турйе дхарма-кала-сарге нара-нарайанав риши
бхутватмопашамопетам акарот душчарам тапах
турйе - четвертая в этом ряду; дхарма-кала - у жены Дхармараджи; сарге - родились; нара-нарайанау - по имени Нара и Нарайана; риши - мудрецы; бхутва - став; атма-упашама - владеющими чувствами; упетам - для достижения; акарод - наложили на себя; душчарам -очень суровые; тапах - епитимьи.
В четвертом воплощении Господь явился как Нара и Нарайана близнецы, сыновья жены царя Дхармы. Чтобы обуздать чувства, Он налагал на Себя суровые и достойные подражания епитимьи.
КОММЕНТАРИЙ: Согласно наставлениям царя Ришабхи, которые Он дал Своим сыновьям, единственный долг человека - тапасйа, добровольное наложение на себя епитимий ради осознания Трансцендентного. В назидание нам Господь на Своем примере показал, как его нужно выполнять. Господь очень милостив к забывчивым душам. Поэтому Он приходит Сам, чтобы дать необходимые наставления, а также посылает в качестве Своих представителей Своих лучших сыновей, чтобы призвать все обусловленные души обратно к Богу. Все помнят, как совсем недавно с той же целью - оказать особую милость падшим душам в этот железный век, век тяжелой индустрии - на Землю низошел Господь Чаитанйа. Воплощению Нарайаны по сей день поклоняются в Гималаях, в Бадаринарайане.
|
|
ТЕКСТ 10
панчамах капило нама сиддхешах кала-виплутам
провачасурайе санкхйам таттва-грама-винирнайам
панчамах - пятый; капилах - Капила; нама - по имени; сид-дхешах - лучший из совершенных; кала - время; виплутам - утрачено; провача - поведал; асурайе - брахману по имени Усури; санкхйам метафизики; таттва-грама - совокупности элементов творения; винирнайам - изложение.
Пятое воплощение, Господь Капила - лучший из совершенных существ. Он поведал Усури Брахману об элементах творения и разъяснил ему метафизику, потому что с течением времени это знание было утрачено.
КОММЕНТАРИЙ: Творение состоит из двадцати четырех элементов, и каждый из них подробно описывается в философской системе санкхйи. Философию санкхйи европейские ученые, как правило, называют метафизикой. Этимологически слово санкхйа означает «четкое объяснение, полученное путем аналитического исследования материальных элементов». Впервые такое объяснение было дано Господом Капилой, о котором здесь говорится как о пятом воплощении.