Воспитание в учебном процессе

Вопросы профориентации в школе сегодня слишком сложны. Поэтому на факультеты ветеринарной медицины часто поступает молодежь, хорошо подготовленная вообще, но слишком далекая от ветеринарной медицины. Смогут ли такие люди стать квалифицированными специалистами своего дела? Это зависит не только отних, но и от тех, кто будет их учить. Если обучение органически сочетается с профессиональным воспитанием и если удастся привить молодым людям любовь к этой сложной профессии, они с благодарностью воспримут ветеринарную медицину как полезную и нужную людям профессию и будут делать все, чтобы стать высококвалифицированными специалистами; на это пойдет пять лет настойчивого обучения.

В течение нескольких лет в курсе "Введение в специальность" проводилось тестирование студентов первого курса Белоцерковский аграрного университета с целью изучения мотивов посвятить себя ветеринарной медицине. Среди них представление о работе врача имело только 12 % студентов. Это в основном выпускники ветеринарных техникумов, дети специалистов ветеринарной медицины. Частично представляли себе работу врача из рассказов родственников, знакомых, товарищей, которые раньше поступили на факультет ветеринарной медицины около 25 %. Остальные о ветеринарной медицине не имели представления.

Анкетирование тех же студентов на пятом курсе показало: некоторые студенты, которые раньше не имели представления о ветеринарной медицине, жалеют, что такое представление получили с опозданием и что не покинули обучение еще на первом курсе. Получив диплом, они, по-видимому, не пойдут работать по специальности. Вот почему деонтологическое воспитание следует внедрять на первом курсе, и не только через "Введение в специальность", но и через все предметы на кафедрах, в учебном процессе. Следует правдиво освещать сложности, достижения и недостатки ветеринарной медицины в начале обучения и тогда кое-кто оставит факультет не после пятого, а на первом курсе. Это и есть борьба за качество специалистов.

Формирование этико-деонтологических принципов у будущего врача ветеринарной медицины и основ его профессиональных знаний начинается с введения в вуз. Государственные экзамены завершают академический этап начального нагромождения и систематизации знаний. После них начинается этап усовершенствования профессионального мастерства, который не прекращается всю жизнь.

Конечно, на первых курсах введение в учебный процесс принципов этики и деонтологии врача ветеринарной медицины несколько сложное. Но его можно облегчить, если внешнее оформление вуза, учебных лабораторий и аудиторий будет содействовать формированию понятий о месте специалиста ветеринарной медицины в обществе, о профессиональном долге врача, объединяться с требованиями постоянного соблюдения высоких принципов этики взаимоотношений профессорско-преподавательского состава и студентов, отношений студентов между собой.

Воспитательное значение также имеют оформленные на высоком уровне стенды "Врачи ветеринарной медицины – народному хозяйству", "Они учились в нашем институте", "Герои живут среди нас" и т.п. Они не только привлекают внимание студентов, но и поощряют их быть похожими на своих старших товарищей. Тем более, что молодежи всегда интересно, как сложилась судьба выпускников более ранних выпусков.

Следовательно, внешнее оформление учебного заведения, учебных аудиторий, глубокое содержание и продуманная в этическом плане организация лекций и лабораторно-практических занятий играют исключительно важную роль в профессиональном воспитании начинающего студента.

В процессе обучения будущий врач должен освоить много общеобразовательных и специальных дисциплин, научиться на высоком профессиональном уровне проводить ветеринарно-профилактические и лечебные мероприятия. Научить всему этому студента за время пребывания в вузе – слишком сложная задача. Профессиональную подготовку врача нельзя ограничить установленным регламентом учебного времени. Она требует от человека, который посвятил себя этой профессии, самоотверженности и самоусовершенствования, максимальной отдачи духовных и физических сил и преданности делу, которое ты выбрал. Поэтому профессиональное воспитание студентов должно проводиться как в учебном процессе через предмет, так и во внеурочное время в течение всего периода обучения.

Среди различных форм учебной и воспитательной работы в вузе ведущее место отводится лекциям. Преимущества лекций очевидны, хотя довольно часто студенты пренебрегают ими, ссылаясь на наличие учебника. Книга бездушна, на ее страницах мнение находится в тесных и неизменных рамках. На лекции материал выкладывается в доступной форме, лектор пользуется примерами из жизни, наглядными пособиями и т.п., чтобы подтвердить правильность сказанного. Преподаватель доказывает свою точку зрения, раскрывает ту идею, которая заложена в лекции.

С какой любовью передавал свои знания хирургических болезней студентам профессор А. Ф. Бурденюк в Белоцерковском государственном аграрном университете. И эти знания не просто декларировались. Они подкреплялись с помощью микро- и макропрепаратов, результатов собственных научных поисков, клинически и экспериментально больных животных, созданных им же учебных кинофильмов. Он по праву считается пионером в кинофикации учебного процесса. Это не только образец лектора, учителя, это – его этико-деонтологическое кредо. Показательные операции Антона Федоровича были образцом деонтологического воспитания студентов. Даже каких-то пустяков он никогда не оставлял вне внимания, не говоря уже о подготовке и проведении оперативного лечения. После его лекции хотелось заглянуть в учебник.

Следует отметить, что материалы учебников несколько отстают от требований жизни. Сегодня каждый день появляются новые данные о явлениях природы, возобновляются и дополняются наши представления о болезнях. Все это не сразу попадет в учебник, а будет опубликовано сначала в специальных журналах и научных изданиях. Лектор же регулярно знакомится с такими изданиями и все то новое, что нужно студентам, обязательно вводит в лекцию. К тому же лекции в вузе читают ученые, которые обязательно включают результаты своих исследований в учебный процесс, прежде чем они будут включены в учебник.

Кроме того, в учебнике иногда приводятся противоречивые данные нескольких ученых по одному и тому же вопросу, часто без каких-то обоснований. Как быть студенту, который не пришел на лекцию и работает только с учебником? Чью точку зрения принять как правильную? Сориентировать его в нужном направлении может только лектор. Никакой учебник не заменит живого слова, эмоционального языка преподавателя. Развивая свое мнение по какому-то вопросу, он этим самим вынуждает мыслить и студентов. К тому же он учитывает и специфику аудитории, сложные и непонятные вопросы выкладывает в доступной форме.

Следовательно, только на лекции можно познакомить студентов с различными точками зрения одной и той же болезни и обосновать свою. А интересно проведенная лекция обязательно ведет к учебнику. Только студент делает это самостоятельно, по собственному желанию, что также очень важно.

Несколько об авторитете лектора. Если лектор не имеет авторитета у студентов, ему придется расходовать дополнительные усилия, чтобы завоевать доверие. Каждый лектор обязан сам добывать признание, которое основывается в первую очередь на опыте, глубоких знаниях и организаторской способности. Авторитет лектора – это не просто его личное дело, это одна из предпосылок успеха лекционной деятельности. Причем успех зависит не только и не столько от прошлого опыта, бывших заслуг, сколько от повседневной современной деятельности лектора, его лекторского мастерства, успехов в научных исследованиях и владения новыми данными по тому или иному вопросу своего предмета.

Вопросы профессиональной этики должны звучать, демонстрироваться в каждой лекции. И не только демонстрироваться, ибо профессиональная этика должна стать сутью жизни преподавателя. Только при таких условиях можно говорить о полноценном деонтологическом воспитании студентов.

Особенно интересно и плодотворно оно должно проводиться на клинических кафедрах: как подойти к пациенту, как собрать необходимые анамнестические данные и использовать их для постановки диагноза? Сначала студент будет копировать преподавателя, перенимать манеры говорить, исследовать, проводить различные манипуляции диагностического и лечебного характера, оформлять необходимые документы и тому подобное. И хорошо, если для копии существует качественный оригинал, который бывает, к сожалению, не всегда. Такое копирование сначала кажется ненужным и несколько смущает студента. Но ведь в этом ничего странного нет, ведь он впервые так серьезно контактирует и с больным животным, и с его владельцем. А это – искусство, которое требует определенного психологического настроения и формируется в процессе практики путем самовоспитания.

Поэтому при встрече с пациентом и его владельцем необходимо постоянно следить за своими манерами, речью, внешним видом и не ставить лишних вопросов. Нужны большой такт и выдержка, чтобы, не перебивая, выслушать его до конца, проявляя при этом интерес к разговору. Для врача важно иметь опрятный внешний вид, чтобы у владельца животного было желание общаться с ним. Такие внешние атрибуты как будто подчеркивают воспитанность профессии врача ветеринарной медицины. Это мнение преподаватели института должны утверждать в сознании студентов в течение всего периода обучения.

Ознакомление с анамнезом не должно быть шаблонным, усвоенным в курсе клинической диагностики. Из массы вопросов студент должен выбрать наиболее необходимые для постановки диагноза. Поэтому в разговоре с владельцем недопустима фамильярность: следует выбирать выражения и ставить только те вопросы, которые касаются больного животного.

При исследовании и лечении животных студент должен осознать всю полноту ответственности за свои действия. Не владея теми или другими способами, он не должен апробировать их на больном животном. В таких случаях лучше сначала обдумать их теоретически, потренироваться на трупном материале и на экспериментальных или убойных животных.

У студентов необходимо воспитывать чувства коллективизма и высокие принципы взаимоотношений между работниками ветеринарной медицины. В кругу будущих врачей всегда должны господствовать дух общительной доброты, взаимоуважения и взаимоподдержки. Поэтому преподаватель не имеет морального права не обращать внимания на нарушение студентами этики взаимоотношений между собой, между студентами и преподавателями.

В процессе подготовки врача используются различные формы профессионального воспитания студентов: тематические вечера, встречи с работниками ветеринарной медицины, организаторами ветеринарного дела на производстве, ведущими учеными своего и других вузов. При этом желательно знакомить с жизнью и профессиональным путем профессорско-преподавательского состава, своих наставников; личный пример последних будет поучительным для молодежи.

В учебный процесс должны органически включаться мероприятия, которые содействуют усвоению студентами деонтологических принципов. Поэтому атмосфера на кафедрах должна учить красоте человеческих отношений, культуре мыслей и поступков, содействовать воспитанию студентов с высокими моральными принципами. Такая атмосфера зависит от коллектива кафедры в целом, от желания каждого внести существенный вклад в прививание молодым людям любви к своей дисциплине, а через нее – и к ветеринарной медицине в целом.

Следует подчеркивать роль той или другой дисциплины в формировании врача. Ведь знания анатомии нужны студенту в основном для дальнейшего освоения топографической анатомии, дисциплин хирургического цикла, терапевтических и т. д. Не зная нормальной физиологии, студент не сможет овладеть физиологией патологической, фармакологией, терапией. Т.е. пусть не беспокоит преподавателей на первом курсе тот факт, что их дисциплина является вспомогательной в освоении специальных дисциплин. Но он должен закладывать у студента любовь к профессии.

Известно, что не все абитуриенты сознательно выбрали будущую профессию. Станет ли полноценным специалистом молодой человек, который избрал профессию случайно? Так, если его окружат вниманием преподаватели с первых дней обучения и будут прививать любовь к ветеринарной медицине, к людям этой профессии, к тем, с кем ему придется общаться. Именно так закладываются основы деонтологического воспитания студентов.

Привитие высоких этико-деонтологических принципов неразрывно связано с культурным уровнем будущего специалиста. Именно любовь к художественной литературе, искусству, живописи, музыке и т.п. в студенческие годы определяет направленность интересов на всю жизнь. Много выпускников, став известными специалистами или руководителями, с благодарностью вспоминают своих наставников, которые привили им любовь к книге, музыке, искусству и т.п.. Поэтому важное значение приобретает организация вечеров поэзии, музыки, встречи с артистами, писателями, композиторами и др.

К сожалению, деонтологической подготовке будущего врача ветеринарной медицины в учебном процессе пока что не уделяется надлежащего внимания. Это объясняется рядом объективных и субъективных факторов. Введение в учебный план курса "Профессиональная этика" не может полностью решить проблему деонтологического воспитания. Должна быть четкая система такого воспитания в учебном процессе и особенно на клинических кафедрах. К ней должен подключиться весь профессорско-преподавательский коллектив. Особого значения приобретает обсуждение многих вопросов деонтологии на лекциях и практических занятиях в клинике или на производстве, при обследовании студентами больного животного под руководством преподавателя. Вспоминаются лекции профессора Г. О. Кудрявцева (Белоцерковский государственный аграрный университет), который, прежде чем начать рассказ о какой-то инфекционной болезни, приводил массу примеров о ее распространении и нанесенных убытках. Примеры не книжные, а с личной трудовой жизни. После такого введения его лекции не слушать уже было невозможно. Или профессор П. Л. Ковальский, который читал курс гистологии. Зная о том, что студенты этот курс недолюбливают, он всегда начинал лекцию с практического значения раздела демонстрировал массу примеров.

Важно, чтобы такие примеры были неединочными, чтобы на всех кафедрах, во всех лабораториях деонтологический климат был безупречным. Чтобы в клиниках больные окружались надлежащим вниманием, чтобы хорошее отношение к студентам не декларировалось и не пропагандировалось только на словах. О каких деонтологической принципах можно говорить студенту, например, если проводится оперативное лечение животного без обезболивания, без соответствующей подготовки операционного поля, рук студента и т.д.; если животного после операции возвращают в тот же станок, часто грязный к другим животным? Если не соблюдаются правила послеоперационного ухода, кормления и лечения? Какой пример может дать назначение лекарственных веществ без учета механизма их действия? О каком патогенетическом лечении можно говорить со студентом без знания патогенеза той или другой болезни? О что может говорить умалчивание ошибок, допущенных при обследовании и лечении животных? Все это результат невоспитанности преподавателя, отсутствия деонтологической подготовки.

В учебном процессе пустяков не бывает, поэтому положительные примеры, как и недостатки, должны служить делу деонтологического воспитания студентов. И если они несколько лет будут работать в такой обстановке, в дальнейшем принимают ее как едино нужную и возможную, т.е. как эталонную. В таком случае можно быть уверенным: когда молодой специалист пойдет на производство, обязательно будет стремиться воссоздать подобную обстановку в том коллективе, где будет работать.

Деонтологическое значение имеет постановка преподавателем перед группой студентов ряда вопросов, ответы на которые обсуждаются. При этом важно обращать внимание на пустяки, обнаруженные при обследовании больного животного. Такой важный компонент врачебной подготовки, как известно, не оценивается в балах, а в воспитании врачебных качеств его значения слишком важное.

Считаем целесообразным обращать внимание студентов на ошибки, допущенные ими в деонтологическом плане, при изучении темы, а также на подобные ошибки, которые допускают врачи в своей работе. Такой анализ, по-видимому, лучше проводить в эвристическом плане, т.е. не давать сразу готовых решений; лучше описать студентам только ситуацию, предложив им ответить на поставленные вопросы письменно с обязательным следующим детальным анализом в коллективе.

Важно, чтобы вопросы перед студентом были поданы в острой, яркой и доступной форме. Причем важны и ответы, и сам вопрос. Студент должен думать над ними, искать свои решения. Также желательно, чтобы на поставленный вопрос не было прямого ответа в учебнике, а нужно было бы работать с литературой со смежных дисциплин. Это стимулирует врачебное мышление, побуждает к собственным решениям, которые запоминаются надолго.

Самообучение и самосовершенствование – важный путь к деонтологических вершинам, способ формирования врачебного деонтологического потенциала. Надежным и обоснованным можно считать только то, что прошло через ум и сердце молодого человека. Со своими размышлениями студент еще не раз будет обращаться к преподавателям, обмениваться мнением с товарищами и его позиция, в конце концов, определится. Практика показывает, что студент часто не может высказать свою позицию даже на выпускном курсе: он впервые встречается с такими острыми задачами, которые сегодня не готов решать психологически, никогда раньше о них не задумывался. Поэтому в учебном процессе необходимо постоянно ставить деонтологические вопросы и добиваться самостоятельного их решения.

В воспитании доброты, самоотверженности будущего врача исключительную роль приобретают примеры, высокие образцы поведения врача, его поступки. Примеры важны главным образом из личной деятельности преподавателя, врачебных будней. Следует проводить встречи практических врачей со студентами: такие беседы воспринимаются с особой теплотой.

Стоит указать на некоторые меры, направленные на развитие чувства долга врача, принципов безупречной его работы. Здесь важным является сопоставление его производственных достижений и отношения к обучению в студенческие годы. Ведь в наше время не имеют права на труд врачи с низким уровнем профессиональной подготовки, посредственный врач сейчас не только не приносит никакой пользы, но и причиняет большой и ощутимый вред. В будущем это безынициативные, безответственные люди, которым трудно после получения диплома стать высококвалифицированным специалистом.

Основой воспитания должно быть повышение ответственности за порученное дело и в первую очередь за обучение. Если студент из года в год учится посредственно (без особых на то причин), квалифицированным врачом ему никогда не стать. Привыкнув учиться вполсилы, работать он будет так же. Такой специалист в условиях конкуренции и рыночных отношений никого не устраивает. Каждый человек стремится обследоваться или лечиться у квалифицированного врача, мало кто обращает внимание на выставке на посредственную картину, и мало кто слушает посредственную или плохую музыку. Поэтому задумайтесь, нужен ли посредственный врач ветеринарной медицины?

Формирование у студента чувства ответственности и долга нельзя достичь репрессивными методами. В этом важное значение приобретает убедительная пропаганда, талантливое преподавание отмеченных вопросов. Важно многолетнее воспитание опрятности, точности, делового педантизма и т.п. различными способами: четкий контроль выполнения заданий, обсуждение на конкретных клинических примерах последствий врачебной неряшливости, забывчивости, невнимательности, бездеятельности, анализ возможных последствий ошибок, допущенных студентами во время курации. При изучении клинических дисциплин предлагается ряд ситуационных заданий в этом направлении. Желательно направить студента на высокую требовательность к себе. Ведь максимальная требовательность к себе, строгий самоконтроль при определенной снисходительности к ошибкам и просчетам других является важным признаком полноценного, высококвалифицированного специалиста.

Воспитание неутомимости в постоянном пополнении и обновлении знаний, в стремлении к новой информации также является ответственной задачей деонтологического воспитания. Этому содействует соответствующая направленность преподавания материала в эвристическом плане, когда студент сам ищет пути решения учебных задач, постоянная работа студента с дополнительной литературой, участие в работе научных кружков, дискуссии на конференциях, участие в конкурсах и т.д.

В деонтологическом воспитании особая роль отводится развитию у студента умения наблюдать, видеть, подмечать. Причем не просто видеть какой-то факт, феномен, а углубиться в его суть, причины, механизмы. Врач, исследуя больного, не замечает, иногда не придает значения пустякам, не видит их внутренних связей с клиникой болезни, считая их случайными, и поэтому не учитывает их при разработке лечебных мероприятий. Он должен уметь наблюдать и одновременно рассуждать над тем, что увидел. Этому следует учиться с первых занятий в институте. Квалифицированный врач не начнет исследовать конечность животного в ее движении. Вспомните, сколько защитных поз принимает животное при этих заболеваниях: то поднимает, то выносит в сторону, вперед, назад, подводит под туловище. Это значит, в определенном месте развивается патологический процесс, и животное стремится не перегрузить пораженные ткани. Разве это не существенные данные для диагностики болезни и разработке лечебно-профилактических мероприятий? Таких примеров можно привести много. Поэтому в нужные минуты врач должен уметь сконцентрировать свое внимание на больном животном, чтобы не пропустить пустяков, на которые животное как будто само указывает и которые играют важную роль в течении патологического процесса.

Квалифицированный врач – это не только профессионально грамотный и умелый специалист, это еще и решительный человек, способный анализировать, рассуждать и активно действовать. Правда, решительность и смелость врача не могут быть безграничными и бездумными, подразумевается особая решительность, обоснованная и продуманная смелость.

Деонтологическим воспитанием студентов должен заниматься весь профессорско-преподавательский коллектив учебного заведения, учебно-вспомогательный персонал. Поведение каждого, сама обстановка, организация учебного процесса должны иметь учебно-воспитательный характер. Из такого вуза просто не может выйти деонтологически не воспитанный врач ветеринарной медицины. Задачи эти слишком сложны, поскольку требуют серьезной деонтологической подготовки каждого преподавателя.

Современные требования к преподавателю вуза. Еще издавна учитель брал на себя большую ответственность не только за то, чтобы научить юношу ремеслу, но и за воспитание его как человека. Воспитать и сформировать всесторонне развитого врача ветеринарной медицины можно только тогда, когда преподаватель будет искать и развивать то лучше, что имеется в студенте. А залогом успеха будет вера в молодого человека, который стремится стать врачом.

В обучении студентов нет и не может быть шаблона. Одни и те же методы у разных преподавателей по-разному влияют на слушателей. Беседа как метод обучения может быть интересной и значимой у одного педагога и неинтересной – у другого малоопытного преподавателя.

Даже дидактической игрой или ситуационными задачами (активные методы обучения), не каждый преподаватель может нацелить студентов на творческий поиск. Только свободно и мастерски владея методикой учебных игр, он может побуждать молодежь к дискуссии, творческому мышлению.

Учебный процесс – это творчество. А технологии творчества нет. Нельзя предложить технологию проведения занятий, пригодную для всех кафедр, дисциплин и преподавателей. Каждый из них должен найти свой подход к студентам, свое решение, уметь сочетать педагогический арсенал воспитания и обучения в учебном процессе.

Творческий преподаватель характеризуется эмоциональной стабильностью, независимостью. Он легкий и свободный в общении, оптимистичный, раскованный, понимает юмор. Быстро и гибко адаптируется в новой среде, получает удовлетворение от своей работы, стремится к развитию творческих способностей студентов. Он имеет демократические воспитательные установки, высоко ценит и гордится своей работой; в совершенстве владеет материалом и, что также важно, умеет донести его к слушателю, заинтересовать студента.

Преподаватели вуза, и особенно начинающие, ощущают определенную трудность в своем формировании как педагогов. В институт приходит грамотная и достаточно развитая молодежь, которая ставит перед собой благородные задачи – стать хорошим врачом ветеринарной медицины. А это зависит не только от деонтологически грамотного оформления учебных аудиторий, но и от этической и специальной подготовки преподавателя, наставника, его отношения к студенту от начала и до конца обучения в вузе.

Сегодня подходить к учебному процессу в вузе шаблонно, по-видимому, нерационально. Безапелляционная власть авторитарной педагогики слишком разделяет преподавателя и студента. Она омрачает равноправие двух сторон (преподаватель студент), не дает возможности молодым людям всесторонне проявить себя. Поэтому следует отдать предпочтение демократической педагогике, педагогике сотрудничества, которая ставит цель равноправных отношений между студентами и преподавателями, разрушает барьер между тем, кто учит, и тем, кого учат. Это педагогика взаимной доверчивости, уважения, содружества, творчества.

Но демократическая педагогика справедливо ставит перед молодым преподавателем ряд вопросов (Ткаченко В. М.):

1. Любите ли Вы своих студентов?

2. Готовы ли работать со студентом на равных условиях, без так называемой педагогики насилия?

3. Готовы ли учиться в молодежи?

4. Можете ли воздержаться от авторитарности в учебном процессе?

5. Все ли Вы делаете для того, чтобы Ваш предмет и Вас лично ценили Ваши студенты?

6. Интересны ли Вы студентам?

7. Готовы ли сотрудничать со студентами в обучении и воспитании?

Попробуйте самостоятельно и откровенно ответить на эти вопросы. А они ведут к одному: сможет ли преподаватель оторваться от господствующей сегодня педагогики авторитарной, карающей и перейти к педагогике сотрудничества? Если такие требования ставятся к учителю средней школы, то в вуз поступают лучше подготовленные молодые люди. Поэтому в приведенных вопросах заложена вся суть сегодняшних проблем преподавателей и студентов.

Исчерпывающий ответ на поставленные вопросы дать тяжело. Ведь преподаватели привыкли видеть себя в роли управляющего, карающего, а не советчика. А природа человеческая слишком консервативна. Часто молодой преподаватель решает: как учили его, так и он будет учить, хотя со многими методами обучения и воспитания в студенческие годы не соглашался.

Авторитарная педагогика ставит студента в низшее положение перед преподавателями, угнетает его как личность. Педагогика же сотрудничества требует не изучать предмет, а формировать, воспитывать через предмет врача ветеринарной медицины. Преподаватели часто тонут в мелочах, требуют знаний, а не убеждений, не указывают пути использования знаний.

Для деонтологического воспитания студентов через предмет необходимо видеть воспитательную и опознавательную силу этого предмета, его потенциальные возможности в формировании и воспитании врача ветеринарной медицины. Необходимо приложить много умений и усилий для непринужденного, добровольно заинтересованного обучения и воспитания, чтобы каждый студент почувствовал желание преподавателя сотрудничать с ним.

В формировании будущего врача важная роль отводится системе убеждений, умений и навыков. И те из них, которые формирует именно этот предмет, преподаватель должен систематизировать и четко отработать с каждым студентом.

Выделяя направление работы, следует выделять роль каждого занятия в практической деятельности врача ветеринарной медицины. А отсюда и мотивация каждого нового практического навыка, который будет осваивать будущий специалист. Причем каждый метод, прием практического обучения должен быть посильным и необходимым в практической деятельности врача.

Аудиторные занятия студентов должны стать лабораторией творчества. При этом основное задание преподавателя – заинтересовать, дать толчок к развитию свободного мышления студента при освоении конкретной темы. Этической основой современного занятия является воспитательное обучение, т.е. воспитание через обучение будущего врача как личности, формирования высокоморальных качеств молодого человека на демократических основах.

Обучение никогда не было и не будет легким, тем более что научно-технический прогресс и достижения науки с каждым днем дают новые данные, без которых невозможно подробно изучить закономерности физиологических и патологических процессов в организме.

Элементы сотрудничества можно найти в работе каждого преподавателя. Но этого мало. Нужно, чтобы они сформировались в определенную систему, в педагогику сотрудничества, взаимного творчества, взаимоуважения с первого и до последнего дня обучения в вузе. Но если на первых курсах будет доминировать педагогика сотрудничества, а на старших – стандартные занятия преимущественно административного характера, то воспитать творческого специалиста будет трудно. Поэтому методы обучения должны иметь преемственный и вместе с тем творческий характер. Важно, чтобы весь профессорско-преподавательский состав владел педагогикой сотрудничества. В таких условиях поддерживается интерес к обучению, стимулируется работоспособность студентов, развивается их познавательный интерес.

Педагогика сотрудничества ставит перед каждым преподавателем ряд важных требований: проводить занятия нестандартно, неоднообразно; владеть различными организационными формами, широким спектром методов и приемов обучения; умело пользоваться разнообразием арсенала педагогического влияния на качество учебно-воспитательного процесса; уметь создавать оптимальные условия для работы студентов во время занятий, пользуясь элементами новизны, неожиданности, проблемности, нестандартности; вести занятия на высоком эмоциональном уровне, в оптимально-интенсивном режиме; сочетать учебную и воспитательную работу через предмет.

На вопрос "интересный ли Вы для студентов?" каждому преподавателю следует искать утвердительный ответ. В противном случае он останется без авторитета. А преподаватель без авторитета никогда не будет полноценным. Что для этого нужно? Немного: доверять и ценить студентов; постоянно повышать свой профессиональный уровень; технологически доходчиво и интересно учить; иметь широкую эрудицию, высокие моральные качества; проявлять личный интерес к знаниям вообще и к своему предмету в частности; уметь убеждать; быть образцом в отношении к делу, стремиться через себя формировать тот идеал, который пропагандирует; быть благожелательным, добросердечным; уметь сотрудничать со студентами, сочетать справедливость и требовательность; не допускать принуждения, избегать карающих действий в отношениях со студентами; не спешить с выводами.

Задач у преподавателя много, но очень важно – идти навстречу студентам с любовью, доверием и чистым сердцем. Если он беспомощный, безынициативный и как личность неинтересный – никакие рекомендации и методики ему не помогут.

И, наконец, о педагогическом такте и мастерстве. Следует помнить, что совесть есть у каждого человека, ее нужно разбудить. Педагогический такт для учителя – это то же, что голос для певца или слух для музыканта. А относительно педагогического мастерства, то без его постоянного повышения невозможно успешно выполнять задания, которые стоят перед высшей школой.

Составляющими педагогического мастерства являются мировоззрение учителя, глубокое знание предмета, соблюдение тех этических норм, правила, привычек, которые собирается привить студенту, совершенное владение методами обучения и воспитания.

Педагогическое мастерство – это не только высокое и всестороннее общее и методическое образование преподавателя, но и умение достичь того, чтобы каждое слово доводить до студента. А достичь этого, не владея педагогическим тактом, невозможно. Ниже приведены советы преподавателям относительно педагогического такта в изложении И.Е. Синицы в некоторой нашей модификации. Они будут полезными для преподавателей вузов и помогут им в обучении и воспитании всесторонне развитого врача ветеринарной медицины.

1. Люби не только свою работу, но и "материал", над которым работаешь.

2. Помни, что личность студента воспитывается личностью его учителя. Пусть твое отношение к делу, твое поведение среди людей будут достойными для наследования.

3. Уважай в студенте человека, береги и развивай ее человеческое достоинство.

4. Будь ближним к студентам. Необходимая дистанция между вами пусть никогда не превращается в стену между тобой и воспитанниками.

5. Избегай избыточной прямолинейности, штампованных нотаций и наставлений, отдавай предпочтение недемонстративным подсказкам, советам.

6. Будь щедрым на похвалу и скупым на наказания.

7. Избегай крика: он унижает тебя как учителя, уменьшает возможности общения и свидетельствует не о силе, а о бессилии.

8. Избегай решений, в целесообразности которых не уверен. Не принимай решений в состоянии раздражения.

9. Будь снисходительным: педагогический такт не терпит злопамятства. А бестактность – это недостаток, который противопоказан учителю, как дальтонизм водителю автомобиля.

10. Справедливость – важна черта педагога.

11. Умей признавать свою ошибку, а не отстаивай ее. Не заставляй извиняться студента, если виновен сам.

12. Воздерживайся от излишних замечаний, особенно за незначительные нарушения дисциплины.

13. Помни, что даже нарушители дисциплины больше любят требовательных преподавателей.

14. Оставь свое плохое настроение за порогом вуза. Портить им настроение другим неэтично.

15. Скромность учителя положительно оценивается как среди коллег, так и среди студентов.

16. Береги доверие студента. Это – окно в его душу, и пусть оно для тебя будет всегда открытым.

17. Помни: учитель – всегда ученик.

Успех в обучении и воспитании студентов, в том числе и деонтологическом – дело коллективное. Профессорско-преподавательский состав факультета ветеринарной медицины – это, образно говоря, оркестр, в котором каждый ведет свою партию, а в целом получается единая мелодия. И чем более богата палитра каждой партии, тем более яркое восприятие. Так и в учебном процессе. Каждый ведет свой предмет в общем учебном плане "Ветеринарная медицина". И никому не дано право преувеличивать или унижать значение отдельных предметов в системе подготовки, роль отдельных преподавателей. Нет ассистента, который бы планировал занятие вести хуже, чем он может. Педагогический процесс – это творчество, для овладения которым нужны время и настойчивый труд по формированию педагогического мастерства. Если сейчас не уделить внимания молодому преподавателю, можно потерять будущего опытного педагога.

А такая тенденция, к сожалению, имеет место, особенно среди преподавателей специальных предметов, которые пренебрежительно говорят в присутствии студентов о том или другом преподавателе, дисциплине. Часто незнание студентами фармакологии, терапии или хирургии они объясняют недостаточной подготовкой по анатомии, физиологии, микробиологии и т.п. Получается, при освоении дисциплин предыдущих или, как их называют, общеобразовательных, студентов учили неправильно, недостаточно. Но ведь учили их почтенные люди по соответствующим программам. Они пользуются заслуженным авторитетом, и среди студентов, и в кругу профессорско-преподавательского состава. Вот и получается, что своими выражениями ставится под сомнение их авторитет, приобретенный годами добросовестного труда.

Каждая дисциплина учебного плана вносит определенный задел в формирование врача ветеринарной медицины и его деонтологическое воспитание. Поэтому унижать любой предмет или отдельного преподавателя и преувеличивать значение своей дисциплины нельзя. Если в оркестре выделяется скрипка или виолончель, то это уже не оркестр.

Представьте себе реакцию студентов, когда они услышат презрительное высказывание преподавателя о своих коллегах, которых они так уважали, будет ли это содействовать его авторитету? По-видимому, нет. Вера студента в мудрость, справедливость, компетентность преподавателя была, есть и всегда остается основой педагогического процесса. Если тень на преподавателя бросает его же коллега, который строит свой авторитет на авторитете другого, то фиаско чаще терпят и первый, и второй.

Успех общего дела определяется личным вкладом каждого члена коллектива, а не отдельных лиц. Трудно определить его у отдельных преподавателей, поскольку он связан с усилиями коллег. И чем скромнее будет оценивать каждый свой вклад, чем больше будет видеть результаты общих усилий, тем более будет у него возможностей завоевывать признание товарищей по работе и авторитет среди студентов.

Правда, скромность не значит, что преподаватель не может и не должен рекламировать результаты своей работы, свои достижения. Они должны стать достоянием других.

У некоторых людей на всю жизнь остаются результаты влияния авторитетного учителя. Поэтому он должен помнить, что его поведение и действия находятся под постоянным контролем. На него смотрят бдительные глаза, которые подмечают и положительные, и отрицательные черты учителя.

Преподаватель в вузе – это не только учитель, но и ученик. Учитель отдает свою энергию, знание ученикам. Но если постоянно отдавать и не пополнять свои знания, со временем наступит внутреннее опустошение. Поэтому, с одной стороны, учитель отдает, а с другой – пополняет свои знания и опять отдает их студентам. Поэтому, чтобы быть настоящим преподавателем и наставником молодежи, нужно постоянно пополнять и обновлять свои знания.

Следовательно, демократическая педагогика предусматривает тесное содружество студентов и их наставников, которые учат их будущей специальности. Преподаватель не только учитель, но и пример работоспособности, специалист своего дела и мудрый советчик. Если хоть одна из этих черт выпадает, социально-педагогический контакт не может сработать в полной мере.

Меняются времена – изменяется и молодежь. Однако люди старшего поколения не так интенсивно воспринимают эти изменения. Ведь молодой человек – личность взрослая, требующая к себе равноправных отношений. Ключ к успеху в сотрудничестве – делать все для того, чтобы понимать студента. Ничто не дает такой отдачи в учебно-воспитательной работе, как индивидуальный подход к каждому студенту. Персональное доверие и посильное задание всегда принесут успех педагогическому поиску.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: