Платежи за землю

Платежи за землю - это обязательные, принудительные платежи землевладельцев и землепользователей в бюджет государства. Они взимаются в виде земельного налога и (или) арендной платы.

Целью платежей за землю является обеспечение экономическими методами рационального использования земель, формирование средств для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране.

Размер платы за землю не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землевладельцев и землепользователей и связывается исключительно с фактом наличия земельного участка.

Взимаемая плата за землю - это целевой сбор, средства которого могут быть израсходованы только на нужды охраны земель, их коренного улучшения и землеустройства.

Неиспользованные в течение года остатки средств платы за землю не изымаются, а направляются по целевому назначению в следующем году.

С целью приближения собираемых средств к земельным нуждам конкретных территорий взимаемая плата за землю распределяется между республиканским и местными бюджетами. Пропорции такого распределения определяются правительством и ежегодно уточняются.

Плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица как отечественные, так и иностранные, которым земельные участки предоставлены во владение, пользование либо в собственность.

За земельные участки, предоставленные физическим лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, плательщиком земельного налога является крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо.

Физические лица, которым предоставлены служебные земельные наделы, являются плательщиками земельного налога, если указанные наделы предоставлены им из земель запаса и земель лесного фонда районными исполнительными и распорядительными органами.

Плательщиками арендной платы являются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица, иностранные государства и международные организации, которым земельные участки переданы в аренду. Арендодателями земельных участков могут быть собственники земельных участков, а также - сельские, поселковые, городские и районные исполнительные и распорядительные органы власти.

Право пользования и право собственности на земельный участок возникает с момента получения документов, удостоверяющих это право: государственного акта на право частной собственности на землю; удостоверения на право временного пользования земельным участком; государственного акта на право пожизненного наследуемого владения землей; государственного акта на право постоянного владения землей и т.п.

Предоставление на территории Республики Беларусь земельных участков в пользование и передача их в аренду осуществляются в порядке отвода. Отвод земель производится по правилам, установленным соответствующим законодательством государства.

Объектом платы за землю является площадь земельного участка, выраженная в гектарах. При этом в расчет принимаются следующие виды земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны; земли лесного фонда; земли водного фонда.

Следует отметить, что плата за землю взимается не по единой схеме. На отдельные земельные участки и на отдельных землепользователей (землевладельцев) распространена система льгот, действующих в этой сфере.

С целью практической реализации регулирующей функции платежей за землю в технологию их взимания входит система льгот. Она основана на использовании следующих инструментов:

¨ полного или частичного освобождения от платы за землю; Q постоянного или временного освобождения от платы за землю;

¨ взимания платы за землю по уменьшенной ставке.

С помощью названных льгот достигаются следующие экономические эффекты:

§ оказывается финансовая поддержка землевладельцам и землепользователям, хозяйствующим в зонах с режимом ограниченной хозяйственной деятельности;

§ подчеркивается социальная значимость отдельных направлений землепользования;

§ придается статус национального достояния отдельным земельным участкам и т.п.

В соответствии с изложенной концепцией льгот:

а) от платы за землю освобождены:

§ земли сельскохозяйственного назначения, подвергшиеся радиоактивному загрязнению;

§ земли, занятые историко-культурными ценностями;

§ заповедники, ботанические сады, национальные и дендрологические парки;

§ земли государственных сортоиспытательных станций, участков;

§ земли государственных гидрометеорологических центров, станций, постов и т.п.;

б) от земельного налога полностью освобождены: а земли запаса;

а кладбища;

§ земли общего пользования населенных пунктов (площади, улицы, проезды, скверы и т.п.);

§ земли, занятые автомобильными дорогами, железнодорожными путями;

§ земли аэроклубов;

§ земельные участки организаций, финансируемые из бюджета;

§ земельные участки организаций социально-культурной сферы, находящихся на балансе юридических лиц и содержащихся за счет средств этих лиц, и т.п.;

в) от земельного налога частично освобождены:

§ жилищно-строительные и гаражно-строительные кооперативы;

§ садоводческие и садово-огороднические товарищества;

§ жилищные кооперативы, молодежные жилищные комплексы, коллективы индивидуальных застройщиков;

§ коммунальные предприятия, объединения, организации и т. п.

Размер земельного налога определяется в зависимости от качества и местоположения земельного участка и не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землевладельца, землепользователя и собственника земли. Размер земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения определяется по данным кадастровой оценки земель.

Земельный налог устанавливается в виде ежегодных фиксированных платежей за гектар земельной площади.

Ставки земельного налога индексируются с использованием коэффициента, установленного Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» на очередной финансовый (бюджетный) год.

Ставки земельного налога (арендной платы) - это установленная норма платежей за 1 га земли, находящейся в землевладении и землепользовании у юридического лица. Размер этой платы установлен в рублях и зависит от множества факторов: качества земли, ее местоположения и т.п.

Ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения установлены по каждому виду земель (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли) и продифференцированы в зависимости от полезных свойств земель, учтенных в их кадастровой оценке. Шкала базовых ставок земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения охватывает земли с кадастровой оценкой от 6 до 50 баллов и выше.

При отсутствии кадастровой оценки конкретного земельного участка его налогообложение осуществляется с применением средних ставок земельного налога по административным районам Республики Беларусь.

Ставки земельного налога на земли населенных пунктов установлены в зависимости от статуса населенного пункта (столица, областной центр, город областного подчинения, город районного подчинения, городской поселок, сельский населенный пункт) и численности проживающих там жителей.

По данному критерию ставки земельного налога на земли населенных пунктов продифференцированы для г. Минска, областных центров, городов районного подчинения, прочих городских и сельских населенных пунктов.

Ставки земельного налога на земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, устанавливаются исходя из местоположения земельного участка, его принадлежности к определенной категории населенных пунктов (г. Минск, областной центр, город районного подчинения и т.п.) с последующей их корректировкой на коэффициенты. Предназначение последних коэффициентов - уменьшение сумм земельного налога на земли, расположенные за границей населенных пунктов.

В облагаемую налогом площадь включается также санитарно-защитная зона объекта, если она не предоставлена во владение или пользование другим юридическим или физическим лицам.

Земельный налог на земельные участки, предоставленные за пределами населенных пунктов организациям для обслуживания жилых домов, садоводческим, садово-огородническим товариществам (кооперативам), в части площади земель, приходящейся на граждан, гаражно-строительным, гаражным кооперативам, потребительским кооперативам автостоянок, определяется по ставкам, увеличенным на коэффициенты.

Земельный налог на земельные участки, предоставленные для добычи торфа на топливо и удобрения и сапропелей на удобрения, устанавливается по ставкам земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения.

Налог на земельные участки, превышающие по площади установленные нормы отвода и выделенные до 1 января 2001 г., взимается в двукратном размере. Земельный налог на земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные, самовольно занятые, а также превышающие по площади установленные нормы отвода и выделенные с 1 января 2001 г., взимается в десятикратном размере. Уплата этого налога не означает узаконение самовольного землевладения или землепользования.

Размеры земельных участков, превышающих по площади установленные нормы отвода, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных, самовольно занятых, определяются соответствующими землеустроительными и геодезическими службами в натуре при осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель, а также иными государственными органами в соответствии с законодательством.

Ставки земельного налога на земли лесного и водного фондов установлены в зависимости от направления использования этих земель:

¨ земельные участки, используемые в сельскохозяйственных целях, подлежат налогообложению при наличии кадастровой оценки земельного участка по ставкам, предусмотренным для земель сельскохозяйственного назначения, а при отсутствии кадастровой оценки земельного участка - по ставкам, предусмотренным для административных районов республики;

¨ земельные участки, занятые зданиями, сооружениями промышленного назначения органов лесного хозяйства, подлежат

налогообложению по ставкам, предусмотренным для налогообложения земель, расположенных в границах населенных пунктов или в порядке и на условиях налогообложения земель промышленности, расположенных за пределами населенных пунктов.

При исчислении организациями, ведущими лесное хозяйство, платы за землю из площади, облагаемой земельным налогом, исключаются площади служебных земельных наделов, предоставленных отдельным категориям граждан по решению районных исполнительных и распорядительных органов.

Подлежат обложению земельным налогом земельные участки, входящие в состав земель водного фонда и предоставленные для сельскохозяйственных целей и другой хозяйственной деятельности, налог определяется при наличии кадастровой оценки земельного участка по ставкам.

За арендуемые земельные участки плата взимается в размере, определяемом договором. При этом базовые ставки ежегодной арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, определяются местными исполнительными и распорядительными органами исходя из кадастровой стоимости этих участков с применением коэффициентов, установленных Президентом Республики Беларусь в зависимости от целевого назначения земельных участков.

При заключении договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, местные исполнительные и распорядительные органы имеют право повышать (понижать) базовые ставки ежегодной арендной платы за данные земельные участки, но не более чем в два раза, в зависимости от срока аренды, размеров земельных участков, стоимости улучшений, произведенных арендаторами этих участков и (или) предусмотренных названными договорами, наличия ограничений (обременении) в использовании указанных участков, социальной значимости деятельности арендаторов для административно-территориальных и территориальных единиц, сезонности, времени (дневное, ночное) и вида осуществляемой арендаторами деятельности, источников ее финансирования.

Основаниями для исчисления земельного налога и арендной платы за землю являются государственный акт на земельный участок, удостоверение на право временного пользования земельным участком, свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, договор аренды земельного участка, решение соответствующего исполнительного и распорядительного органа о предоставлении земельного участка или сведения о наличии и качественном состоянии земель, представляемые ежегодно налоговым органам соответствующими землеустроительными и геодезическими службами. Отсутствие у юридических и (или) физических лиц указанных документов не может являться основанием для непризнания этих юридических и (или) физических лиц плательщиками земельного налога в отношении земельных участков, которыми они фактически пользуются либо распоряжаются.

Учет плательщиков и земельных участков, а также исчисление земельного налога физическим лицам производится инспекциями Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь совместно с органами Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь по состоянию на 1 января каждого года.

При предоставлении (передаче в частную собственность) земельных участков физическим лицам сельские (поселковые), городские (городов областного подчинения и города Минска), районные исполнительные и распорядительные органы в 10-дневный срок информируют инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь о принятых решениях.

Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка. Налоговое сообщение с указанием подлежащего уплате размера земельного налога ежегодно вручается инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь физическим лицам - до 1 июня. В случае вручения налогового сообщения по истечении установленного настоящей статьей срока уплаты налог уплачивается физическими лицами не позднее 30 дней со дня вручения им налогового сообщения.

Юридические лица исчисляют земельный налог самостоятельно и представляют в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) о сумме налога на текущий год ежегодно не позднее 20 февраля текущего года, а по вновь отведенным земельным участкам - в течение 1 месяца со дня их предоставления. Налоговые декларации (расчеты) о сумме земельного налога представляются в налоговые органы по месту постановки на учет и по месту расположения земельных участков (при наличии таковых за пределами административно-территориальной единицы, на территории которой организация состоит на учете).

С налоговой декларацией (расчетом) о сумме земельного налога на текущий год жилищно-строительные и гаражно-строительные (гаражные) кооперативы, садоводческие и садово-огороднические товарищества (кооперативы), организации, имеющие в собственности, владении либо пользовании объекты жилищного фонда, в том числе жилищные кооперативы, жилищно-эксплуатационные, коммунальные предприятия (объединения, организации), молодежные жилищные комплексы, коллективы индивидуальных застройщиков, товарищества собственников, представляют в инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь сведения о гражданах, имеющих право на льготы по плате за землю.

Суммы земельного налога или арендной платы, уплаченные за земельные участки, занятые жилыми домами, возмещаются плательщикам нанимателями или собственниками жилых помещений в указанных жилых домах, за исключением граждан, имеющих право на льготы.

Суммы земельного налога, уплаченные гаражными и гаражно-строительными кооперативами за земельные участки, предоставленные для строительства и эксплуатации гаражей, возмещаются плательщикам членами указанных кооперативов, являющимися пользователями или собственниками гаражей.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно по каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения.

Земельный налог уплачивается землепользователями, землевладельцами и собственниками земли: юридическими лицами - в течение года ежемесячно равными частями не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным, за земли сельскохозяйственного назначения - не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября, а физическими лицами - не позднее 15 ноября.

Земельный налог уплачивается в бюджеты административно-территориальных единиц, в административных границах которых находится земельный участок. Подлежащая уплате сумма земельного налога уменьшается на сумму налога, исчисленную пропорционально удельному весу объема фактически выполненных работ по строительству жилья в объеме фактически выполненных работ по строительству без учета налога на добавленную стоимость. Инвесторы-застройщики, являющиеся плательщиками земельного налога, не уплачивают земельный налог за земельные участки, предоставленные для строительства жилого дома, в период его строительства.

При прекращении права владения (пользования) или права собственности земельный налог уплачивается за фактический период пользования земельным участком. В случае добровольного отказа от земельного участка, предоставленного для выращивания сельскохозяйственной продукции, в период после 1 мая землевладелец или землепользователь уплачивает налог за весь год.

При возникновении в течение года права на льготу по плате за землю льгота предоставляется с месяца, в котором возникло право на льготу, а при утрате в течение года права на льготу по плате за землю исчисление и уплата платы за землю производятся начиная с месяца, следующего за месяцем утраты этого права.

Садоводческие и садово-огороднические товарищества (кооперативы) обязаны ежегодно не позднее 1 мая представлять в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о размерах земельных участков, предоставленных их членам в частную собственность либо пожизненное наследуемое владение.

При предоставлении юридическим или физическим лицам -нерезидентам Республики Беларусь земельных участков в случае приобретения недвижимого имущества либо под строительство зданий и сооружений уполномоченные органы, оформляющие разрешение на приобретение такими лицами земельных участков, в 5-дневный срок со дня оформления разрешения направляют соответствующую информацию с копией данного разрешения в налоговые органы по месту расположения земельного участка.

В течение 15 дней со дня оформления разрешения на приобретение земельного участка юридическое или физическое лицо -нерезидент Республики Беларусь обязано представить в налоговые органы по месту нахождения земельного участка выписку из торгового реестра страны регистрации, легализированную или заверенную в установленном порядке, с переводом на белорусский или русский язык, документы о совершении сдел-

ки, доверенность на физическое лицо, представляющее юридическое лицо нерезидента Республики Беларусь, а также договор поручения с юридическим или физическим лицом - резидентом Республики Беларусь, на которое нерезидент Республики Беларусь - собственник имущества и земельного участка возложил обязанность представлять его интересы в налоговых органах, уплачивать налоги и представлять расчеты.

Представление расчетов и уплата земельного налога юридическими и физическими лицами - нерезидентами Республики Беларусь производятся в установленном законодательством порядке.

Юридические лица, имеющие право на льготы по земельному налогу, в случае сдачи в аренду, иное возмездное пользование либо безвозмездное пользование зданий (помещений) и сооружений, кроме их сдачи в аренду, иное возмездное пользование либо безвозмездное пользование организациям, финансируемым из бюджета (бюджетным организациям), уплачивают земельный налог исходя из площади, переданной в аренду, иное возмездное пользование либо безвозмездное пользование.

Суммы земельного налога, причитающиеся к уплате в бюджет за участок, рассчитываются пропорционально площадям занимаемых арендаторами зданий (помещений) и сооружений. Земельный налог исчисляется и уплачивается за период начиная с месяца сдачи в аренду зданий (помещений) и сооружений, включая месяц, в котором истекает срок аренды. Налоговые декларации (расчеты) о сумме земельного налога представляются в инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. По сдаваемым в аренду зданиям (помещениям) и сооружениям после 20 февраля налоговые декларации (расчеты) о сумме земельного налога представляются в инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в течение месяца со дня сдачи их в аренду.

Организации, финансируемые из бюджета (бюджетные организации), не производят уплату земельного налога в случае сдачи в аренду, иное возмездное пользование либо безвозмездное пользование зданий (помещений) и сооружений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации питания детей, учащихся и студентов в учреждениях образования. Учреждения образования, финансируемые из бюджета, не производят уплату земельного налога в случае сдачи в аренду, иное возмездное пользование либо безвозмездное пользование зданий (помещений) и сооружений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации обучения детей и подростков в кружках, секциях и студиях, музыкальных школах и специализированных учебно-спортивных учреждениях.

С землевладельцев (землепользователей) и собственников земельных участков, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование). Сумма земельного налога, причитающаяся к уплате в бюджет за участок, рассчитывается пропорционально площади, переданной в аренду (пользование). Земельный налог исчисляется и уплачивается за период начиная с месяца передачи земельных участков в аренду (пользование), включая месяц, в котором истекает срок аренды (пользования).

Налоговые декларации (расчеты) о сумме земельного налога представляются в инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. По сдаваемым в аренду (пользование) земельным участкам после 20 февраля налоговые декларации (расчеты) о сумме земельного налога представляются в инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в течение месяца со дня их передачи в аренду (пользование).

Уплата физическими лицами земельного налога за земельные участки, предоставленные для ведения коллективного садоводства, производится путем внесения сумм налога садоводческим и садово-огородническим товариществам (кооперативам), которые осуществляют прием налога и его перечисление на счет соответствующего бюджета.

Арендная плата уплачивается в сроки, определяемые в договоре аренды. Такие сроки должны быть установлены начиная с месяца, следующего за месяцем, с которого земельный участок предоставлен в аренду согласно заключенному договору аренды.

Юридические лица становятся плательщиками земельного налога с месяца, следующего за месяцем возникновения у них права владения, пользования землей или право собственности на землю.

При прекращении права владения, пользования землей или права собственности на землю налог уплачивается за фактический период пользования земельным участком. В случае добровольного отказа юридического лица от земельного участка, предоставленного для выращивания сельскохозяйственной продукции, в период после 1 мая землевладелец или землепользователь уплачивают налог за весь год.

При возникновении в течение года у плательщиков земельного налога права на льготу, это право реализуется начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу. При утрате в течение года права на льготу земельный налог начинает уплачиваться с месяца, следующего за месяцем утраты этого права.

Если земельный участок находится в общей собственности нескольких юридических лиц, то земельный налог уплачивается каждым из этих собственников соразмерно их доле в землевладении.

Юридические лица, освобожденные от уплаты земельного налога, в случае сдачи в аренду земли или недвижимости, расположенной на льготируемых земельных участках, уплачивают земельный налог пропорционально площади земли или недвижимости, переданных в аренду.

За неуплату земельного налога в течение двух лет подряд, а также за невнесение арендной платы в сроки, установленные договором аренды, право владения и пользования землей прекращается в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле.

Юридические лица исчисляют налог на землю самостоятельно в целом за год и представляют расчет в налоговые органы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: