ГЛАВА 7. -- Об этом вы поговорите с нашими адвокатами

СОГЛАШЕНИЯ И СТРАТЕГИИ:

«ХОРОШИЕ ДОКУМЕНТЫ СОЗДАЮТ ХОРОШИХ ДРУЗЕЙ»

-- Об этом вы поговорите с нашими адвокатами! – выкрикнули с мрачными лицами Стив и Сэнди, спускаясь с крыльца и направляясь к своей машине. Ошеломленные, Даррен и Мария молча стояли в дверях, провожая взглядом автомобиль, удалявшийся вдаль по проселочной дороге. Стив и Сэнди покинули общину Тополиные Ручьи (Cottonwood Springs) несколько дней назад, сказав, что они больше не желают участвовать в проекте. И теперь они вернулись для того, чтобы забрать обратно свой взнос в 22 000 долларов.

-- Но... но... вы же знаете, что мы потратили все деньги, - ответил Даррен, не веря своим ушам. – На платеж по кредиту, на новую крышу, на ремонт насоса...

Адвокаты появились на следующий день с заготовленным исковым заявлением в суд. Стив и Сэнди требовали не только возвращения 22.000 долларов за вступительный взнос и арендный платеж за землю, но 15 000 долларов сверх этого за судебные издержки и моральный ущерб, а также 4200 долларов в качестве заработной платы за два месяца, проработанные в общине, из расчета по 10 долларов за час. Для Даррена и Марии это было настоящим кошмаром. После трех лет встреч в инициативной группе по созданию общины они нашли свою идеальную землю, 83-акровое ранчо в сельской Монтане, но никто из остальных членов группы не решился окунуться в новую жизнь. Уверенная в силе прекрасного образа будущего поселения, пара вложила большую часть своих сбережений в первоначальный взнос за участок и переехала на ранчо, захватив с собой и свою домашнюю гончарную мастерскую. За два года они приняли множество гостей, но ни один не стал членом общины.

«Именно поэтому мы все никак не брались дописать наш устав, - говорит Мария, - мы не хотели принимать единоличные решения по поводу будущей общины, не зная пожеланий других участников. Мы хотели, чтобы все это было сделано вместе».

Стив и Сэнди были первыми, кто показались теми самыми людьми. Они любили землю и тоже мечтали о самодостаточной сельской общине, у них были замечательно подходящие профессии – он был строителем, она – садовником. У них было достаточно денег для того, чтобы заплатить членский взнос и арендную плату, и они могли позволить себе сразу переехать на землю и поселиться в своем жилом автофургоне. Вдобавок ко всему, они приехали как раз в момент надвигавшихся финансовых затруднений - через несколько недель наступал срок первого платежа по кредиту, на который было куплено ранчо. Казалось, этих людей сам Бог послал в ответ на молитвы Даррена и Марии.

Первый месяц все шло как по маслу. Наслаждаясь взаимной компанией, друзья провели немало часов в трудной, но благодарной работе, перекрыв крышу над амбаром, который должен был стать общей столовой, заменив колодезный насос и совершенствуя оросительную систему в будущем саду. «Нам было так хорошо, что было совершенно не до устава и документов. – вспоминает Мария, - тем более, что было так много работы, и хотелось закончить крышу и оросительную систему, пока стояла хорошая погода. Мы знали, что за документы мы еще успеем сесть потом».

На второй месяц Сэнди обратила внимание на некоторые места в плане застройки участка, которые ей не понравились. Нельзя ли ей и Стиву поставить свой дом вот тут, а не там, где план предусматривает застройку? Могут ли они построить свой дом из современных строительных материалов, а не из более трудозатратных натуральных, как предлагают Даррен и Мария? Сэнди и Мария начинали все более нервничать. Мария хотела, чтобы Сэнди перестала превращать Тополиные Ручьи во что-то чужеродное. Она никак не рассчитывала, что новые люди захотят таких перемен. Сэнди была расстроена, чувствуя, что здесь не получается совместно воплощать тот образ будущей общины, который они представляли со Стивом. Мария, в свою очередь, полагала, что некоторая борьба за власть в самом начале существования общины – это нормальное явление, так как совместная жизнь всегда обнажает слабые места людей. Имея немалый опыт работы в группах, она старалась видеть конфликт не как проблему, но как возможность укрепить связи между участниками в процессе его разрешения через откровенное высказывание наболевшего и приход к обоюдному соглашению. Но подобного рода идеи были чуждыми для Сэнди, которая воспринимала нарастающее напряжение как сигнал, что все идет не так.

Отношения между основателями и новоприбывшими продолжали ухудшаться, пока Даррен и Мария не предложили провести серьезное собрание для разбора всех спорных вопросов. Однако Стив и Сэнди восприняли предложенную процедуру как что-то непонятное и потустороннее. «Нет, это уже не община!» - подумали они и решили, что у них нет другого выхода, кроме как уйти. И вот тут-то они обнаружили, что возможность забрать назад свои деньги для выходящих из общины членов предусмотрена не была.

Все, что Даррен и Мария могли показать им – это красивые описания их идей и образов и наполовину дописанный проект устава, с которым, как помнилось Марии, они сказали, что согласны. Однако поскольку не было ни одного общего документа, подписанного сторонами, получалось, что никаких конкретных соглашений, которые следовало выполнять, между ними заключено не было. У вступивших в общину не было обязательства следовать образу или планам основателей; у основателей не было обязательства что-либо кому-либо выплачивать. Все были несчастны, и каждый, что называется, отдал бы полцарства за клочок подписанной бумаги.

Слава Богу, до суда дело не дошло и окончилось мировым соглашением. Получив от банка реструктуризацию кредита (ставшую возможной благодаря своевременной выплате взноса и произведенным улучшениям заложенной недвижимости), Даррен и Мария вернули Стиву и Сэнди внесенные ими 22 000 долларов, но отказали в дополнительных требованиях. Хотя основатели и не потеряли свою землю, они потеряли не менее дорогое – своих новых друзей, радость и вдохновение от начавшей сбываться мечты, немало энергии и веры в будущее. Стив и Сэнди вернули обратно свои деньги, но не оскорбленную гордость и достоинство, и уж точно не свои мечты о жизни в общине. Уязвленные и разочарованные, они после этого уже никогда не проявляли интереса к альтернативным сообществам.

ЛЮДИ ПОМНЯТ СЛОВА ПО-РАЗНОМУ

Истории, подобные этой, случаются более чем часто. Некоторые общины начинают действовать, заключив лишь устные соглашения, но... что делать, если люди запомнили их по-разному? Я могу помнить, что, согласно нашему соглашению о трудовых и финансовых вкладах, если случится роспуск общины и продажа принадлежащей ей земли, я получу компенсацию за реально проработанное в общине время в долларах, по рыночным расценкам. Но ты можешь помнить то же самое соглашение в том ключе, что я буду вправе получить только определенный процент от стоимости продаваемой недвижимости. Подобное расхождение в понимании может не причинять нам никаких проблем – до тех пор, пока мы не решим ликвидировать общину и продать общее имущество. Почему же тогда нормальные, соображающие люди вроде нас не догадались просто записать соглашение на бумагу?

Как бы это ни было прискорбно – ведь так просто предотвратить проблему! – многие формирующиеся общины спотыкаются и даже терпят крах только оттого, что их основатели с самого начала не записали своих соглашений. Месяцы и годы спустя, когда приходит время применять их, они начинают разбираться и видят, что помнят соглашения по-разному. К несчастью, даже совершенно бескорыстные и доброжелательные люди могут вспомнить один и тот же разговор или соглашение в таких разных деталях, что обоим может показаться, что вторая сторона пытается обмануть, злоупотребить или манипулировать ими. Это одна из наиболее распространенных и наиболее разрушительных «мин замедленного действия», приводящих к структурному конфликту. Почему же тогда столь многие будущие общинники не записывают свои соглашения? Почему этот тип структурного конфликта случается так часто?

Я думаю, здесь дело в том, что многие идеалистически настроенные и стремящиеся к светлому будущему люди подсознательно считают, что единственная причина для того, чтобы записывать соглашения – это защититься от обмана со стороны контрагента46. А кто станет подозревать в обмане своих собратьев по сотворению более совершенного общества? Это невозможно представить, это невежливо, это как-то низменно! «Если я предложу записать все на бумагу и потребую его подписи, он, должно быть, подумает, что я жутко черствый и меркантильный человек!»

Поэтому люди, которым хочется, чтобы этот мир стал лучше – и которые стремятся сделать его лучше, - ощущают мучительную боль и неловкость, когда речь заходит о записи соглашений. Ведь это же тогда, по сути, означает, что я в глубине души не доверяю человеку и подозреваю его в чем-то? Разве не правильнее просто не подпускать к себе такие мысли? Благожелательные люди подобного склада смогут избежать угрызений совести, если будут иметь в виду следующие три закономерности человеческой памяти:

1. Джек очень отчетливо помнит, что он имел в виду – о чем он думал и что живо представлял во время разговора, – но совершенно не помнит, какие конкретно слова он говорил. (Люди очень часто говорят не то, что имеют в виду – не из-за желания обмануть, но просто из-за недостаточно развитых речевых навыков). Не зная, что именно Джек имел в виду, Джилл может вспомнить лишь слова, которые он сказал, а это совсем не то, что помнит он.

2. Джилл уверена, что она помнит, что именно сказал Джек, но в действительности в тот момент она не прислушивалась к его словам. Она была настолько увлечена своими мыслями по поводу предмета разговора, что увидела в его словах собственные мысли и образы. Но это совсем не то, что он на самом деле сказал. Он хорошо помнит, что он сказал - но никак не то, о чем думала Джилл в то время, как он это говорил!

3. Джек что-то сказал и, видя, что Джилл кивнула в знак согласия, он предполагает, что мысль, которую он намеревался передать, идентична той мысли, которая сформировалась в уме Джилл в результате его слов. Но в действительности Джилл интерпретировала то, что она услышала, совсем по-другому. И опять в результате оба помнят не одно и то же.

--------------------------------------------------

46 Здесь проявляется характерная черта идеалистического мышления: человек воспринимает мир как борьбу добра со злом, и поэтому любые проблемы и неприятности автоматически объясняет присутствием чьей-то вины или злой воли. В такой картине мира все люди, порой даже неосознанно, подразделяются на «плохих» и «хороших», «светлых» и «темных», и естественно, что люди, которые оценены как «хорошие», в принципе не воспринимаются умом как возможные источники будущих проблем. Предвидеть возможные проблемы в отношениях с другим человеком для такого мышления эквивалентно признанию человека «плохим», а это невозможно, если человек признан «хорошим». Выход в конечном счете заключается в отходе от оценки любых событий как «позитивных» или «негативных» и понимании того, что любое «добро» или «зло» субъективно - тогда мышление становится более реалистичным и способным предвидеть возможные сложности и проходить через них без того, чтобы делать кого-либо виноватым в этом. – лирическое отступление перев.

ДАЙТЕ СЕБЕ ВСЕ ШАНСЫ НА УСПЕХ

Устное общение бывает настолько засорено, многосмысленно и происходит настолько быстро, что в плане деловых договоренностей в нем мало смысла, если не фиксировать результаты и не сверяться с ними. Это можно сделать, назначив одного из членов группы записать то, о чем, как все думают, мы договорились, и затем прочитать это вслух или дать почитать каждому. И именно сейчас самое время сказать: «Минуточку, ребята, это же совсем не то, о чем мы только что говорили!» - нежели пытаться откопать в памяти содержание наших соглашений через несколько месяцев или лет, когда на карту будут поставлены сбережения всей жизни и даже судьбы людей.

Совершенно очевидно, что каждый будет помнить соглашения гораздо лучше, если вы не только запишете их на бумагу, но и предложите каждому подписать их. И хотя это подходит не для каждого документа подряд, почувствовать себя Бенждаминами Франклинами и Джонами Хэнкоками47 по отношению к вашим собственным декларациям может быть очень даже полезно, особенно если документы подписываются в торжественной обстановке. И, конечно же, было бы прекрасно найти особое сохранное место (или даже два таких места) для ваших документов и обращаться к ним при возникновении вопросов.

«Но разве наличие письменных документов или даже наличие подписей под ними что-то гарантирует? – можете вы спросить. – Любой может нарушить их в любой момент. Ведь это всего лишь бумажка!»

Письменные контракты между людьми и документы юридического лица связывают людей потому, что в случае неповиновения им нарушителя можно заставить это делать через суд под угрозой штрафов или тюрьмы. И хотя это, разумеется, совсем не то, чего вы желаете для вашей общины, тем не менее, потенциальная возможность принуждения, ассоциирующаяся с письменными документами, заставляет людей серьезнее относиться к их соблюдению. Гораздо более мощным стимулом для соблюдения договоренностей является общественное мнение.

Формальные документы и соглашения, будь то устав, решения общего собрания или утвержденные нормы поведения, действительно легко могут быть нарушены – но это невозможно сделать так, чтобы об этом не узнала вся община. Общественное давление и недовольство группы может быть очень сильным мотиватором для соблюдения соглашений - даже для тех людей, которые думают, что не нуждаются в таком давлении для того, чтобы соглашения выполнялись. Общественное мнение и общественное давление, так или иначе, присутствует всегда, и это определенно лучше, чем то, что случилось с ребятами из Тополиных Ручьев.

«Хорошие документы создают хороших друзей» - говорит Винни МакКенни, основательница Эликсир Фарм (Elixir Farm), успешной фермы по выращиванию лекарственных трав, и небольшой общины в Миссури. Винни знает, о чем говорит. Она не

---------------------------------

47 Бенджамин Франклин (Benjamin Franklin) (1706-1790) - государственный и политический деятель, дипломат, ученый, изобретатель, просветитель, один из авторов Декларации независимости США и Конституции 1787.

Джон Хэнкок (John Hancock) - американский государственный деятель, чья подпись стоит первой под Декларацией независимости. Это имя (в значении «собственноручная подпись») стало нарицательным в английском языке в связи со следующим историческим эпизодом: бостонский купец Дж. Хэнкок, будучи президентом Континентального конгресса, первым подписал Декларацию независимости, поставив при этом крупную, отчетливую подпись с росчерком и заявив: "Ну вот, думаю, король Георг сможет разобрать это без очков" (" There, I guess King George will be able to read that without his spectacles"). Отсюда выражение " put your John Hancock here" - " распишитесь здесь". – прим. перев.

только создала успешный бизнес и ведет с друзьями несколько некоммерческих проектов, но и, вдобавок к этому, имеет серьезный опыт работы в благотворительных проектах и организациях и умеет склонить к участию в таких проектах даже весьма состоятельных и авторитетных людей. Я считаю, что Винни знает, как устроен этот мир и понимает, насколько важно сделать любое соглашение, даже с лучшими друзьями, кристально ясным и недвусмысленным и записать его на бумагу.

КОМПЛЕКСНЫЕ (СТРАТЕГИЧЕСКИЕ) СОГЛАШЕНИЯ

Вам потребуется целый ряд комплексных соглашений, часто называемых «стратегией» или «политикой» по какому-либо вопросу – как на стадии формирования общины, так и позже, когда вы уже будете жить на земле.

Документы первоначального этапа могут включать в себя: концептуальный документ с описанием образа общины, стратегию по вопросу приема/выхода участников, порядок принятия решений, нормы общения, документ по финансовым вопросам, порядок действий по поиску земли. Эти соглашения могут быть оформлены как решения или протоколы общего собрания, формальные (юридически оформленные) или неформальные договоры.

Когда вы учредите ваше юридическое лицо, приобретете землю и переедете жить в общину, вам, вероятно, потребуются дополнительные соглашения по следующим вопросам:

• труд в общине и взносы участников в общую кассу поселения;

• использование земли и экологические нормы;

• бюджет общины, расходование общих средств и покрытие издержек;

• политика в отношении собак и других домашних животных, воспитания детей, шума, использования техники и инструментов, экономии воды или электроэнергии; возможного употребления алкоголя, курения или ношения оружия;

• процедура приема и интеграции новых членов;

• требования к кандидатам в члены общины и ожидаемое от них трудовое и финансовое участие;

• процесс выхода из общины и компенсации при этом уплаченных взносов, строительных и прочих издержек;

• нормы поведения, а также процедура и ответственность при их нарушении;

• основания и порядок исключения из общины.

Часть из этих соглашений может быть зафиксирована в формальных документах юридического лица, которое вы создаете для совместного управления землей, ведения общего бизнеса или общих некоммерческих проектов. В частности в таких, как Устав корпорации (для корпораций48), договор о совместной деятельности (для простого

-------------------------------

48 Корпорация (corporation) – специфический термин американского права, не имеющий прямых аналогов в российском законодательстве. К корпорациям относятся как то, что мы называем акционерным обществом, так и некоторые формы некоммерческих организаций. Подробнее о значении этого термина – см. главу 15. – прим. перев.

товарищества) или оперативные соглашения49 (operating agreements) (для обществ с ограниченной ответственностью) – в зависимости от того, какую организационно-правовую форму вы выберете. (См. об этом подробнее в главах 15 и 1650). Другие соглашения могут быть зафиксированы в разного рода гражданско-правовых договорах или же просто в неформальных внутренних документах, которые ваша группа составляет, утверждает и применяет.

Многие молодые общины настолько загружены организационной и строительной работой в первые годы (или просто не предвидят возможные затруднения в будущем), что начинают всерьез работать над своими соглашениями и внутренней политикой лишь тогда, когда необходимость этого обнажается в результате крупного кризиса или конфликта.

Именно так произошло в общине Общество Социальных Альтернатив (Community Alternatives Society) в штате Ванкувер (Канада). Хотя в поселении и были соглашения по финансовым и трудовым вопросам, а также соглашения об использовании и содержании общей инфраструктуры, участники общины не имели договоренностей о нормах поведения, поскольку им казалось, что все люди ведут себя приемлемо.

Обычные разногласия и частные конфликты между членами решались при помощи выработанных коммуникационных процедур, а различия во мнениях разбирались на управленческих собраниях. Но после 11 лет их совместной жизни один из участников совершил нечто настолько неприемлемое в глазах других, что это вынудило принять меры. Жители общины поняли, что им необходимо установить нормы поведения и, что еще более важно, нужно соглашение о том, что делать в случае их нарушения. В итоге группа разработала самую мудрую и самую гуманную политику по вопросам человеческого поведения, какую мне только доводилось видеть – не только с ясным описанием прав участников и их ответственности, но также с комплексной системой правовых последствий, применяемых в случае их нарушения.

Другие группы заранее предвидят вопросы, по которым необходимо будет достичь договоренностей, и начинают составлять соглашения с самого начала формирования общины. Именно так поступили основатели Щедрого Рассвета (Abundant Dawn) в Вирджинии (большинство из которых уже имели до этого опыт жизни в общинах). Они начали работать над своими документами в 1994, за три года до того, как нашли свою землю и переехали туда жить. Часть из их стратегических соглашений – это просто сведенные в единый документ более ранние договоренности по отдельным вопросам. В других случаях группа просто садилась и шаг за шагом составляла комплексный общий документ, определяющий политику общины в интересующей области. К моменту написания данной книги (2002), восемь лет спустя после переезда на землю, некоторые соглашения полностью готовы; другие приняты группой, но нуждаются в доработке; третьи находятся еще на стадии проектов. Участники Щедрого Рассвета даже откладывали заключение юридических сделок и введение платежей и сборов до тех пор, пока не достигали соглашения об общей политике в том вопросе, к которому относились соответствующие сделки или платежи.

Их соглашения, часть из которых приведена ниже, иллюстрируют круг вопросов, с которыми рано или поздно сталкивается почти любая община – в большей или меньшей степени, в зависимости от устройства и количества совместно используемых ресурсов и
-------------------------------

49 оперативные соглашения (operating agreements) специфический термин американского права. Согласно российскому законодательству, учредительным документом общества с ограниченной ответственностью является его устав. – прим. перев.

50 Глава 16, как посвященная специфически американским правовым реалиям, в настоящем издании не приводится. Глава 15 приведена с небольшими сокращениями и комментариями, позволяющими уловить ключевые моменты, применимые в условиях российского законодательства.– прим. перев.

имущества. Это те вопросы, которые необходимо обдумать и вашей группе. Я предлагаю вам использовать список соглашений Щедрого Рассвета, чтобы стимулировать ваш собственный мыслительный процесс по поводу того, какие соглашения и когда потребуются вашей группе.

Создание соглашений – довольно серьезное дело и требует огромного количества времени и внимания. Основатели Щедрого Рассвета оценивают число человеко-часов, потраченных на всю эту работу – как на общих собраниях, так и в рабочих группах – в несколько тысяч. Кому-то может показаться чрезмерным количество и сложность документов этой общины, но, на мой взгляд, они вполне разумны. Это община, основанная уже весьма опытными в этой области людьми – и одна из тех самых 10 процентов.

СПИСОК СОГЛАШЕНИЙ ОБЩИНЫ ЩЕДРЫЙ РАССВЕТ (ABUNDANT DAWN)

Концептуальный документ (и ключевая формула). «Кто?», «что?» и «почему?»

Учредительные документы некоммерческой корпорации.

Политика по вопросам членства.

Права и обязанности для каждой из нескольких форм членства.Требования к членам. Приостановление членства («творческий отпуск»). Неполное (частичное по времени, «дачное») членство. Условия и порядок прекращения членства.

Описание структуры общины.

Включает в себя юридическое устройство, описание культуры общины, механизм принятия решений и управление, структура подов («под»51 - это внутренняя «подобщина» внутри поселения Щедрый Рассвет), их формирование, вступительные взносы. Документ выражает попытку найти баланс между стремлением каждого участника к личной свободе и желанием обезопасить себя от возможных неблагоприятных последствий свободного выбора соседей (в частности в отношении шума, наготы и пр).

Продовольственная политика.

Регулирование групповых (оптовых) продовольственных закупок и распределения продуктов, использования общественного сада и путей совместного использования продовольственных ресурсов.

Политика разрешения конфликтов.

Скорее постоянно развивающийся набор средств, чем завершенная стратегия. Документ описывает методы разрешения конфликтов, включая их разбор на специальных общих собраниях, но далеко не ограничиваясь этим.

Финансовая политика.

Этот документ включает все соглашения, касающиеся денежных вопросов, в том числе все источники доходов общины, общие расходы, финансовые обязательства членов; за что община должна, а за что не должна платить; как поступать в случае финансового кризиса или непредвиденных расходов. Соглашение о Формуле описывает формулу для расчета ежемесячных денежных взносов с каждого пода (подобщины) в общий фонд Щедрого Рассвета, в зависимости от числа членов пода, количества их машин, а также размеров их годового дохода.

Гостевая политика.

Руководство по приему гостей, интересующихся вопросом вступления в общину.

Стратегия ведения бизнеса в общине.

Как члены общины могут вести бизнес в поселении – в том числе вытекающие из этого финансовые отношения, контроль со стороны общины, участие третьих лиц (не членов общины) в качестве партнеров (соучредителей, сособственников) или наемных работников, заключение контрактов и получение разрешений.

Земельное планирование.

Генеральный план по застройке и использованию общей территории. Экологические нормы в строительстве. Описание различных экологических требований и факторов, которые должны учитываться при строительстве домов.

Лесная политика.

Руководство по использованию и охране леса, включающее нормы о том, когда и как могут производиться вырубки, как заготавливать дрова и т.д.

Политика в отношении домашних животных.

Сколько собак и кошек может содержать каждый под; как минимизировать негативное влияние (особенно влияние уличных кошек и собак) на диких животных и на интересы других членов.

Процедура исключения из общины.

Какие правонарушения считаются достаточным основанием для исключения из общины, какова процедура исключения, решение возникающих в связи с этим имущественных и финансовых вопросов и т.д.

Ликвидация Щедрого Рассвета как общины.

Если случится так, что группа не сможет продолжать свое существование в качестве общины, то, в соответствии с нормами этого документа, будут решаться вопросы о ликвидации юридического лица, о передаче земли в доверительное управление управляющей компании (или о реорганизации Щедрого Рассвета в управляющую компанию), о том, как члены общины смогут продолжить жить в принадлежащих им домах, и покрытии всех связанных с этим расходов. Составить это соглашение было невероятно сложно, и редко какие общины вообще задумываются над возможностью подобного развития событий (но, тем не менее, это хорошая предусмотрительность).

Одним из наиболее важных наборов соглашений вашей группы являются соглашения, связанные с учреждением вашего юридического лица, посредством которого вы будете совместно управлять вашей недвижимостью. Об этом мы поговорим в следующей главе.

ВАША ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ.

Коль скоро вы переедете жить на землю, вашей общине определенно понадобится согласованная политика в отношении домашних животных, поскольку домашние животные, в особенности собаки, становятся источником одних из самых острых конфликтов, с которыми приходится сталкиваться общинам. Так, в начале 1980-х годов группа горожан переселилась на сельский Средний Запад, где решила создать новую духовную общину. Мало того, что участники группы вообще не стали заключать никаких соглашений (полагая, что духовные люди вроде них не нуждаются в таковых), так они еще не стали сажать на привязь своих доселе городских собак, которые, естественным образом, начали собираться в охотничью стаю – этот бич начинающих экопоселений. Освобожденные «друзья человека» вволю отдались своим буйным природным инстинктам и загрызли нескольких более мелких животных, включая кошек и котят, принадлежавших другим членам общины.

------------------------------------

51 англ. pod – букв. «стручок» - прим. перев.

Поселение погрузилось в душераздирающий конфликт. Люди были взбешены гибелью их питомцев и тревожились, что собаки могут загрызть и других кошек и даже напасть на их детей. Владельцы же собак, в свою очередь, были оскорблены «несправедливыми обвинениями», потому что «совершенно очевидно», что «наш малыш никак не мог быть причастным к этому» - это сделали соседские собаки.

Накал страстей дошел до того, что некоторые отцы начали угрожать, что пристрелят любую собаку при ее появлении рядом с их ребенком. Ошеломленная поднявшимися беспорядками, община, в конце концов, пришла к выводу, что общие правила все-таки нужны, и постановила, что собаки должны содержаться на привязи или за ограждением.

Собачьи стаи, собачий лай, собачьи экскременты на дорожках, собаки с блохами, собаки, разрывающие грядки, собаки, уничтожающие и распугивающие птиц и диких животных – вот только некоторые из проблем, которые возникают в общинах по поводу «лучшего друга человека». Кошки также иногда могут доставлять беспокойство, ибо, как оценивают некоторые эксперты, одна кошка за сезон уничтожает около 100 птиц и мелких животных, что весьма негативно отражается на биологическом разнообразии в округе. В то же время, иногда поселенцы нуждаются в собаках, чтобы защитить свои огороды от оленей или кабанов, и в кошках – чтобы обезопасить от грызунов свои продовольственные припасы.

Поэтому, хотя Шарик и Мурка могут быть действительно нужны человеку, они определенно нуждаются в контроле. В некоторых общинах есть соглашения о том, что кошки и собаки должны носить на шее маленькие колокольчики для предупреждения диких животных и птиц об их приближении, или что собаки должны содержаться только на огороженных территориях или на привязи.

Понимая, что домашние питомцы могут быть важными членами семьи, основатели Этхэвен (Earthaven) разрешили новым членам брать с собой своих собак при переезде на землю (хотя их суммарное число не должно превышать 5 или 6), однако установили, что после их смерти новые собаки заводиться не должны.

Участники Щедрого Рассвета составили уникальный план, регулирующий количество собак и кошек в поселении в зависимости от численности его населения. (См. Щедрый Рассвет: «Политика в отношении домашних животных» в Приложении 2).

ГЛАВА 8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: