нравилось в нем. И я это знал и раньше. Но я все равно буду продолжать жить и попробую вернуть свои деньги, а если у меня это не получится, то я все равно буду счастливым человеком - хотя, возможно, и не столь довольным. Ведь это просто противно, когда лучшие друзья устраивают такие подлые штуки. Что за ерунда! Конечно, у него есть хорошие качества. У всех они есть. Даже у Гитлера они, видимо, были. Но несмотря на все его добрые качества - ведь я не могу отрицать, что временами он был ко мне добр, - я не могу не признать, что в данном случае, когда он не возвращает долга, да еще утверждает, что деньги ему якобы подарены, он поступает очень плохо. И именно это я и собираюсь до него донести - что он совершает плохой, неправильный, бесчестный поступок, а не то, что он сам плохой и бесчестный человек. Ну а если не получится - значит я потерпел неудачу. В самом страшном случае я теряю и деньги и друга, но все остальное останется в моей жизни. Просто в следующий раз я буду осторожнее поступать со своими деньгами. Добираться до него - довольно глупо. Я уже и так потерял из-за него немало времени и денег и не собираюсь тратить их еще, чтобы до него добраться. В абсолютно справедливом мире он, видимо, заслужил бы какое-то наказание за свое нечестное поведение по отношению ко мне. Но вряд ли он заслужил бы самое суровое наказание. Есть преступления и пострашнее. Человек не заслуживает вечного проклятия. Ну, если бы я с дуру украл у него что-то, неужели я заслуживал. Не знаю, как можно доказать ему, что так со мной поступать нельзя. Если я сам начну проделывать такие вещи, которые задумал, я подвергну себя еще большему осуждению и еще большей опасности наказания, чем он. Конечно, он поступает совершенно неправильно, но ведь он имеет право быть таким, каким хочет, и поступать так, как ему захочется. Так почему же тогда он заслуживает наказания? Я буду продолжать оказывать на него давление, чтобы получить свои деньги, но без гнева.
|
|
Конечно, он может так поступать со мной. И еще как может! У него просто талант поступать со мной так подло. И теперь, когда я это понял, у меня ничего другого не остается, как только смириться с этой горькой истиной. Я не вижу способа доказать ему, что так со мной поступать нельзя. Если я позволю жажде мести овладеть мною и причиню ему вред, или его жене и детям, это ни в чем его не убедит. Он просто будет считать, что я - мерзавец, который из-за денег вредит ни в чем не повинным людям. Я испорчу его машину, а он в отместку испортит мою. И на меня свалится еще больше неприятностей, чем сейчас. С моей стороны это было бы полным идиотизмом.
Из-за того, что он поступи пло- |
оставить и забыть, хо- хо, я не должен всю оставшуюся жизнь, хотя конечно, все это тоже поступать подло. Надо попробовать довольно грустно и поговорить с ним еще раз, без злобы и обидно, однако не на- угроз, и посмотреть, что получится. Если столько, чтобы теперь смогу что-то сделать - хорошо. Не смогу портить себе всю - плохо. Значит, ничего не поделаешь. жизнь. В конце концов, судьба все равно поступит с ним по заслугам. Тогда уж лучше вычеркнуть все это и заняться своими делами. Ведь обычно жизнь не оставляет такие вещи безнаказанными, так что мне ничего не придется делать.
МАЛО ИЗМЕНИТЬСЯ. НУЖНО УДЕРЖАТЬСЯ!
Миллионы людей успешно лечатся у психотерапевтов, но большинству из них приходится общаться за помощью повторно. Чувства беспокойства, угнетенности, озлобленности покидают их на время, но затем возвращаются снова!
|
|
Иногда на пути избавления от душевных страданий вы делаете два шага вперед, один назад. Иной раз удается полностью избавиться от депрессии, но затем она вновь накрывает вас с головой. Временами старая проблема перестает вас беспокоить, но зато появляется другая.
Изменить свои ощущения на короткое время, может быть, и несложно, но следует работать, работать и работать над собой, чтобы сохранить достигнутый результат.
Как же сохранить и приумножить результаты применения рационально-эмотивной терапии? Что нужно, чтобы добиться поставленной цели?
Вот основные моменты:
1. Когда вас вновь охватывают ощущения беспокойства, угнетенности или собственного несовершенства, попытайтесь вернуться к тем мыслям, чувствам или поведению, которые вы однажды изменили, чтобы добиться улучшению своего состояния. Вспомните, какие методы помогли вам в прошлый раз преодолеть свое негативное состояние.
2. Постоянно формируйте свои рациональные представления. Доказывайте себе несостоятельность ваших иррациональных представлений. Делайте это много раз, и не автоматически, а каждый раз осознанно, как будто заново, пока не почувствуете заключенную в ваших доказательствах правду.
3. Постоянно проверяйте свои представления - даже, когда вы в порядке - действительно ли они рациональны, чтобы в будущем вновь возникшие иррациональные представления не смогли вас слишком расстроить. Активно противодействуйте своим иррациональным представлениям, когда бы и где бы они ни попытались внедриться в ваше сознание. Ведь даже если они и не беспокоят вас в данный момент, необходимо понимать, что они все равно могут вернуться.
