Отличительные черты городской социокультурной среды

В городе создаётся иная урбанизированная, индустриальная и постиндустриальная культура. Чем выше степень урбанизации, крупнее размеры города, тем больше городской образ жизни отличается от сельского.

(1) Городской образ жизни требует от человека напряжённого труда в продолжение всего года и не зависит от природных сезонов.

(2) Индивид чувствует себя более свободным и раскованным. Город даёт возможность выбирать круг общения и круг деятельности.

(3) В городском образе жизни доминирует функциональное и анонимное общение. При переходе от сельского к городскому образу жизни люди массами теряют потребность в семье и детях.

(4) Человек становится атомом городской жизни. Личные контакты заменяются телефонными звонками. Город даёт возможность заниматься сомнительными и преступными делами. Город – это часто одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться.

(5) Фамильярность обращения недопустима в функциональном и анонимном городском общении.

(6) Город расширяет информационное пространство человека и немыслим без самого широкого информационного обмена. Культурное пространство города даёт широкую возможность выбора учреждений досуга, быта и культуры.

(7) Город – это мобильность, изменчивость, непостоянство занятий, общения, круга интересов.

(8) Человек живёт в искусственной городской среде.

(9) Городской образ жизни связан с нервными перегрузками, стрессом. Ежедневные переезды на большие расстояния, теснота в общественном транспорте порождают транспортную усталость человека.

В идеале городской и сельский образ жизни должны дополнять друг друга, но в реальности мы имеем расколотость и маргинализацию сознания. Расколотость российского общества проявляется и по линии столица-провинция: «В России образовался разрыв двух реальностей: реальности мегаполисов, ориентированных на глобальную, экономику, и реальности малых городов, посёлков, районов, ориентированных на традиции»[298].

3.5. Реалии современной российской деревни. По всем базовым, жизнеобразующим условиям положение селян резко ухудшилось. Наиболее острые социальные проблемы села: увеличение количества сельских населённых пунктов без жителей (обезлюдение села), рост безработицы, усиление дифференциации по уровню дохода, миграция из села социально-активного и квалифицированного населения, разрушение социальной инфраструктуры в связи с отсутствием должного финансирования учреждений дошкольного и школьного образования, здравоохранения, культурного и бытового обслуживания, в связи с этим снижение уровня образования, примитивизация досуга, низкий уровень культурно-бытового обслуживания, значительная доля ветхого и неблагоустроенного жилья, увеличение доли одиноких лиц пожилого возраста, падение престижа сельского образа жизни в общественном мнении.

3.6. Провинциальная культура. Понятие провинции охватывает сельскую социокультурную среду, малые и средние города. Понятие провинции полярно центру. Провинциальнее – это удалённей от центра. Близким по смыслу является понятие регион. Провинциальную, или региональную культуру отличает замкнутость. Город является основой социокультурного пространства провинции. Потому так много говорится в последнее время о «повышении роли малых городов»[299].

Провинция – хранительница традиционной культуры. Каждый регион включает комплекс традиций и обычаев, языковую специфику, местные промыслы, фольклор, народный костюм. Россия – многорегиональная страна. Центральная Россия (Владимир, Ярославль, Кострома, Н.Новгород, Тула, Калуга, Новгород Великий, Псков) отличается традициями древнерусских городов и значительным влиянием культурных столиц; своим своеобразием отличается русский Север (Вологда, Архангельск), чернозёмный и южнорусский регион (Орёл, Курск, Воронеж, Пенза, Ростов-на-Дону, Ставрополь), среднее и верхнее Поволжье (Казань, Самара, Волгоград, Астрахань), Предуралье (Вятка, Пермь), Урало-Сибирский регион (Екатеринбург, Омск, Томск, Иркутск).

Результатом масштабной культурно-просветительской работы советского периода явилось создание сети учреждений культуры: музеи, библиотеки, клубы, дома и дворцы культуры и творчества, парки культуры и отдыха, специализированные учебные заведения для детей. В провинции отчётливее сохраняются традиционные формы советской культуры. После распада СССР на фоне деиндустриализации экономики и архаизации образа жизни населения роль провинциальной культуры меняется. В большинстве малых городов России царит бедность. Главные очаги бедности сегодня – это малые города и сёла.

Уже в послевоенный период отдельные города приобретают статус туристических центров. Это прежде всего относится к городам Золотого кольца России. Развитие международного туризма могло бы стать одним из важных экономических приоритетов. Но для развития туризма нужно построить рекреационную зону с современными гостиницами, автостоянками. У нас отсутствует инфраструктура вокруг памятников старины. Нет в городах и архитектурно-исторической среды, в которой должен жить памятник.

Важной частью нашего культурного наследия является особый феномен русской культуры, который связывал народную и высокую культуру – русская усадьба. Дворянские усадьбы конца XVIII- первой пол. XIX века – это особый стиль жизни, связывающий центр и периферию. Только в Москве и Подмосковье находится около тысячи усадеб, имеющих историческое и художественное значение. В Подмосковье около 350 усадебных комплексов относятся к памятникам истории и культуры федерального и областного значения, среди них – пушкинское Захарово, Остафьево Вяземского, Осташево Муравьёвых, Середниково Лермонтова, Абрамцево Аксакова, Мураново Тютчева и Баратынского, Шахматово Блока.

Ещё Д.С.Лихачёв подчёркивал необходимость «спасать культуру провинции.., вернуть культурную жизнь в наши небольшие города», важность «развивать духовную оседлость людей, их привязанность и уважение к своей местности»[300].

3.7. Столичная культура. Семантика Москвы и Петербурга. Если провинция сохраняет традиционные начала в культуре, столица воплощает новшества. Бинарность русской культуры проявляется в наличии двух полярных столиц.

Петербург XIX века – это столица империи. В Петербург приезжали служить, делать карьеру. Это был город фасадов. В русской литературе Петербург вопринимался как самый умышленный, призрачный город, построенный по велению одного ума, побеждающего природу. У светского Петербурга центрами общения были двор, театры и клубы. Москва – первопрестольная, белокаменная, купеческая, румяная и разгульная мать городов русских. Москва – религиозно-православный центр. Храмы и монастыри являлись смысловой доминантой города. Храм Христа Спасителя сразу приобрёл значение национальной святыни. Москва – город усадебной застройки, частной жизни русского дворянства. В центре города расположен самый красивый усадебный дом Пашкова. Москва многоцентрична. Не было главной улицы.

Русская литература воплотила старомосковский тип русского человека как основание русской ментальности – тип цельного и надёжного человека. Петербургский тип представлен «лишними» – неукоренёнными людьми.

Москва сегодня – это мировой мегаполис, процветающий и богатый город-олигарх. Наиболее активная и динамичная часть москвичей родом из провинции. Столица собирает самых талантливых и энергичных людей. Москва ассоциируется со словами карьера, высокооплачиваемая работа, образованность, развитие, благосостояние, культура, интеллект, наркотики, снобизм и высокомерие. Жители Москвы и Санкт-Петербурга уверены в том, что у них есть больше возможностей найти работу по специальности, получить хорошее образование, заняться бизнесом. В современном понимании Петербург – столица империи российской культуры.

Любая страна имеет несколько «столиц» – культурных центров. В США Вашингтон – официальная политическая столица, Нью-Йорк – столица финансовая, культурная, международная (там размещается ООН), Лос-Анжелес - мировая киностолица, Майями – курортная столица, Лас-Вегас – игорная. Во Франции также несколько мировых столиц: Париж – столица и страны, и моды, Марсель – портовая, Авиньон – театральная, Бордо – винодельческая, Ницца – курортная, Монте-Карло – игорная. И России нужно много столиц. Питер – культурная столица, Новосибирск – научная, Сочи – курортная, Нижний Новгород – приволжская. Стоит задача развития регионов.

Литература

  1. Городская культура, урбанизация // Культура и культурология: Словарь / Сост. А.И.Кравченко. М., 2003.
  2. Кнабе Г.С. Феномен Петербурга // Кнабе Г.С. Избр.труды: Теория и история культуры. М.-СПб., 2006.
  3. Кравченко А.И. Культурология. М., 2010.
  4. Лихачёв Д.С. Провинция и великие «малые» города // Лихачёв Д.С. Русская культура. М., 2000.
  5. Москва-Петербург: pro et contra. М., 2003.
  6. Очерки русской культуры XIX века. Т.1. Общественно-культурная среда. М., 1998.
  7. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1998. Т.2.Гл.2.С.88-114.

Контрольные вопросы

  1. Что такое урбанизация?
  2. Какой населённый пункт в России считается городским?
  3. Назовите отличительные черты сельской социокультурной среды.
  4. Назовите отличительные черты городской социокультурной среды.
  5. Назовите отличительные черты провинциальной социокультурной среды.
  6. Назовите отличительные черты столичной социокультурной среды.
  7. Назовите отличительные черты Москвы и Петербурга как двух русских столиц.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: