Монолог с двойником

Цель. Упражнение предназначено для того, чтобы помочь участникам группы в развитии спонтанности и в умении исполнять роль двойника (в психодраматичесом смысле). Двойник является прекрасным средством для создания эмпатических отношений, а монолог сам по себе помогает участникам группы достичь объективности, справиться с расстроенными чувствами. Кроме того, он может подсказать тему для психодраматического воплощения.

Необходимое время. 30 минут.

Материалы. Не требуются.

Подготовка. Руководитель группы должен иметь опыт психодрамы.

Процедура. Один из членов группы выходит в центр круга, который составляют остальные участники, и начинает говорить обо всем, что приходит ему в голову. Такого рода монолог представляет собой озвучивание перед группой всего ассоциативного ряда, свободно возникающего в связи с любой мыслью. Начать монолог можно, к примеру, с признания в настороженности и неуверенности. При этом не надо выступать с продуманной речью, надо просто вслух излагать любые мысли. По ходу дела можно свободно расхаживать по помещению. Чтобы облегчить себе начало выступления, оратор может представить себе, будто он один в комнате или под душем.

Через несколько минут еще один участник группы по своей инициативе встает за спиной выступающего и имитирует все его позы и движения, но при этом не прерывает его монолог. Двойник должен приложить все старания к тому, чтобы настроиться на скрытые мысли и чувства говорящего и озвучить их так, чтобы речевой поток последнего не прерывался. Начать можно с повторения каждой его фразы сразу после того, как она произнесена, а затем постепенно пытаться угадать еще не высказанные мысли и чувства. Свое выступление двойник должен сопровождать имитацией жестов и других невербальных форм поведения говорящего. Через несколько минут двойника заменяет следующий участник группы. Каждый из участников должен получить возможность сыграть эту роль хотя бы раз.

Воображаемая социограмма

Цель. В этом упражнении исследуются взаимоотношения между участниками группы, и, кроме того, оно предоставляет им обратную связь, благодаря которой они получают представление о своей роли в группе. Также это упражнение позволяет участникам попрактиковаться в разыгрывании психодраматического представления и демонстрирует зависимость особенностей исполнения роли от характера ее исполнителя. Позже информация, полученная при выполнении этого упражнения, может использоваться как основа для создания новой психодрамы.

Необходимое время. 1 час.

Материалы. Не требуются.

Подготовка. Участники группы должны быть знакомы друг с другом.

Процедура. Социограмма – это наглядный способ представить межличностные отношения в группе. В социограмме расстояние между участниками обычно соответствует тому, насколько близкими кажутся отношения между ними. Даже при наличии консенсуса относительно того места, которое в разных социограммах занимает наиболее популярный участник группы (обычно этим местом оказывается центр), положение любого другого участника на разных социограммах будет разным по причине уникальности восприятия каждым из них тех взаимоотношений, которые сложились в группе. В психодраме социограмма создается за счет того, что все участники располагаются в ней так, чтобы это отражало интенсивность и характер взаимоотношений между ними. Когда к взаимному расположению добавляется еще и движение, социограмма называется «активной». Когда она обогащается элементами фантазии участников, получается «воображаемая социограмма».

Один из участников группы вызывается организовать всю сцену, то есть берет на себя функции режиссера. Он размещает участников группы в пространстве таким образом, чтобы можно было разыграть какую-нибудь сцену на выбранную им тему, например тему вестерна или космического путешествия, и назначает каждому роль, которая соответствует его («режиссера») представлениям об этом участнике. К примеру, в вестерне один может быть держателем салуна, другой – плохим ковбоем, третий – хорошим и т. д. При назначении ролей режиссер располагает участников, как на живой картине. Чтобы обогатить характер каждого персонажа, режиссер снабжает его соответствующей репликой. Например, дебошир, демонстративно засунув большие пальцы рук в карманы джинсов, может заявить: «Я самый крутой парень к западу от Санта-Фе». Такое распределение ролей создает для других участников группы обратную связь, благодаря которой они получают понятие о том, как режиссер представляет каждого из них в отдельности и всю группу в целом.

На последней стадии упражнения, когда сцена организована, каждый персонаж получает возможность, оставаясь в назначенной ему роли, вступить в спонтанные взаимодействия с остальными. Разумеется, режиссер может остановить это представление в любой момент. Когда вся сцена разыграна, режиссер обсуждает свои впечатления с группой, и каждый рассказывает о том, как он чувствовал себя в той роли, которую ему пришлось играть, и как он при этом воспринимал всех остальных.

Скульптура семьи

Цель. Упражнение используется в семейной терапии, а также в психодраме для того, чтобы участники могли лучше понять особенности семейных взаимоотношений. В терапевтических целях этот прием применяется, когда надо прояснить трудности в семейных отношениях, чтобы в дальнейшем работать над их преодолением. Скульптура семьи может дать полезный материал для последующих психодраматических представлений.

Необходимое время. От 30 минут до 3 часов.

Подготовка. Руководитель группы должен иметь опыт психодрамы, семейной терапии и применения соответствующих методик.

Процедура. Участники группы добровольно вызываются создавать живые картины своих семей.

Доброволец выбирает в группе тех, кто больше остальных похож на членов его семьи. В семью включаются все, с кем вместе он жил, пока рос. «Собрав» семью, всех участников надо разместить так, чтобы отразить особенности внутрисемейных отношений. Например, можно усадить семью за обеденный стол. Или постановщик может вспомнить какой-либо случай, который имеет для него особое значение, и разместить членов семьи соответствующим образом. К участникам группы, изображающим членов семьи, надо относиться как к материалу для лепки. Каждому надо дать немного информации о человеке, которого он представляет, чтобы портрет получился более правдоподобным. Расстояние между ними символизирует близость их отношений. Постановщик семейной сценки должен включить в нее и себя как члена семьи. Пока он занимается сценой в целом, он может попросить, чтобы его место занял кто-нибудь другой.

Когда живая картина готова, каждого персонажа надо снабдить репликой, отражающей характер данного члена семьи. Все они в течение нескольких минут вживаются в свои роли. Потом их просят поделиться своими впечатлениями с группой. Группа, в свою очередь, может высказать свои соображения относительно того, какой может быть жизнь в представленной таким образом семье. Особое внимание постановщик должен обратить на все новое в своем понимании семьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: