Оно применяется в случае противоборства, когда допрашиваемый умалчивает, скрывает известные ему обстоятельства, дает ложные показания.
Психологическое воздействие – это использование приемов, обеспечивающих наиболее эффективную форму сообщения доказательственного материала и направленных на изменение хода психических процессов, субъективной позиции допрашиваемого, убеждение его в необходимости дать правдивые показания, помочь следствию.
Критерии допустимости определены в УПК - нельзя добиваться показаний путем насилия, угроз, шантажа и иных незаконных действий.
С точки зрения этики нельзя использовать приемы обмана, сообщения ложных сведений, использования низменных побуждений допрашиваемого. Однако законом это не запрещено, потому следователи часто используют это, и однозначного ответа на допустимость использования таких методов криминалистика не дает.[3]
Психологическое воздействие чаще всего осуществляется методом убеждения.
Это воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.
|
|
То есть представление фактов и доводов, предъявление их в эффективной эмоциональной и словесной форме и последовательности – все это убеждение.
Оно может выражаться в:
- Побуждении отказываться от противодействия и введения следователя в заблуждение
- Создании впечатления о безнадежности таких попыток
- Использовании сомнения допрашиваемого в способности и целесообразности придерживаться избранной им линии поведения
- Внезапном предъявлении уличающих доказательств.
Есть также метод рефлексии, рефлексивных рассуждений.
В рамках этого метода с учетом интеллектуальных эмоциональных и волевых качеств психических свойств и состояний допрашиваемого следователь предвосхищает его мыслительные процессы в связи с допросом.
Передача допрашиваемому фактических оснований для принятия решения, способствующего раскрытию преступления – это рефлексивное управление.
Вместе с тем нельзя переходить к допрашиваемому на панибратское отношение или снисходительное, так как допрашиваемое лицо может неправильно понять ситуацию и дать лживые показания.
Некоторые приемы психологического воздействия:
1. Спокойным тоном отметить несоответствие показаний материалам дела и посоветовать рассказать правду.
2. Объяснить значение чистосердечного раскаянии и разъяснить значение обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение преступления.
- Задать допрашиваемому дополняющие и уточняющие вопросы об обстоятельствах, относительно которых имеется наибольшее количество достоверных данных.
|
|
- 3. Продемонстрировать объект, не акцентируя на нем внимания допрашиваемого, например, невзначай снять газету со стола, а под ней обнаруженный пистолет. Это может вызвать определенную реакцию допрашиваемого.
4. Задавая вопросы, необходимо ставить их таким образом. Чтобы допрашиваемый сообщил сведения, которые могли стать известными только в том случае, если он находился на месте происшествия, при наличии данных о том, что допрашиваемый на этом месте или был, но в другое время.
*Запрещены наводящие вопросы – то есть заранее содержащие в себе ответ (например, черного ли цвета была рубашка на вас?)
5. Разъяснить допрашиваемому иные, помимо его показаний средства установления обстоятельств: экспертизы, иные исследования.
6. Создать у допрашиваемого преувеличенное представление о степени осведомленности относительно его участия в совершении преступления:
- Выражать осведомленность в неопределенной форме, видимость осведомленности
- Использовать в ходе допроса малоизвестные факты из жизни допрашиваемого
- Создавать впечатление о том, что следователю известны лишь некоторые второстепенные обстоятельства.
7. Прием развертывания цепочки ассоциаций.
Ассоциации по времени возникают тогда, когда свидетель дает показания в том же порядке. В каком развивались события. Если свидетель не может вспомнить каике—либо факты (явления), то ему необходимо напомнить последствия происшедшего события. Попытаться найти связь данного события с какими-либо обстоятельствами из личной жизни свидетеля.
Ассоциации в пространстве начинают действовать, если свидетелю предъявить предмет, имеющий отношение к расследуемому событию, или фотографию места происшествия и другое.
Восстановлению в памяти фактов нередко способствует допрос свидетеля в определенном месте, использование схем, рисунков, фотографий.
Иногда ассоциация в пространстве возникает в ходе составления допрашиваемым схемы места, где он находился в момент восприятия события.
Ассоциации по сходству могут быть использованы для того, чтобы свидетель вспомнил фамилии, черты лица, одежду человека. С этой целью можно предложить допрашиваемому полистать телефонную книгу с фамилиями абонентов, принять участие в составлении фоторобота ил изготовлении художником портрета, посмотреть образцы одежды, машин,