Экологический налог - это разновидность ресурсного налога. По своей сути - это плата за природопользование. Под природопользованием в данном случае понимают добычу в промышленных объемах природных ресурсов и выбросы субъектами хозяйствования загрязняющих веществ в окружающую среду: в атмосферный воздух и водоемы.
Предназначение такой платы заключается в сборе средств для финансирования мероприятий, связанных с поддержанием экологического благополучия в государстве.
Наряду с реализацией фискальной функции экологический налог широко используется в государстве как инструмент организации эффективного природопользования, предполагающего экономную добычу природных ресурсов и минимальное загрязнение окружающей среды.
Основным элементом организации эффективного природопользования является установление каждому природопользователю годовых лимитов добычи природных ресурсов и лимитов выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Информация об объемах этих лимитов используется в технологии расчета налога. Контроль за соблюдением доведенных лимитов добычи и выбросов содержит в себе регулирующий потенциал экологического налога.
|
|
Размеры лимитов установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 2005 г. № 119 «О лимитах используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов, допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод и размещения отходов производства» и ежегодно пересматриваются.
Количественные параметры республиканских лимитов добычи (выбросов) устанавливаются исходя из сложившихся в Беларуси запасов природных ресурсов и допустимых санитарных норм загрязнения окружающей среды.
Плательщиками налога за использование природных ресурсов (экологического налога) являются:
· юридические лица, включая иностранные юридические лица;
· филиалы и представительства, другие структурные подразделения юридических лиц, имеющие обособленный баланс и расчетный счет;
· участники договора о совместной деятельности, которым поручено ведение общих дел или получившие выручку от этой деятельности до ее распределения;
Индивидуальные предприниматели - плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц освобождаются от уплаты налога за использование природных ресурсов (экологического налога).
Юридические лица, финансируемые из бюджета Республики Беларусь, плательщиками экологического налога не являются. При этом к бюджетным организациям относятся организации, финансируемые из бюджета на основе бюджетной сметы, имеющие текущий (расчетный) счет в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях и ведущие бухгалтерский учет в соответствии с планом счетов и правилами бухгалтерского учета для организаций, финансируемых из бюджета. Плательщиками экологического налога не являются также бюджетные организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
|
|
Экологическим налогом облагаются:
§ объемы используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов;
§ объемы переработанных нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;
§ объемы выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ;
§ объемы перемещаемых по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов;
§ объемы отходов производства, размещенных на объектах хранения отходов;
§ объемы размещенных товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим;
§ объемы производимой или импортируемой пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги, картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также объемы импортированных товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.
Перечень производимых и (или) импортируемых иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, устанавливается Президентом Республики Беларусь.
Налог за использование природных ресурсов состоит из платежей:
· за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов;
· за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;
· за размещение отходов производства в пределах установленных лимитов, сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов в случаях, предусмотренных законодательством;
· за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;
· за перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов;
· за размещение товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим;
· за производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы,
оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также за импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.
Ставки налога за использование природных ресурсов, за исключением платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, устанавливаются Президентом Республики Беларусь. За переработку 1 т нефти или нефтепродуктов налог взимается по ставке 2800 бел. р.
За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов, если их установление предусматривается законодательством, налог взимается в 15-кратном размере установленной ставки налога.
За превышение установленных лимитов (объемов) использования (изъятия, добычи) природных ресурсов либо использование (изъятие, добычу) природных ресурсов без установленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь лимитов (объемов) налог взимается в 10-кратном размере установленной ставки налога.
|
|
За размещение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов, если их установление предусматривается законодательством, налог взимается в 15-кратном размере установленной ставки налога.
Ставки за добычу природных ресурсов дифференцированы по каждому виду добываемых ресурсов и установлены в рублях за 1 т, 1 м3.
Ставки за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух дифференцированы в зависимости от класса опасности выбросов веществ.
Выделяют четыре класса опасности выбросов загрязняющих веществ (I класс - наиболее опасные вещества, ему соответствуют максимальные ставки; IV класс -менее опасные вещества, ему соответствуют минимальные ставки).
Ставки за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду дифференцируются по двум критериям:
а) степени загрязненности сбрасываемых вод:
- нормативно очищенные;
-нормативно чистые;
-неочищенные;
-без учёта категории качества;
б) месту сбора загрязняющих веществ:
-водоёмы;
-водотоки;
-подземные горизонты;
-поля фильтрации;
-накопители, выгреба.
Ставки установлены в рублях за 1 сбрасываемых вод.
Технология взывания экологического налога включает два вида льгот:
§ освобождение от уплаты налога;
§ изымание налога по льготным ставкам, уменьшенным путём применения понижающего коэффициента.
Специальными законодательными актами полностью освобождены от уплаты экологического налога:
· крестьянские (фермерские) хозяйства в течении трёх лет с момента регистрации (в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 февраля 1991г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);
· работы по строительству жилья (соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22 января 1999г. №53 «Об упорядочении предоставлении кредитов на строительство (реконструкцию) и покупку жилых помещений»).
|
|
· Производители сельскохозяйственной продукции, перешедшие на уплату единого налога (в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 13 июля 1999г. №27 «О введении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции»;
· Национальный банк Республики Беларусь и его подразделения (в соответствии со статьёй 42 Банковского кодекса Республики Беларусь, вступившего в силу с 1 января 2002г.;
· Индивидуальные предприниматели – плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Понижающие коэффициенты применяются к ставкам:
§ за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников выбросов в зависимости о видов используемого моторного топлива: по дизельному топливу – 0,8, сжиженному и сжатому газу – 0,3, биодизельному топливу – 0,6;
§ за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании биогаза и биотоплива для получения тепловой или электрической энергии – 0,5;
§ за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения – 0,27. Данный коэффициент не принимается к ставкам налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при теплоэнергообеспечении технологических процессов собственного производства;
§ за технологические выбросы природного газа, образующиеся при его транспортировке для нужд республики, и при расчёте налога за выбросы загрязняющих веществ плательщиками, имеющими газоперекачивающие агрегаты, работающие на природном газе, - 0,8;
§ за выбросы сероуглерода и сероводорода, образующиеся при переработке целлюлозы – 0,5;
§ за сброс нормативно чистых вод в поверхностные воды объекты теплоэнергостанциями, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямой схеме, - 0,5.
Налог за использование природных ресурсов исчисляется и уплачивается индивидуальными предпринимателями ежеквартально, а остальными плательщиками – ежемесячно. Сумма налога исчисляется исходя из фактического объёма использования природных ресурсов; выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду; размещения отходов производства или товаров, помещённых под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства; отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещённых под этот режим; произведённых и импортированных пластмассовой, стеклянной тары; тары на основе бумаги, картона или иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации системных их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также импортированных товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги
и картона, переработанных нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, перемещаемых по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов в стоимостном выражении.
Исчисленные суммы налога за пользование природными ресурсами, за исключением платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, индексируются с использованием коэффициент;!, установленного Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» на очередной финансовый (бюджетный) год.
Допускается исчисление налога исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок налога. В этом случае уплата налога за отчетный период производится индивидуальными предпринимателями в размере одной четвертой, а организациями - в размере одной двенадцатой части исчисленной суммы налога.
Налоговые декларации (расчеты) по налогу за использование природных ресурсов представляются налоговым органам индивидуальными предпринимателями ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, остальными плательщиками - ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Налоговые декларации (расчеты) по налогу за использование природных ресурсов представляются в налоговый орган по месту постановки на учет плательщика.
По платежам за размещение отходов производства на объектах хранения отходов налоговые декларации представляются плательщиками - владельцами объектов хранения отходов в налоговый орган при возникновении налогового обязательства.
Платежи вносятся в бюджет индивидуальными предпринимателями ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, остальными плательщиками -ежемесячно не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Плательщики, осуществляющие исчисление и уплату налога исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок (организации - в размере 1/12, индивидуальные предприниматели - в размере 1/4 исчисленной суммы налога) представляют в налоговые органы по месту постановки на учет налоговые декларации (расчеты):
§ не позднее 20 февраля календарного года исходя из установленного годового лимита;
§ не позднее 20 января года, следующего за истекшим, на основании фактических годовых объемов добычи (изъятия) природных ресурсов, выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных источников выбросов, сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения отходов производства на объектах размещения отходов и не позднее 22 января года, следующего за истекшим, производят доплату налога. При этом в случае, когда указанные объемы не превышают установленных годовых лимитов, излишне уплаченные плательщиками суммы налога подлежат зачету либо возврату плательщикам в порядке, установленном статьей 60 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь.
Суммы налога за использование природных ресурсов в пределах установленных лимитов и в случаях, если законодательством установление лимитов не предусмотрено, а также за производство или импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги, картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания, за импортированные товары, упакованные в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона, включаются в себестоимость продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, сверх установленных лимитов - уплачиваются за счет средств, остающихся в распоряжении плательщиков.
Платежи за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, включаются в цену продукции и не учитываются в составе объекта налогообложения при исчислении налога на прибыль.