Сокровищницы веры

Мощность и убедительность дел и слов находятся в прямой зависимости от света веры в сердце раба. Из верующих есть такие, чей луч деяний, поднявшийся к Всевышнему АЛЛАhу, подобен свету солнца, такова же лучезарность его духа, когда он направляется ко Всевышнему АЛЛАhу, при переходе моста, таково же сияние его лица в День Воскрешения.

37. Поминание АЛЛАhа — вершина всех дел, путь всей общины, входная дверь к Всевышнему АЛЛАhу, кому она открыта, тот должен очистить себя и войти к нему и там он найдет все то, что пожелает. Нашедший АЛЛАhа, нашел все, что ему надо, потерявший же Его, потерял абсолютно все.

38. Сердцу присуща недостаточность и нищета, ее может покрыть только поминание Всевышнего. Однако это произойдет только тогда, когда з икр становится эмблемой его сердца, он постоянно поминает АЛЛАhа, язык следует ему. При этом подобный человек становится богатым без имущества, сильным, без семейной поддержки и внушающим уважение, без власти. У небрежного же к поминанию все наоборот. Он нищ, даже с большим капиталом, унижен, обладая властью, слаб, имея поддержку.

39. З икр собирает разрозненное, разделяет соединенное, приближает далекое и удаляет близкое.

Соединяет рабу то, что в беспорядке у него на сердце и в желаниях, его заботы и намерения. Очень тяжело, когда они в неупорядоченном состоянии, жизнь и наслаждение чувствуется лишь при собранности сердца, его забот, намерений и желаний. Разбивает же то, что собралось в нем из беспокойств, тревог, печалей и горестей из-за упущенных требований и целей. Убирает из него то, что собралось в нем из грехов, ошибок и проступков, так что они спадают с него, стираются и уничтожаются. Также поминанием разбиваются полчища дьявольских войск. Иблис постоянно посылает своих воинов, при этом, чем больше в человеке стремления к Всевышнему, связи и намерения к Нему, многочисленнее, сильнее и опаснее его войска. Уничтожить это войско возможно только постоянным поминанием АЛЛАhа.

Приближает Потусторонний мир, который удаляет от нас Сатана и наши мечты. Увлеченному з икром кажется, что он уже там. Для него теряется значимость этого бренного мира, потусторонний мир занимает его сердце.

Удаляет близкое, то есть этот мир, который ближе к нам, нежели потусторонний. Приближает будущий мир к сердцу, удаляет от него мир преходящий. Чем он ближе к ней, тем дальше от той. Достигается это только при постоянном поминании АЛЛАhа.

40. З икр будит сердце ото сна, выводит его из дремоты. Спящее сердце далеко от выигрышных и выгодных сделок, оно всегда — банкрот. Проснувшись и осознав это, возникает обостренное чувство самопорицания, и человек полноценно проживает остаток жизни, нагоняя то, что упустил. З икр — это пробуждение. Небрежность — глубокий, крепкий сон.

41. Поминание Всевышнего — древо, плодоносящее познаниями и состояниями, к которым стремятся идущие. Это плоды, которые срываются только с этого дерева. Чем величественней дерево, мощнее его корни, тем больше у него плодов. От з икра исходят все стадии духовного пути, начиная от пробуждения и кончая единобожием. Основа любой стадии — поминание Всевышнего. Оно для нее как фундамент для здания, стены для ее потолка. Спящий раб не в состоянии идти по пути познания, а прежде уже упоминалось, что пробуждение достигается лишь з икром, и то, что небдительность — глухой, тяжелый сон сердца или вовсе его смерть.

