Притча про животворящий дождь

Схожи с этими притчами, примеры, упомянутые в суре «Гром». Всевышний сказал: «Он низвел с неба воду, — и наполнила она русла в зависимости от их размеров, а потом поток (сель) унес пену вздымавшуюся»[144].

Эта притча — водная. Откровение, которое ниспослано для оживления сердец, уподоблено в ней воде с неба. Сердца принимающие ее — руслам высохших рек, несущим эту воду.

Большие сердца могут вместить в себя много знаний, подобно большим, сухим руслам, вмещающим большое количество воды. Маленькие сердца способны принять лишь малую долю знаний, точно так же, как маленькие русла наполняются небольшими объемами воды.

Поток, несущийся по руслу, на самом верху несет с собой пену, под ней, пресная, живительная вода. Пена остается на берегах, высыхая там, а самой водой Всевышний АЛЛАh поит землю, оживляя ее страны, людей, деревья и животных. Знания и вера, ниспосланные с неба на сердца, выполняют те же функции. При контакте с ними они вымывают муть страстей и пену ложных сомнений, наполняя корни сердец знанием, верой и верным путем. Пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) говорил, что: «Вера снизошла в самые корни сердец мужчин»[145]. Этот х ади с привел Бухари от Х узайфы. Таким образом, грязная пена постепенно уносится, и остается полезное знание и кристально чистая вера в основе сердца, которую черпают люди, пьют ее, поят и орошают её.

В «Достоверном сборнике Муслима» приводится х ади с Абу Мусы аль-Аш’ари от пророка, мир ему. В нем он сказал, что: «То руководство и знания, с которыми послал меня Всевышний АЛЛАh, подобны дождю, попавшему на землю. Хороший участок из нее, впитав воду, произрастил много травы и растительности. Другая часть земли оказалась бесплодной, однако, она задержала в себе воду, и люди стали использовать ее для питья и для хозяйственных целей. Третий участок земли, представляющий собой каменистую долину, не принял воду, и на нем ничего не выросло. Эти участки земли подобны тем, кто просветился в религии Всевышнего, и ему принесло пользу то, с чем послал меня АЛЛАh, и он, узнав, учил других и тем, кто не поднял для этого головы и не принял то руководство, с которым я был послан»[146].

Пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) разделил людей на три категории, в зависимости от их положения к знанию и руководству. Первая группа — это наследники посланников Всевышнего, преемники пророков, да благословит их АЛЛАh и приветствует, держащиеся за религию знаниями и делами, зовущие к АЛЛАhу и Его посланнику, мир ему. Именно они истинные последователи посланников. Это они — та плодородная земля, которая приняла воду и покрылась пышной зеленью, принеся пользу себе и другим.

Это те, кто объединил проницательность, дальновидение в религии с силой в призыве, став, таким образом, наследниками пророков, да благословит их АЛЛАh и приветствует, при которых Всевышний сказал: «И вспомни рабов Наших Иброhима, Ис х акъа и Йа’къуба, обладателей силы /при выполнении приказа Всевышнего/ и проницательности /в религии АЛЛАhа/»[147].

Проницательность позволяет им узреть Истину, понять ее, а сила позволяет распространить, воплотить ее жизнь и призывать к ней. Этой категории присуща цепкая память, понимание религии и способность к толкованию, благодаря этому они выбили из Божественных текстов ключи разнообразных наук, открыли в них сокровенные кладези, раскрыли их особенные оттенки в понимании. Однажды правителя правоверных, ‘Али ибн Абу Талиба спросили: «Выделял ли вас чем-нибудь посланник АЛЛАhа от других?». Он ответил: «Нет, клянусь тем, кто расщепил семя и сотворил человека. Разве только пониманием, которое дает Всевышний рабу, в его Книге»[148].

Понимание — эта та бурная растительность, зелень, которую произрастила земля. Именно её отличие первой и второй категории людей.

Вторая группа — это те, кто выучили Божественные тексты наизусть. Это было их заботой, чтобы потом остальные люди, переняв у них этот материал, и, изучив его, извлекли из них сокровища и получили пользу. Это те, кто кинули семена на землю, годную для обработки и посева, а из нее другие уже собрали различные секреты и таинства, каждый взяв то, что ему надо: «Все люди знали место своего водопоя»[149].

Про них пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал следующие слова: «Всевышний сделает свежим лицо человека, услышавшим мои слова, запомнившего их, а потом передавшего как слышал, другому. Вполне возможно, что запомнивший, не обладает нужным пониманием, а тот, кому он передал более проницательный»[150].

Например, ‘АбдуЛЛАh ибн ‘Аббас — ученый этой общины, толкователь Къур`ана, число переданных им х ади с ов от пророка, в которых он говорит: «я слышал», «я видел», не превышает двадцати. Однако он учился у многих сподвижников, и так как был благословен в сообразительности и понимании, он наполнил мир различными знаниями.

Абу Му х аммад ибн Хазм писал о нем: «Его фатавы [151] были записаны в семи больших томах, при этом следует отметить, что это то, что смогли собрать. На самом же деле его знания — океан. Он превзошел всех в понимании, анализе Къур`ана. Он слышал, как и все, выучил Къур`ан, как и все остальные, однако его земля была наилучшей, наипригодной для обработки. Брошенные в нее семена Божественных текстов принесли прекраснейшие плоды.

«Это — милость АЛЛАhа, дарует Он ее кому пожелает. АЛЛАh — обладатель великой милости»[152].

Разве можно сравнить фатавы ибн ‘Аббаса, его комментарии к Къур`ану и его анализ, с фатавами Абу Хурайры и его комментариями, хотя Абу Хурайра имел самую цепкую память.

Можно сказать, что он хранитель этой общины: он передавал х ади с, как слышал, ночами учил их, его забота была направлена на заучивание и передачу выученного в том виде, как слышал. Ибн ‘Аббас же занимался в основном пониманием и анализом, обработкой Божественных текстов, выбиванием из них родников и извлечением из них сокровищ.

Таким образом, людей можно подразделить на две категории. Первая — это те, чья забота в собирании, в заучивании и точной передаче услышанного; они не занимаются анализом и извлечением кладезей из того, что выучили. Вторые, те, кто занимается анализом, выводом законов из текстов и их пониманием.

Первая категория — это Абу Зар'а, Абу Хатим и Ибн Вара, до них Бандар Му х аммад ибн Башшар, Амр Накид и ‘Абдур-РАЗЗАКЪ, а еще раньше них Му х аммад ибн Джа'фар Гъундар, Са'ид Ибн Аби А'руба. Они — обладатели феноменальной памяти, регистрирующие то, что слышали, без комментариев, изменений и выводов законов из текстов.

Вторая категория — это Малик, Лайс, Суфьян, ибн Мубарак, Шафи'и, Ауза'и, Ис х акъ, Имам А х мад ибн Х анбаль, Бухари, Абу Дауд, Му х аммад ибн Наср Маруази. Они те, кто занимался анализом и пониманием передаваемых текстов.

Эти два типа, самые счастливые люди по отношению к тому, что послал Всевышний АЛЛАh своего посланника, да благословит его АЛЛАhа и приветствует, они те, кто приняли и подняли ее голову.

Третья же категория — несчастнейшие творения, которые не приняли руководства Всевышнего, не подняли им головы. У них нет ни памяти, ни понимания, они не способны ни передать, ни понять или же сохранить.

То есть первая категория — это люди способные на передачу, сохранение и понимание.

Вторая — это те, чье внимание направленно на передачу и сохранение, естественно у них есть способности на понимание, однако способности на передачу лучше.

Третья категория — это несчастливцы, они не могут принять и передать, понять и сохранить. «Они как скоты и даже больше скотов сбились с пути»[153].

Именно они усложняют жизнь во всем мире, повышают цены. Их единственная забота набить желудок и удовлетворить свою похоть. Люди из этой же категории, чей уровень развития повыше, могут интересоваться своей одеждой и украшениями, интерес других, сознательность которых повыше, направлен на обустройство своего дома, сада и средства передвижения. Чьи помыслы более утонченны, занимаются удовлетворением жажды власти и защитой своей собачьей натуры. Поверх них стоит поборник своей хищнической души. Ангельская душа не входит в эту категорию.

Душа бывает — шакалья, хищническая и ангельская.

Шакалью натуру можно успокоить костями, падалью и экскрементами.

Хищническая же душа не довольствуется этим, она требует подчинения ей других душ, желает достичь возвысится над ними власти любыми правдами и неправдами.

Ангельская же душа выше всего этого. Она устремлена к Всевышнему, ее цель — знание, вера, любовь к АЛЛАhу, постоянное обращение к Нему, спокойствие и опора на Него, предпочтение Его любви и довольства перед всем иным. Она использует этот бренный мир для соединения с ее Творцом, Господом и Покровителем, а не для чего-то другого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: