Базирование частей и подразделений АА, в частности вертолетных, осуществляется, как правило, в районах расположения соединений и объединений, в состав которых они входят. Так, части АА, входящие в штаты дивизий, будут базироваться в районах расположения дивизионных резервов на удалении 20–30 км от переднего края, армейского корпуса – на удалении до 80 км.
Отдельные части АА могут базироваться совместно с тактической авиацией или же на построенных для них базах, аэродромах и посадочных площадках. В условиях боевых действий основу аэродромной сети АА будут составлять небольшие аэродромы и посадочные площадки, на которых будут базироваться эскадрильи (роты) АА.
Изыскание, проектирование и строительство аэродромов и посадочных площадок для АА осуществляется подразделениями инженерных и саперных частей армейских корпусов и дивизий. При строительстве площадок могут использоваться эластичные покрытия, химические стабилизаторы грунта, а также средства, уменьшающие пылеобразование.
|
|
Исходя из возможностей, задачами ВОП являются:
· уничтожение бронированных целей;
· обеспечение боевых действий тактических десантов;
· сопровождение танковых колонн и транспортно-десантных вертолетов;
· уничтожение вертолетов противника в воздухе;
· прикрытие флангов наступающих войск;
· подавление наземных средств ПВО и несение патрульной службы.
Кроме рассмотренных выше, в настоящее время на вооружении различных стран находятся следующие основные типы ВОП: АН-1 «Хью Кобра», AH-1S «Кобра Toy», Bo-105P, WG-13 «Линкс», SA-342 «Газель», «Саламандра» W-3U, А-129 «Мангуста», Ми-24, Ми-28, Ка-50.
На основании анализа полевого устава сухопутных войск США FMI-112 «Противотанковый вертолетный батальон» можно отметить ряд особенностей боевого применения ВОП.
Для батальона в ходе боевых действий создаются основные и запасные районы сосредоточения, выжидательные районы, передовые пункты, основные и запасные огневые позиции (рис. 16). И, хотя действия ВОП отличаются значительным многообразием, их экипажи при нанесении ударов по наземным целям придерживаются определенной последовательности. В частности, при нанесении поражения противнику экипаж любого вертолета выполняет следующие действия:
· из района сосредоточения осуществляет перемещение в выжидательный район;
· устанавливает взаимодействие с разведывательным вертолетом;
· перемещается на боевую позицию и выбирает огневую позицию;
· получает целеуказание для уничтожения цели, которая назначается ему командиром, находящемся на вертолете, или командиром наземных войск;
· обнаруживает цель и уничтожает ее;
|
|
· перемещается на запасную огневую позицию и осуществляет обстрел цели;
· перемещается на последующие боевые позиции или на передовой пункт пополнения запасов боеприпасов и топлива или возвращается в выжидательный район.
Районы сосредоточения выбираются на удалении до 70 км от переднего края там, где есть возможность укрыть или замаскировать вертолеты. На маршрутах подлета к переднему краю назначаются выжидательные районы. Их занимают на короткое время, пока производится доразведка целей и уточняются боевые позиции (огневые рубежи). Передовые пункты назначаются на удалении 20–25 км от переднего края по распоряжению командира бригадной (батальонной) тактической группы для каждой роты в целях осуществления пополнения боеприпасами и топливом.
Рис. 16. Районы применения ВОП в ходе боевых действий
Огневые рубежи определяются на удалении 3–8 км от объекта удара. Занимаются они заблаговременно или в ходе боя с таким расчетом, чтобы можно было внезапно атаковать.
Предполагается, что из засад вертолеты будут наносить удары в режиме висения с подходом целей на предельную дальность. В остальных случаях атака может производиться при других режимах полета.
Современные вертолеты, оснащенные ПТУР и НУР, мощным стрелково-пушечным вооружением, стали высокоэффективным средством поражения наземных целей. Атакуют они, как правило, внезапно, совершая перелет в район предполагаемого применения небольшими группами, на высоте 5–15 м, при этом максимально используют для маскировки рельеф местности, появляясь в зоне воздействия наземных средств ПВО всего на 25–50 с (в перспективе время может сократиться до 15–25 с).
Так, при атаке техники затрачивается время на:
· набор высоты – 5–14 с;
· определение дальности до цели и выравнивание – 5–12 с;
· прицеливание, наведение и пуск ПТУР – 12–16 с;
· снижение (посадка) – 4–8 с.
ВОП наносят удар с нескольких направлений, поражая цели на дальностях 4–6 км (8–10км)
Как правило, вертолеты ведут бой на малой и предельно малой высоте. Скорость и высота их полета зависят от положения противника, погодных условий и местности. При выдвижении из глубины и маневре в пределах тыловых районов своих войск они летят горизонтально на высоте около 15 м. По мере приближения к тыловой границе дивизий первого эшелона переходят на режим полета с огибанием рельефа местности, что затрудняет их обнаружение средствами радиолокационной разведки. Над боевыми порядками бригад первого эшелона и перед фронтом своих войск вертолеты летят на высоте 3–5 м.
Очередность поражения включает в себя непосредственные действия, которые необходимы как для обеспечения живучести вертолета, так и для решения боевой задачи. Общее правило заключается в том, что экипаж вертолета, в первую очередь, должен отследить и поразить ближайшую от него цель, так как та, в свою очередь, может так же обнаружить вертолет и нанести ему поражение.
Классификация целей по важности для ВОП:
· танки;
· противотанковые средства;
· бронетранспортеры и БМП;
· зенитная артиллерия и ЗРК;
· штабные машины;
· ВОП (поражаются только в том случае, если представляют собой угрозу для выполнения боевой задачи);
· артиллерия;
· войска вне укрытий.
Классификация целей по очередности поражения для ВОП:
· цели, представляющие непосредственную угрозу для того или иного вертолета;
· цели, представляющие непосредственную угрозу для соседних вертолетов;
· цели, представляющие непосредственную угрозу для наземных подразделений своих войск;
· другие цели в соответствии с их важностью.
ВОП не только имеют мощное вооружение, но и большую степень сохранения боеспособности, живучести и возможности возвращения в строй. Высокую эффективность боевых вертолетов подтверждают результаты моделирования боевых действий западных военных экспертов, согласно которым на каждый сбитый вертолет приходится шесть-девять пораженных танков (при дальности пуска ПТУР «ТОУ» – 2000–2500 м.).
|
|
Вертолет АН-64А имеет высокие характеристики вооружения и системы управления огнем, что позволяет экипажу успешно выполнять задачи в сложных метеорологических условиях, а так же ночью. Кроме того, он имеет основное вооружение ПТУР «Хеллфайр», обеспечивающие стрельбу по точечным целям и имеющие лазерную систему наведения. Вероятность поражения достигает 0,95, а дальность поражения – до 8 км. В соответствии с типовым заданием предусматривалась возможность полета в зону ведения боя по приборам и проведение атаки при видимости 800 м и высоте облачности ~60 м.