4. Приучайте себя «входить в свой страх», то есть заставляйте себя совершать то, чего вы почему-то боитесь, хотя и понимаете, что на самом деле это не опасно. Преодолев свой бессознательный страх, вы сможете думать о нем и действовать против него абсолютно осознанно. Делайте то, что вы боитесь делать, и делайте это как можно чаще! Если вы ощущаете душевный дискомфорт, заставляя себя совершать действия, вызывающие у вас безотчетный страх, это не должно вас останавливать! Не отступайте и не позволяйте страхам навсегда укорениться в вашем сознании.
5. Учитесь ясно различать разницу между уместными и неуместными, чрезмерными чувствами. Всякий раз, когда вы находитесь во власти слишком сильного негативного чувства, имейте в виду, что вы сами спровоцировали его появление догматическим отношением к своим многочисленным «следует», «должен» и «обязан». Постарайтесь понять, что вы вполне способны заменить неуместные чувства имеющими более легкую форму.
6. Используйте образы, чтобы живо представить себе неприятные провоцирующие события, прежде, чем они произойдут на самом деле. Сделав это, попытайтесь вызвать в себе неуместные чувства горя, тревоги, депрессии, гнева или самоуничижения. Затем постарайтесь придать этим чувствам более легкую форму - озабоченности, сожаления, досады или огорчения, по-прежнему представляя себе образы неприятных тяжелых событий. Не отступайте до тех пор, пока действительно не измените свои ощущения.
7. Решайте неприятные вопросы сразу же - в тот же день! После того, как вы справитесь с задачей, обязательно вознаградите себя чем-нибудь приятным. Если же вы убежали от выполнения задачи, сначала накажите себя (например, лишите себя предполагаемого удовольствия), а затем все-таки сделайте это, и тогда вознаградите. Этот прием называется негативным и позитивным подкреплением.
8. Каждую минуту помните, что у вас всегда есть выбор, как себя вести, что думать, что чувствовать, и активно реализуйте свой выбор.
9. Постоянно помните о трех главных правилах РЭТ:
• вы сами выбираете свои иррациональные представление и сами провоцируете свои негативные чувства;
• неважно, когда вы приобрели свои иррациональные представления и привычки, важно, что сейчас вы делаете выбор и сохраняете их - именно поэтому сейчас ваши чувства расстроены; тяжелые обстоятельства безусловно воздействуют на вас, но причиной ваших расстройств является ваш сегодняшний взгляд на мир;
• не существует магического способа преобразования вашей личности и вашей укоренившейся склонности расстраивать себя; изменений можно добиться только упорной работой и тренировкой.
10. Ведите постоянный, а не сумбурный поиск увлечений, доставляющих вам удовольствие, вызывающих ваш живой интерес. Сделайте свою жизнь счастливой, отыскав в ней то, для чего стоит жить.
11. Сталкиваясь с проблемами или расстройствами своих знакомых, попытайтесь в личной беседе с теми из них, которые вам доверяют и хотят принять вашу помощь, выяснить, в чем состоят их главные иррациональные представления и каким образом их можно активно оспорить. Это даст вам дополнительную практику по преодолению собственных иррациональных убеждений.
12. Постоянно повышайте свой порог фрустрации. Сделайте это важной задачей. Именно низкий порог фрустрации делает невыполнимыми все ваши благие начинания.
13. Если пришлось отступить, начните сначала. Оспорьте свое иррациональное представление о том, что у вас все должно получаться с первого раза и навсегда. Примите как должное, что изменения происходят по принципу два шага вперед - шаг назад. Вы сделали шаг назад? Вы думаете, что это крах всем вашим надеждам? Это - иррациональное представление. Оспорьте его.
14. Установите существование у себя нескольких первостепенных целей, которых вы бы очень хотели добиться, но абсолютное достижение которых, вероятно, навсегда останется для вас невозможным. Проведите коррекцию своих устремлений, анализируйте свои чувства и мысли.
15. Поставьте перед собой реалистичные цели, достижение которых реально и принесет вам удовлетворение и пользу. Планомерно идите к ним.
16. Действуйте! Действуйте! Действуйте!
Упражнение.
1. Выберите одно из дел, которое следовало бы сделать в первую очередь, но выполнение которого вы всячески избегали или откладывали по разным поводам.
2. Найдите аргументы, которые вы приводите самому себе, чтобы уклониться от выполнения задачи или отложить ее.
3. Оспорьте эти аргументы с помощью метода РЭТ.
4. Придумайте для себя негативные и позитивные подкрепления.
5. Приступите к выполнению поставленной задачи.
6. Постоянно ведите дневник с записями о своих чувствах, анализе их возникновения, анализе иррациональных представлений и для выполнения упражнений из этого текста.
7. Через 6 месяцев перечитайте дневник. Ответьте на вопросы:
• произошли ли во мне изменения?
• что именно изменилось?
• что не удалось изменить?
• что мешает изменению?
• что нужно предпринять для устранения помех?
• что еще нужно изменить?
• каковы мои планы работы над собой на следующие 6 месяцев?
8. Проделывайте такой анализ результатов каждые б месяцев.
УСПЕХОВ ВАМ В ВАШЕЙ РАБОТЕ!
ТЕРПЕНИЯ ВАМ НА ТРУДНОМ ПУТИ К ГАРМОНИИ И СЧАСТЬЮ!
По книге А. Эллиса «Психотренинг по методу Альберта Эллиса»