Управление: основы для МЧС
Одним из главных условий успешного выполнения задач по проведению спасательных и других неотложных работ и других задач по предназначению войск гражданской обороны является четкое управление.
По представлению древних греков (Аристотель) управлять, означает “поставить” цель и найти наилучшие средства для ее достижения”. И сейчас, спустя две с лишним тысячи лет, это определение звучит вполне современно.
Важность использование рациональной организации любой системы отмечал еще ученый Эмерсон: “При совершенной организации: - писал он, даже слабый руководитель часто приносит лишь очень небольшой вред. Но слабый руководитель, опирающийся на дефектную организацию, неизбежно проваливается и увлекает за собой все, что ему подчинено”.
Характерной чертой развития нашего государства на современном этапе является неоднозначность происходящих процессов в экономике. С одной стороны – переход на рыночные рельсы, а с другой происходящие процессы деиндустриализации страны, и как следствие рост техногенных катастроф.
Еще уроки Чернобыльской катастрофы 1986 года привели к пониманию необходимости решения проблем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на государственном уровне. В связи с этим в Российской Федерации с 1992 года создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В рамках этой системы произошло объединение усилий федеральных, местных органов власти, организаций, учреждений, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основные задачи РСЧС сводятся к следующим направлениям деятельности:
- предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и иного характера;
- снижение потерь и ущерба от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций, включающая проведение аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных работ, а также другие мероприятия по устранению непосредственной угрозы жизни людей и восстановлению жизнеобеспечения.
Поэтому решение новых задач, возложенных на ГО невозможно без глубокого изменения хозяйственного механизма, создания и знания целостной эффективной и гибкой системы управления, позволяющей проводить единую государственную политику в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты жизни и здоровья людей. Причем, чем сложнее задачи - тем выше требования к системе управления.
Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней, на которых функционирует структура управления:
- федеральный, охватывающий всю территорию Российской Федерации;
- межрегиональный, охватывающий территорию нескольких субъектов Российской Федерации;
- региональный, охватывающий территорию субъекта Российской Федерации;
- муниципальный, охватывающий территорию района (города, населенного пункта);
- объектовый, охватывающий территорию организации.
На каждом уровне РСЧС имеет:
- руководящие органы, постоянно действующие, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;
- силы и средства;
- резервы финансовых и материально-технических ресурсов;
- системы связи, оповещения, информационного обеспечения;
- специальные учебные подразделения.
Ошибки в структуре управления приводят к снижению эффективности не только системы управления, но и всей организационной системы в целом.
Важной составной частью управления РСЧС является система связи МЧС России, позволяющая в кратчайшие сроки получать информацию о ЧС, ставить задачи силам и средствам и организовывать взаимодействие.
Таким образом, от системы управления зависит возможность рациональной организации управления в любой области деятельности.
Учитывая это, необходима разработка научных основ управления силами гражданской обороны, в том числе и войсками ГО. Целью настоящей лекции является изложение основных положений по теории управления войсками ГО, являющимися составной частью сил и средств РСЧС.