42. Поминающий близок к Воспоминаемому, Он вместе с ним. «Ма'ия»[163] связанное со знанием и общим всеобьемленьем, отличается от него тем, что эта связана с близостью, покровительством, любовью, поддержкой и содействием. Всевышний говорит: «Поистине, АЛЛАh — с теми, которые страшатся /Его гнева/»[164], «Поистине, АЛЛАh — с терпеливыми»[165], «… и поистине, АЛЛАh, конечно же, с добродеющими»[166], «Не печалься, ведь поистине, АЛЛАh — с нами»[167]. Поминающему перепадает огромная доля этого индивидуального совместного пребывания. В Божественном предании пришло: «Я вместе с моим рабом, когда он поминает Меня и губы его произносят имя Моё»[168]. В другом месте упоминается, что: «Поминающие Меня — Мои друзья, благодарящие — Мои гости. Грешников, Я не ввожу в отчаянье в Своей милости. Если они покаются, то они найдут Меня любящим их, ведь поистине Я люблю кающихся, и люблю очищающихся. Однако если они не будут каяться, то ведь Я — Целящий, очищу их от /греховных/недостатков, испытывая их бедами и несчастиями»».

«Ма'ия» поминающего несравнимо ни с чем, оно ярче «ма'ия» добротворящего или страшащегося Его. Слова не могут объять её смысла, она не поддаётся описанию и познаётся лишь только интуицией. На этом месте, поскользнулись стопы тех, кто не отличает Вечного от преходящего, Господа от раба, Создателя от сотворенного, поклоняющегося от объекта поклонения, и они впали либо в панентеизм[169], уподобившись христианам, либо в пантеизм[170], примкнув к секте «единства бытия», утверждающей об отсутствии разницы между сущностью Бога и сущностью раба. У них нет таких понятий: Господь и раб, вселенная и Истина, так как по их убеждению, Всевышний — это раб, а раб — это АЛЛАh. Тленный мир — это чистая, непреходящая Истина. АЛЛАh выше всех этих лживых измышлений.

Если человек не имеет здоровую, правильную систему мировоззрения, то во время погружения в з икр, он растворится в Его поминании, забыв, как поминание Всевышнего, так и самого себя и обязательно войдет или во врата панентеизма или же пантеизма.

45. Самые почитаемые АЛЛАhом богобоязненные существа — это те, чей язык не прекращает поминать АЛЛАhа. Те, чья богобоязненность проявляется в безупречном выполнении приказов и запретов Всевышнего, а также в том, что поминание Всевышнего для них — образ жизни. Богобоязненность служит причиной вхождения в Рай и защитой от огня, то есть является воздаянием и наградой, а поминание АЛЛАhа — приближает их к Нему, служит причиной возвышения раба перед Всевышним. «Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили АЛЛАhу прекрасный заем, он будет увеличен. Им уготована щедрая награда. Уверовавшие в АЛЛАhа и Его посланников – это правдивейшие люди. А павшие мученики находятся возле своего Господа, и им уготованы их награда и их свет. Ате, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями Ада» [171]. «Да, вы станете одними из приближенных». Они сказали: «О Муса (Моисей)! Либо ты бросишь, либо бросим мы» [172].

46. Черствые сердца, размягчаются только при поминании Всевышнего АЛЛАhа.

Хаммад ибн Зайд передавал от Ма'ли ибн Зиада, да будет доволен ими АЛЛАh, что один человек сказал Х асану Басри: «О, Аба Са'ид, я хочу пожаловаться тебе на жесткость своего сердца!». На что тот ответил: «Размягчи его поминанием Всевышнего». Чем небрежнее сердце, тем оно черствее. При поминании смягчается жесткость сердца, так же как плавится свинец на огне. З икр — наилучшее средство от этой болезни.

47. В з икре — исцеление сердца. Оно, в нем лекарство от болезни небрежности души. Абу ‘АбдуЛЛАh Макхуль ибн ‘АбдуЛЛАh, да помилует его АЛЛАh, говорил: «Поминание Всевышнего — исцеление, поминание людей — хворь».

От него же Байhакъи, да помилует его АЛЛАh, передавал: «Когда она (душа) поминает Его, Он лечит её и исцеляет, когда же она забывает Его — деградирует».

48. З икр — главнейшая предпосылка покровительства Всевышнего, в то время как рассеянность — основная причина вражды Всевышнего. Раба, постоянно поминающего своего Господа, Он возлюбит, введет под своё покровительство, небдительного же, возненавидит и сделает своим врагом.

Абу Амр Аузаи передавал, что Х ассана ибн Атии, да помилует их АЛЛАh, говорил: «Наиболее яркое проявление вражды раба к Господу — ненависть Его поминания и того, кто вспоминает Его».

Зародыш вражды — небдительность, раб будет испытывать это чувство, до тех пор, пока не исчезнет его неприязнь к поминанию АЛЛАhа, и к тому, кто им занимается. И он враг Всевышнему, в то время как поминающий, его покровитель — сам АЛЛАh.

49. Ничто не способствует появлению Божественных благ, и отталкиванию бедствий так, как з икр. Поминание — магнит, с одной стороны, притягивающий милости, с другой стороны отталкивающий /Божью/ кару. Всевышний сказал: «Поистине АЛЛАh хранит тех, которые уверовали…»[173]. Его охрана напрямую связана с силой и полнотой веры. Сущность и мощь веры в свою очередь, зависит от практики поминания АЛЛАhа. Чем совершеннее вера, чем больше он в з икре, тем тщательней Всевышний охраняет его. Также аналогично обратное. Всевышний сказал: «И возвестил ваш Господь: «Если вы будете благодарить / за милости, проявленные Мною к вам /, Я приумножу вам / Свои блага /, однако если вы станете неблагодарны / к ним /, то ведь Мое наказание, поистине, сильно!»[174]

З икр — это вершина благодарности, как мы уже отмечали выше, она причина нисхождения благ, позыв для их прибавки.

Некоторые праведные предшественники, милость им от Всевышнего, говорили, что: «Как отвратительна, небрежность к поминанию того, Кто постоянно помнит о тебе».

50. З икр причина благословения Всевышнего и ангелов поминающего, а кого благословил АЛЛАh и Его ангелы, тот крупно преуспел и одержал великую победу. Всевышний АЛЛАh сказал: «О те, которые уверовали! Вспоминайте АЛЛАhа частым поминанием и прославляйте Его утром и вечером! Он — тот, который благословляет вас, и Его ангелы, — чтобы вывести вас из мрака к свету. И Он Милостив к верующим!»[175].

Благословения Всевышнего и Его ангелов удостаиваются лишь те, кто много поминает Его. И это благословение — причина выхода их из тьмы к свету. Что может быть лучше этого!? А есть ли что-нибудь страшнее того чтобы быть лишенным всего этого?! Позор тому, кто небрежен к поминанию своего Господа, ведь скольких благ и милостей Его они лишены.

51. Тот, кто желает пожить в садах Рая в этом мире, пусть посещает собрания поминания АЛЛАhа. Абу Дунья упоминал х ади с Джабира ибн ‘АбдуЛЛАhа, в котором он, да будет доволен им АЛЛАh, рассказывал: «Однажды к нам подошел посланник АЛЛАhа, и сказал: «О люди, насладитесь в садах Рая!». Мы переспросили: «Посланник АЛЛАhа! Что это за сады Рая?». Он ответил: «Собрания поминания Всевышнего». Потом он добавил: «Уходите, уходя утром, и возвращайтесь, возвращаясь вечером, и, поминайте АЛЛАhа. Кто хочет узнать своё положение у Всевышнего, пусть проанализирует, что Он сам означает для него, а его степень перед Ним напрямую зависит от этого»»[176].

52. Только на собраниях, где поминается имя Всевышнего, присутствуют ангелы. В обоих достоверных сборниках х ади с ов от А’маша от Абу Сали х а от Абу Хурайры приводятся слова пророка, мир ему: «У Всевышнего АЛЛАhа есть ангелы, свободные от записи дел рабов. Они странствуют по земле в поисках людей поминающих АЛЛАhа. Когда они находят людей, поминающих АЛЛАhа».

53. Всевышний АЛЛАh гордится поминающими перед ангелами. В сборнике Муслима от Аби Са'ида Худри, да будет доволен им АЛЛАh, приводится следующий х ади с: «Однажды Му'авия ибн Аби Суфьян подошел к кружку /поминающих/ в мечети, и спросил их: «Что заставило собраться вас здесь?». Они ответили: «Мы сидим, вспоминаем Всевышнего АЛЛАhа». Тогда он переспросил: «Заклинаю вас АЛЛАhом, ответьте мне, вы собрались только ради этого?». Они ответили: «Клянёмся АЛЛАhом, мы собрались здесь только ради этого». Тогда он сказал: «Я попросил вас поклясться, не из-за того, что я вас в чем-то подозреваю. Нет никого, кто меньше меня передал х ади с ов от посланника АЛЛАhа. Поистине он (да благословит его АЛЛАh и приветствует) однажды также вышел к своим сподвижникам, и спросил их: «Что заставило собраться вас здесь?» Они ответили: «Мы сидим, вспоминаем Всевышнего АЛЛАhа, благодарим Его, за то Он ввел нас в Ислам, одарил нас этим» Тогда он переспросил их: «Заклинаю вас АЛЛАhом, ответьте мне, вы собрались только ради этого?» Они ответили: «Клянёмся АЛЛАhом, мы собрались здесь только ради этого». Тогда он сказал: «Я попросил вас поклясться, не из-за того, что я вас в чем-то подозреваю, просто ко мне пришел Джибриил и сообщил: «Поистине, АЛЛАh, Благословен Он и Возвышен, гордится вами перед ангелами»»[177].

Гордость Всевышнего этими людьми — доказательство на достоинство з икра, указание на любовь Всевышнего к ней и на её превосходство над другими делами.

54. Постоянно практикующий поминание Всевышнего, войдёт в Рай, улыбаясь. Абу Дарда, да будет доволен им АЛЛАh, говорил, что: «Тот, чей язык постоянно занят поминанием АЛЛАhа, Велик Он и Славен, войдет в Рай, улыбаясь».

55. Выполнение религиозных обрядов имеет одну цель — претворение в действительность поминания Всевышнего. Всевышний сказал: «… и совершай молитву в Мое воспоминание!»[178].

Буква «в» несет оттенок причинности, то есть, «совершай молитву для Моего поминания». Притом, исходя из этого, уже, само собой разумеется, то, что совершение молитвы происходит во время Его поминания[179]. Также Всевышний сказал: «Следуй тому, что открылось тебе из Писания, и выстаивай молитву. Поистине молитва удерживает от мерзости и неодобряемого [180]. А поминание АЛЛАhа более велико»[181].

Смысл этих божественных слов следующий: в молитве вы поминаете Всевышнего, в то время как Он сам, поминает всех тех, кто вспоминает Его. Причем, Его поминание вас намного величественнее поминания Его вами.

Подобное толкование передается от ибн ‘Аббаса, Сальмана Фарси, Аби Абу Дарды и ибн Мас'уда, да будет доволен ими АЛЛАh.

Ибн Аби Дунья передавал от Фудайла ибн Марзука, что Атыи, да помилует их АЛЛАh, сказал: «А поминание АЛЛАhа более велико» объясняется аятом: «Помяните же Меня, Я помяну вас...»[182]. Поминание Всевышнего вас, более велико, чем ваше поминание Его»» Ибн Зайд и Къатада ибн Ду'ама, да будет доволен ими АЛЛАh, объясняли этот аят так: «Поминание Всевышнего превыше всего».

Однажды Сальмана Фарси, да будет доволен им АЛЛАh, спросили: «Какое из дел наиболее предпочтительно?». Он ответил: «Неужели вы не читали в Къур`ане, что: «А поминание АЛЛАhа наиболее велико». Шейху-ль-ислам Абу ‘Аббас ибн Таймия, да помилует его АЛЛАh, рассказывал: «Верно то, что смысл аята в следующем: у молитвы две грандиозные цели, одна из которых больше другой — это удержание от впадения в мерзость и неодобряемое, и то, что она содержит в себе поминание Всевышнего, причем поминание Всевышнего значимей удерживания от порицаемого».

У Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им АЛЛАh, однажды спросили: «Какое дело самое наилучшее?». Он ответил: «Поминание Всевышнего превыше всего».

58. Поминание Всевышнего — наилучшая помощь для служения и подчинения Ему /Всевышнему/. Именно з икр внушает рабу любовь к ней, облегчает и делает ее приятной. Превращает ее в отдохновение для очей его, в наслаждение и радость до такой степени, что он не находит в ней даже малейшего неудобства, бремени или тяжести, которую ощущает небрежный. Практика тому свидетель. А если быть более точным, то:

59. Поминание Всевышнего дает облегчение при трудностях, упрощает сложное, уменьшает тяжесть проблем. Как только вспоминается АЛЛАh, любая трудность, становится нипочем, любая возникшая сложность отступает, проблема, какой бы она не была, разрешается, печали рассеиваются. Поминание АЛЛАhа — радость после несчастий, облегчение после трудностей, утешение от беспокойств и печали, это объясняется тем, что:

60. З икр прогоняет все внутренние страхи и удивительным образом создаёт чувство безопасности. Нет ничего полезней для боящегося, чем поминание Всевышнего. По мере того насколько он в з икре, настолько ему спокойней, даже возможно, что вещь, в которой он видел угрозу, предстаёт перед ним в ином, совершенно безопасном виде. Небдительный, испытывает страх, даже будучи в полной безопасности. Имеющий даже скромную духовную практику знаком с этим.

61. З икр дает поминающему силу, позволяющую ему делать то, что он не способен совершить без него. Я сам, лично, видел необыкновенно удивительную силу шейху-ль-ислама ибн Таймии проявляющуюся в его походке, речи, отваге и в его письме. Он мог за один день написать столько трудов, сколько переписывал профессиональный переписчик в выходной день, а иногда и больше. Солдаты, тоже свидетельствуют о его поразительной силе на поле боя[183].

Пророк, посоветовал свой дочке Фатиме и ‘Али, да будет доволен ими АЛЛАh, чтобы они перед сном прославляли Всевышнего 33 раза, восхваляли Его 33 раза и возвеличивали Его 34 раза, когда она попросила его нанять ей прислугу и пожаловалась ему на тяжесть домашней работы и добавил, что: «Это лучше для вас обоих, чем прислуга»[184].

Считается, что тот, кто будет постоянно практиковать это, почувствует в своем теле силу, которая избавит его от нужды в прислуге.

Произнесение слов: «Нет силы и могущества, кроме как у АЛЛАhа», оказывает удивительное воздействие при выполнении тяжелой работы, перенесении трудностей, во время вхождения к правителям, при страхе и в экстремальных ситуациях.

Эти слова любил произносить Хабиб ибн Салама при встрече с врагами или когда он брал крепость. Однажды он потерпел неудачу при захвате римской цитадели, тогда все мусульмане произнесли эту фразу и крикнули: «АЛЛАhу Акбар». Неприступная крепость пала.

64. Райские здания возводятся з икром. Ангелы останавливают строительство, когда поминающий прекращает з икр, и начинают ее, когда тот возобновляет поминание.

Абу Дунья в своей книге приводит слова Хакима ибн Му х аммада Ахнаси: «Мне рассказали то, что здания Рая возводятся с з икром. Когда поминание Всевышнего отсутствует, строительство останавливается. Их спрашивают насчет этого и они отвечают: «Нет материала»».

Возведение зданий происходит с з икром, так же как саженцы для ее садов тоже — з икр. Выше уже упоминался х ади с пророка от Иброhима (да благословит его АЛЛАh и приветствует) гласящий: «Земли Рая благодатны, воды ее пресны и прозрачны. Саженцы для ее долин — это слова: «Свят АЛЛАh и хвала Ему, нет ничего достойного поклонения, кроме АЛЛАhа и Велик АЛЛАh»»[185].

65. З икр — барьер между рабом и Геенной. Дорога в Ад выложена соответствующими делами, поминание же Всевышнего своеобразная преграда на этом пути. Чем усерднее практикуется поминание Всевышнего, тем надежней и мощнее этот заслон.

‘Абдуль-‘АЗИЗ ибн Аби Рауад рассказывал: «Один человек сделал себе молельню в пустыне, сторону ее къиблы он огородил семью камнями. Всякий раз после молитвы он произносил: «О камни! Я прошу вас засвидетельствовать, что нет никого достойного поклонения, кроме АЛЛАhа!». Однажды, во время болезни, он увидел следующий сон: «Я увидел во сне что, когда меня потащили в Огонь, один из знакомых камней увеличился в размерах и заслонил собою одну из врат Ада, тогда меня потащили к другой двери, второй камень тоже прикрыл ее. И так случилось со всеми вратами Геенны»».

66. Ангелы испрашивают прощения за поминающего АЛЛАhа, так же как за кающегося. ‘АбдуЛЛАh ибн Амр ибн ‘Ас, да будет доволен им АЛЛАh, говорил: «Я нахожу в ниспосланной Книге АЛЛАhа то, что если раб произносит: «Хвала АЛЛАhу!», ангелы добавляют: «Хвала АЛЛАhу Господу миров!», ангелы просят: «О АЛЛАh, прости Твоему рабу». Если он произносит «Свят АЛЛАh!», ангелы добавляют «И хвала Ему!». Если же раб произнес: «Свят АЛЛАh и хвала Ему!», ангелы просят «О АЛЛАh, прости Твоему рабу». Если же он произнес: Нет ничего достойного поклонения, кроме АЛЛАhа», они добавляют Велик АЛЛАh!». Если он произнес: «Нет ничего достойного поклонения, кроме АЛЛАhа, Велик АЛЛАh!», ангелы просят: «О АЛЛАh, прости Твоему рабу».

67. Горы и пустыни хвастаются друг перед другом и радуются тем, кто вспоминает АЛЛАhа на их поверхности. ‘АбдуЛЛАh ибн Мас'уд, да будет доволен им АЛЛАh, рассказывал, что: «Поистине, одна гора, зовя другую, спрашивает «Не проходил ли на тебе сегодня, тот, кто поминал АЛЛАhа, Велик Он и Славен?». И она очень сильно радуется, если та отвечает: «Да!»». Долины также переговариваются друг с другом. А'ун ибн ‘АбдуЛЛАh, да будет доволен им АЛЛАh, рассказывал, что одна из них спрашивает другую: «Не проходил ли на тебе сегодня кто-либо, поминая АЛЛАhа?». И кто-то из них отвечает: «Да», кто-то же: «Нет».

68. Постоянное поминание Всевышнего, Велик Он и Славен — гарантия безопасности от лицемерия, так как отличительная черта лицемеров — вялое поминание АЛЛАhа. Про них Всевышний сказал следующие слова: «И вспоминают они АЛЛАhа, только изредка»[186].

Ка'б говорил: «Обережен от лицемерия тот, кто много поминает Всевышнего АЛЛАhа».

Наверно поэтому, АЛЛАh более сведущий насчет этого, закончил суру «Лицемеры» следующим аятом: «О вы, которые уверовали, не разрешайте своему имуществу и детям, отвлечь вас от поминания АЛЛАhа. А кто позволит это, те — потерпевшие убыток»[187].

В нем предостережение от смуты лицемеров, чьи сердца небрежны к з икру. Некоторых сподвижников[188], да будет доволен ими АЛЛАh, спрашивали про Хавариджей[189]: «Лицемеры ли они?». Они отвечали: «Лицемеры — это те, кто поминают АЛЛАhа, лишь изредка». Признак лицемерия — редкость поминания Всевышнего, частый з икр — безопасность от впадения в него. АЛЛАh не таков, чтобы испытывать подобное сердце лицемерием, ведь это удел — небрежных сердец.

69. При з икре, в отличие от многих других дел, возникает особое, ни с чем не сравнимое наслаждение. Если бы вся награда за з икр заключалась в той сладости, которая возникает в сердце, этого было бы достаточно. Поэтому собрания для поминания АЛЛАhа называются садами Рая. Малик ибн Динар, да будет доволен им АЛЛАh, говорил: «Нет ничего приятней для наслаждающихся, чем поминание Всевышнего АЛЛАhа. Из всех дел, оно самое легкое для совершения, нет ничего сладостнее, радостнее и веселее нее для сердца».

70. Придаёт лицу свежий вид в этом мире и озарит его светом в будущем. У поминающих Всевышнего — наиприятнейшие лица в этом мире, лучезарнейшие в будущем.

71. Постоянное поминание АЛЛАhа в дороге, дома, при оседлом образе жизни и в путешествиях, в долинах увеличивает число свидетельствующих за него в День Суда. Долина, дом, гора, земля будут свидетельствовать за раба в День Суда.

Всевышний сказал: «Когда сотрясется земля своим сотрясением, и изведет свои ноши, и скажет человек: «Что с ней?» В тот день она расскажет свои вести, потому что Господь твой внушит ей»[190].

Тирми з и, да помилует его АЛЛАh, в своем «Сборнике» приводит х ади с Саи'да Макбари от Абу Хурайры, да будет доволен им АЛЛАh. Он сказал: «Посланник АЛЛАh прочитал аят: «В тот день она расскажет свои вести», и спросил: «Вы знаете, что у нее за вести?». Мы ответили: «АЛЛАh и Его посланник знают про это больше». Он сказал: «Вести ее в том, что она будет свидетельствовать за каждого раба или рабыню, то, что они творили на ее поверхности, говоря: «В такой-то день он сделал то-то и то-то»» [191]. Тирми з и сказал, что этот х ади с хороший, достоверный.

Поминающий АЛЛАhа на различных участках земли увеличивает число своих свидетелей, все они или большинство из них будут ручаться за него в День Суда, и он почувствует неописуемую радость и ликование от их свидетельства.

72) Занятие поминанием отвлекает от ненужных разговоров, в виде клеветы, сплетен, пустых слов, лести, хулы людей и много другого. Язык никогда не останавливается, он либо поминает Всевышнего, либо занимается пустословием. Это однозначно. Если ты не займешь свою душу Истиной, она будет отвлекать тебя чепухой. Если ты не заполнишь сердце любовью к Нему, она сама засорится привязанностями к созданиям. Не заставишь язык поминать Всевышнего, она отвлечет тебя пустословием словоблудием, что непременно будет использовано против тебя. Так что выбирай один из этих двух путей и вставай на одну из них.

73) Это то, с чего мы начали и делали на нее намеки. Рассмотрим ее теперь подробнее, из-за ее большой пользы и потребности, даже можно сказать нужды в ней каждого. Дьявольские силы постоянно окружают раба, они его враги. Подумайте, что будет с человеком, вокруг которого люди, полные ненавистью к нему, всячески пытающеюся нанести ему зло. Единственный способ борьбы с этими полчищами — это поминание АЛЛАhа, славен Он и велик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: