Сумерки идолов

Как философствуют молотом Это сочинение менее чем в 150 страниц, весёлое и зловещее по тону,демон, который смеётся, - произведение столь немногих дней, что я стесняюсьназвать их число, - является вообще исключением среди книг: нет ничего болеебогатого содержанием, более независимого, более опрокидывающего - болеезлого. Если хотят вкратце составить себе понятие о том, как до меня всёстояло вверх ногами, пусть начинают с этого сочинения. То, что называетсяидолом на титульном листе, есть попросту то, что называли до сих пористиной. Сумерки идолов - по-немецки: старая истина приходит к концу... 2 Нет ни одной реальности, ни одной "идеальности", которая в этомсочинении не была бы затронута (- затронута: какой осторожный евфемизм!..).Не только вечные идолы, но и самые молодые, следовательно, самые хилые."Современные идеи", например. Великий ветер проносится между деревьями, ивсюду падают плоды - истины. В этом расточительность слишком богатой осени:спотыкаешься об истины, некоторые из них даже придавлены насмерть - до тогоих много... Но то, что остаётся в руках, это уже не проблематичное, это ужерешения. У меня впервые в руках масштаб для "истин", я впервые могу решать.Как если бы во мне выросло второе сознание, как если бы "воля" зажгла во мнесвет для себя над кривою тропой, по которой она до сих пор спускаласьвниз... Кривая тропа - её называли путём к "истине"... Кончилось всякое"тёмное стремление", именно добрый человек меньше всего смыслил в настоящемпути... И, говоря вполне серьёзно, никто до меня не знал настоящего пути,пути вверх: только с меня начинаются снова надежды, задачи, предписывающиепути культуры, - я их благостный вестник. Именно поэтому являюсь я роком... 3 Непосредственно за окончанием только что названного произведения и нетеряя ни одного дня приступил я к чудовищной задаче Переоценки, с чувствомцарской гордости, с которым ничто не может сравниться, каждую минутусознавая своё бессмертие и высекая с уверенностью рока знак за знаком намедных скрижалях. Предисловие появилось 3 сентября 1888 года: когда утром,после написания его, я вышел на воздух, предо мною был самый прекрасныйдень, какой когда-либо показывал мне Верхний Энгадин, - прозрачный,сверкающий красками, вмещающий в себя все контрасты и нюансы между льдом иЮгом. - Лишь 20 сентября покинул я Сильс-Марию, задержанный наводнениями и вконце концов оставшийся единственным гостем этого чудесного места, которомублагодарность моя приносит в дар бессмертное имя. После путешествия, полногослучайностей и даже опасности для жизни в залитом водою Комо, которого ядостиг лишь глубокой ночью, я прибыл 21-го днём в Турин, моё доказанноеместо, мою резиденцию отныне. Я снял ту самую квартиру, которую занималвесною, на via Carlo Alberto 6, III против колоссального palazzo Carignano,где родился Vittorio Emanuele, с видом на piazza Carlo Alberto и за нимдалее на страну холмов. Не колеблясь и не давая ни на минуту отвлечь себя,вернулся я к работе: оставалось ещё написать последнюю четвертьпроизведения. 30 сентября день великой победы; седьмой день; отдых Бога наберегах По. В тот же день написал я ещё предисловие к "Сумеркам идолов",корректура их печатных листов была моим отдыхом в сентябре. - Я никогда непереживал такой осени, даже никогда не считал что-нибудь подобное возможнымна земле - Клод Лоррен, продуманный в бесконечное, каждый день - деньравного беспредельного совершенства. -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: