Правовое положение иностранных юридических лиц в России

1. Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ опре­деляется как правилами нашего законодательства, так и положениями международных договоров РФ с другими государствами.

Основные положения о применении права к юридическим лицам содержатся в п. 1 ст. 1202 Гражданского кодекса:

«1. Личным законом юридического лица считается право стра­ны, где учреждено юридическое лицо».

Таким образом, современное российское гражданское законода­тельство исходит при определении «национальности» юридического лица из критерия инкорпорации. Этот принцип применялся и в преж­нем законодательстве. Из этого следует, что, для того чтобы устано­вить, является ли то или иное образование юридическим лицом, необ­ходимо выяснить, какую государственную принадлежность оно имеет.

Согласно ст. 1203 ГК личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считает­ся право страны, где эта организация учреждена. Например, если лич­ным законом полного товарищества будет английский закон, тогда такое товарищество не признается юридическим лицом. В случае же, когда установлено, что личным законом является французский закон, аналогичное образование будет рассматриваться как юридическое лицо.

Федеральный закон об иностранных инвестициях 1999 г. относит к иностранным инвесторам также иностранную организацию, не яв­ляющуюся юридическим лицом, гражданская правоспособность кото­рой определена в соответствии с законодательством государства, в ко­тором она учреждена.

Во многих двусторонних международных соглашениях, заключен­ных СССР, а затем Россией с иностранными государствами о взаим­ном поощрении и взаимной защите капиталовложений, применяется тот же критерий инкорпорации, в некоторых соглашениях (например, с Грецией, Аргентиной и Японией) действуют одновременно два кри­терия — инкорпорации и местонахождения, в соглашении с ФРГ и Италией использован только критерий местонахождения. Принцип «контроля» применен в некоторых соглашениях Российской Федера­ции (с Филиппинами, Кувейтом, Швейцарией, Бельгией и Люксем­бургом). Так, по договору с Филиппинами он установлен примени­тельно к компаниям, созданным не в рамках законов Филиппин, но реально контролируемых гражданами или компаниями, созданными в соответствии с законами Филиппин, однако в отношении РФ этот принцип в договоре не применен.

В литературе отмечалось, что в нашем законодательстве не решен вопрос о том, могут ли рассматриваться в качестве иностранных ин­весторов предприятия и компании, зарегистрированные в качестве юридических лиц России, капитал которых принадлежит иностран­ным лицам. Закон об иностранных инвестициях 1999 г. не относит их к категории иностранных инвесторов, но в то же время в отношении реинвестирования распространяет на них в полном объеме правовую защиту, гарантии и льготы, установленные этим Законом для ино­странных инвесторов (п. 5 ст. 4).

Из принципа инкорпорации исходит и закон о внешнеторговой деятельности 1995 г., поскольку он относит к иностранным лицам юридические лица и организации в иной правовой форме, граждан­ская правоспособность которых определяется по праву иностранно­го государства, в котором они учреждены. Таков общий подход рос­сийского законодательства. Однако в некоторых специальных облас­тях (в налоговом, валютном, банковском законодательстве), а также в соответствующих международных соглашениях в качестве основ­ного критерия применяется критерий местонахождения юридичес­кого лица, в соответствии с которым определяются «резиденты» и «нерезиденты» (о применении этого критерия для определения права, подлежащего применению к внешнеторговым сделкам, см. в

гл. 9).

Таким образом, личным законом созданных в России юридичес­ких лиц с иностранным участием является российский закон, незави­симо от размера доли участия в них иностранного капитала. Однако в тех случаях, когда необходимо защитить прежде всего интересы оте­чественной экономики, отечественного производителя и ввести опре­деленные ограничения в отношении иностранных юридических лиц, к ним приравниваются российские юридические лица, доля иностран­ного капитала в которых превышает 50%. Такой подход определения действительной экономической принадлежности того или иного юри­дического лица был проявлен прежде всего в земельном законодатель­стве, в законодательстве о банках, страховой деятельности, а также в некоторых других областях.

2. Следует обратить внимание на то, что в части третьей ГК содер­жится перечень вопросов, которые должны определяться на основе личного закона юридического лица.

Согласно п. 2 ст. 1202 на основе личного закона юридического лица определяются, в частности:

§ 3. Правовое положение иностранных юридических липа в России

«1) статус организации в качестве юридического лица;

2) организационно-правовая форма юридического лица;

3) требования к наименованию юридического лица;

4) вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридичес­кого лица, в том числе вопросы правопреемства;

5) содержание правоспособности юридического лица;

6) порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

7) внутренние отношения, в том числе отношения юридическо­го лица с его участниками;

8) способность юридического лица отвечать по своим обяза­тельствам».

В комментариях А. С. Комарова к этому пункту ст. 1202 отмеча­лось, что и в отношении ряда других вопросов, не упомянутых в при­веденном выше пункте, они должны решаться на основе применения личного закона юридического лица, поскольку их связь с правосубъ­ектностью юридического лица очевидна (например, в отношении места, которое считается местом нахождения юридического лица, воз­можности для юридического лица иметь филиалы и представительст­ва с определенным правовым статусом вне места своего нахождения).

Все приведенные в перечне вопросы имеют существенное практи­ческое значение. В качестве примера остановимся только на вопросах создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, а также на вопросах правопреемства (п. 4 приведенного перечня). Без учета требований, предъявляемых российским законодательством к учреж­дению юридического лица, иностранный участник не сможет создать или участвовать в создании такого юридического лица в России, точно так же российский предприниматель должен знать, что будет в случае рассмотрения в российском суде (третейском суде) спора, свя­занного с ликвидацией или правопреемством такого юридического лица, им созданного за рубежом, в котором он участвует. Как и боль­шинство других коллизионных норм третьей части ГК, рассматриваемое положение носит двусторонний характер. Это значит, что в качестве личного закона созданных в России юридических лиц с иностранным участием независимо от объема этого участия, т.е. доли участия в них иностранного капитала, должно признаваться российское право (иными словами, эти юридические лица будут признаваться в качест­ве российских юридических лиц). Точно так же компании, созданные и зарегистрированные на Бермудах и на Кипре или о. Мен российски­ми лицами с полностью или частично российским капиталом, должны нризнаваться в качестве юридического лица соответствующего госу-дарства или территории. К внутренним отношениям, о которых гово­рится в иодп. 7 приведенного перечня п. 2 ст. 1202, наряду с указанны­ми следует отнести вопросы формирования уставного складочного ка­питала, принятия решений органами юридичского лица и др.

На вопросах о полномочиях органа юридического лица и его пред­ставителей необходимо остановиться особо. Как уже отмечалось выше, содержание правоспособности юридического лица определяет­ся его личным законом. Поэтому с учетом законодательства страны «национальности» иностранного юридического лица должен опреде­ляться объем полномочий на совершение сделки органов юридическо­го лица или лиц, совершающих сделки по доверенности, выданной органом юридического лица (подробнее см. гл. 9).

Однако, согласно п. 3 ст. 1202 ГК РФ, «юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или предста­вителя на совершение сделки, не известное праву страны, в которой орган или представитель юридического лица совершил сделку, за ис­ключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона о сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении».

Согласно Минской конвенции 1993 г., правоспособность юриди­ческого лица определяется законодательством государства, по зако­нам которого оно было учреждено.

В международных договорах предусматривается взаимное предо­ставление определенного режима юридическим лицам договариваю­щихся государств. В этих целях в договорах содержатся и критерии определения «национальности» юридических лиц. Однако во взаимо­отношениях РФ с другими странами определение «национальности» юридического лица не имеет того значения, которое оно имеет во вза­имоотношениях других государств. Это объясняется тем, что под юри­дическими лицами всегда подразумеваются юридические лица, учрежденные по нашим законам и имеющие место пребывания на тер­ритории РФ. Участие иностранного капитала в совместных предпри­ятиях, учрежденных в РФ, не меняет дела, поскольку все они являют­ся юридическими лицами права России.

Вопрос об определении национальности иностранных юридичес­ких лиц возникает главным образом при признании их правосубъект­ности, что является необходимой предпосылкой для заключения с

ними сделок.

Итак, в торговых договорах с иностранными государствами, во-первых, определяется, к какому государству относится соответствую­щее юридическое лицо, поскольку там устанавливается принцип оп­ределения национальности юридических лиц; во-вторых, предусмат­ривается взаимное признание правосубъектности этих юридических

§ 3. Правовое положение иностранных юридических лица в Росс

лиц; и наконец, в-третьих, содержатся правила о режиме юридических лиц, о режиме наибольшего благоприятствования или национальном режиме. По торговым договорам иностранным юридическим лицам обычно предоставляется режим наибольшего благоприятствования. Что же касается национального режима, то он предоставляется в опре­деленных сферах (право на судебную защиту, в области торгового мо­реплавания). Если торговым договором предусматривается режим наибольшего благоприятствования, то это значит, что ко всем ино­странным юридическим лицам должны применяться одинаковые по­ложения. Никакой дискриминации в отношении иностранного юри­дического лица какого-либо государства, с которым заключен договор на основе принципа наибольшего благоприятствования, не допуска­ется.

В отношении экономической деятельности путем создания дочер­них компаний и филиалов в странах ЕС или соответственно в России Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. предусматривает при соблюдении законодательства и иных нормативных актов «режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый любой третьей стране».

3. Согласно ст. 2 ГК РФ, иностранные юридические лица урав­ниваются в отношении их прав и обязанностей с российскими юри­дическими лицами. Правила, установленные гражданским законода­тельством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным за­коном.

4. Иностранные юридические лица могут осуществлять на терри­тории России следующую хозяйственную деятельность при условии соблюдения ими правил ведения такой деятельности, установленных внутренним российским законодательством:

• заключать внешнеэкономические сделки без каких-либо специ­альных разрешений (имеются в виду сделки купли-продажи товаров, бартерные сделки, лизинговые операции, строительный подряд и др.). При этом не требуется, чтобы иностранное юридическое лицо было зарегистрировано в реестре юридических лиц, состояло на учете в на­логовых органах, если оно не осуществляет свою деятельность в РФ через постоянное представительство;

• арендовать земельные участки, здания и помещения для офи­сов, осуществлять производственную деятельность, а также приобре­тать право собственности на недвижимое имущество (с учетом уста­новленных ограничений);

• совершать связанные со сделками расчеты, кредитно-финансо­вые, транспортные и иные операции (в частности, в области рекламы товаров и услуг в соответствии с Федеральным законом «О рекламе»

1999 г.);

• быть учредителями и участниками создаваемых в России об­ществ и товариществ;

• создавать полностью принадлежащие им предприятия, хозяйст­венные общества и товарищества или же совместно с российскими лицами в организационно-правовых формах, предусмотренных рос­сийским законодательством (в частности, в форме акционерных об­ществ и обществ с ограниченной ответственностью);

• заключать инвестиционные соглашения, концессионные согла­шения, соглашения о разделе продукции и в иных формах участвовать в разработке недр и природных ресурсов (федеральные законы: «О не­драх» 1995 г., «О континентальном шельфе Российской Федерации» 1995 г., «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г.);

• учреждать на территории России свои представительства, фи­лиалы;

• принимать участие в приватизации государственных и муници­пальных предприятий;

• регистрировать товарные знаки и наименования мест проис­хождения (на началах взаимности);

• быть учредителями и участниками некоммерческих и благотво­рительных организаций.

Основные ограничения прав иностранных юридических лиц, уста­новленные федеральным законодательством, касаются возможности ограничения права собственности на землю и невозможности иметь такое право на сельскохозяйственные земельные участки (о положе­ниях Земельного кодекса 2001 г. и Закона об обороте земель сельско­хозяйственного назначения 2002 г. см. в гл. 7), а также ограничения в сфере страхования и банковской деятельности, телевидения (см.

гл. 7, 8).

Необходимо обратить внимание на то, что в строго определенных случаях ограничения и изъятия подлежат применению не только к иностранным юридическим лицам, но и к российским юридическим лицам с иностранным участием, иными словами, во внутреннем зако­нодательстве был применен принцип контроля, о котором говорилось выше. Приведем примеры. Согласно п. 2 ст. 2 и ст. 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», права собственности на земельные участки из числа этих земель не могут иметь не только иностранные юридические лица, но и российские юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства или иностранных юридических лиц со­ставляет более 50%. О российских юридических лицах с долей учас-

тия в них иностранного капитала Земельный кодекс РФ не упоми­нает.

5. Основными законодательными актами, регулирующими поло­жение предприятий с иностранными инвестициями в России, являют­ся ГК РФ, Закон об иностранных инвестициях в Российской Федера­ции 1999 г., а также акты о приватизации. Как отмечалось выше, согласно российскому законодательству, под предприятиями с ино­странными инвестициями понимаются предприятия с долевым учас­тием иностранных инвесторов (совместные предприятия — СП) и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам. Кроме того, на территории России могут создаваться филиалы ино­странных юридических лиц.

Юридические лица подразделяются в России на коммерческие и некоммерческие организации, исходя из цели их основной деятельнос­ти. В ГК РФ дается исчерпывающий перечень форм коммерческих ор­ганизаций. Это хозяйственные общества и товарищества. Кодекс четко разделил товарищества как объединения лиц, требующие непо­средственного участия учредителей в их деятельности, и общества как объединения капиталов, не требующие такого участия, но предпола­гающие наличие специальных органов управления.

В ГК подробно определен статус хозяйственных товариществ, а для обществ установлены лишь общие правила, детализация которых осуществляется в специальных законах. В Российской Федерации действует Федеральный закон об акционерных обществах от 26 декаб­ря 1995 г. и Федеральный закон об обществах с ограниченной ответст­венностью от 9 февраля 1998 г.

Хозяйственные общества, согласно ст. 66 ГК РФ, могут создавать­ся в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. Акционерные общества, в свою очередь, подразделяются на открытые и закрытые. Акционерное об­щество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым, а обще­ство, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, — закрытым.

Обществом с ограниченной ответственностью признается учреж­денное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документа­ми размеров. Участники такого общества не отвечают по его обяза­тельствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общест­ва, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (ст. 87 ГК).

Иностранные инвесторы при создании предприятий с иностран­ными инвестициями обычно используют форму закрытого акционер-ного общества или общества с ограниченной ответственностью, хотя в ходе проводившейся в 1992 — 1993 гг. приватизации иностранные фирмы приобретали акции и вновь образованных акционерных об­ществ.

Поскольку основными иностранными инвесторами, выступающими в качестве учредителей соответствующих предприятий на территории. России, являются иностранные юридические лица, приведем приме­няемое в Законе 1999 г. понятие «иностранный инвестор», используе­мое для целей этого Закона. Согласно ст. 2 Закона 1999 г. иностран­ный инвестор — это:

• иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государст­ва, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с зако­нодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

• иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

• иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дее­способность которого определяются в соответствии с законодательст­вом государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

• лицо без гражданства, которое постоянно проживает за предела­ми Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспо­собность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в со­ответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

• международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять ин­вестиции на территории Российской Федерации;

• иностранные государства в соответствии с порядком, определя­емым федеральными законами.

В отличие от ранее действовавшего законодательства СССР, предусматривавшего явно выраженный разрешительный порядок со­здания предприятий с иностранными инвестициями,^ России был ус­тановлен в целом явочно-нормативный порядок, при котором реше­ние о создании предприятия принимают сами учредители, являющие­ся собственниками денежных и имущественных средств, вносимых в

уставный капитал создаваемого предприятия. При таком порядке от учредителей требуется только соблюдение положений нормативных актов, регулирующих создание предприятий с иностранными инвес­тициями, включая государственную регистрацию.

Однако из явочно-нормативного порядка учреждения предпри­ятий с иностранными инвестициями было сделано несколько исклю­чений. В отношении участия иностранных инвесторов в приватизации предприятий и объектов торговли, общественного питания, авто­транспорта, а также мелких предприятий промышленности и стро­ительства предприятий с иностранными инвестициями такое участие допускалось только на условиях инвестиционных коммерческих кон­курсов.

Приведем пример из практики. Судебная коллегия по гражданским делам Вер­ховного Суда РФ рассмотрела в кассационном порядке дело но иску трудового коллектива кафе «Юность» и прокурора Мурманской области о признании недей­ствительными результатов конкурса приватизации этого кафе и договора купли-продажи, заключенного Фондом имущества г. Мурманска с участвовавшим в этом конкурсе гражданином Норвегии Б. Решением, принятым судебной коллегией по делу, предъявленный иск был удовлетворен, итоги конкурса приватизации кафе «Юность» и договор купли-продажи, заключенный с участвовавшим в нем ино­странным инвестором,признаны недействительными, поскольку приватизация иностранными инвесторами предприятий общественного питания допускалась только по решению местных органов власти. Такого решения в отношении прива­тизации гражданином Норвегии Б. конкретного объекта — кафе «Юность» принято не было.

В Российской Федерации были установлены также ограничения для участия в конкурсах иностранных инвесторов в отдельных отрас­лях хозяйства. Так, было предусмотрено, что при участии в конкурсах должна сообщаться информация в федеральные органы безопасности, которые вправе предоставить заключение о запрете приобретения предприятия определенным иностранным инвестором.

6. Действующее в России законодательство не устанавливает для российских и иностранных участников предприятия с иностранными инвестициями какого-либо обязательного соотношения долей. Этот вопрос решается соглашением сторон (учредительным договором). Иные правила по данному вопросу установлены в отношении со­вместных страховых организаций.

В отношении этих организаций в 1992 г. было установлено, что доля участия иностранных инвесторов в уставном капитале страховой организации в совокупности не должна превышать 49%.

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью со­ставляется из стоимости вкладов его участников, а акционерного об­щества — из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Допускается увеличение уставного капитала акционер­ного общества. Эти и другие положения законов РФ об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью полностью применяются и в отношении обществ с участием иностранных лиц.

Вклады в иностранной валюте и имущество, оцененное в ино­странной валюте, подлежат пересчету в рубли в соответствии с тем курсом, который действует для операций такого рода. При форми­ровании уставного капитала путем внесения денежных средств, имущества, имущественных и неимущественных прав на практике стали делаться специальные перечни вкладов российских и ино­странных участников в виде отдельных приложений к учредитель­ному договору-. Каждый перечень должен содержать наименование вклада, его описание, согласованную оценку вклада и срок его

взноса.

В качестве вклада могут вноситься: собственность, а также другие имущественные права (например, право пользования, право залога и т.д.); права на долевое участие и другие формы участия в хозяйст­венных предприятиях и организациях; права требования по денеж­ным средствам, вложенным для создания экономических ценностей, или услугам, имеющим экономическую ценность; авторские права, права промышленной собственности, такие, как права на изобретения, включая права, вытекающие из патентов, товарные знаки, промыш­ленные образцы, полезные модели, фирменные наименования, а также на технологию и ноу-хау; права на экономическую деятельность, включая права на разработку, добычу или эксплуатацию природных

ресурсов.

Иностранные юридические лица могут открывать на территории Российской Федерации для ведения внешнеторговой и иной деятель­ности представительства от имени этих юридических лиц (ст. 2, 10, 30 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятель­ности 1995 г.). Свои представительства в России могут открывать иностранные банки, авиационные предприятия и др. Согласно уста­новленному порядку, иностранные юридические лица могут откры­вать на территории России свои представительства только с разреше­ния, выдаваемого специально уполномоченным на то аккредитующим

органом.

Иностранная фирма или организация, заинтересованная в откры­тии представительства, подает в соответствующий аккредитующий орган письменное заявление, в котором оговаривается цель открытия представительства, дается описание деятельности фирмы, ее планов и перспектив сотрудничества с российскими партнерами. К заявлению прилагаются официальные документы, в числе которых можно на-

§ 3. Правовое положение иностранных юридических лица в России

звать: устав иностранного юридического лица, открывающего пред­ставительство; выписку из торгового реестра и банковскую справку о платежеспособности иностранной фирмы; положение о представи­тельстве и решение компетентного органа управления иностранного предприятия о его открытии. Разрешение на открытие обычно выдает­ся на срок от одного года до трех лет и может быть продлено по просьбе соответствующего иностранного юридического лица.

Филиал иностранного юридического лица создается в целях осу­ществления на территории Российской Федерации той деятельности, которую осуществляет за пределами Российской Федерации головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица. Государственный контроль за созданием, дея­тельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством аккредитации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Филиал иностранного юри­дического лица, созданный на территории РФ, выполняет часть функ­ций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица (головной организа­ции) при условии, что цели создания и деятельность головной органи­зации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Россий­ской Федерации обязательствам.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями, со­зданная на территории РФ, в которой иностранный инвестор владеет не менее чем 10% доли в уставном капитале указанной организации, при осуществлении им реинвестирования пользуются в полном объе­ме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными Зако­ном 1999 г.

Российская коммерческая организация получает статус коммер­ческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора.

Она утрачивает этот статус со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии нескольких иностранных ин­весторов в составе ее участников — в случае выхода всех иностранных инвесторов). С этого дня указанная коммерческая организация и ино­странный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные Законом 1999 г.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистра­ции в органах юстиции в течение одного месяца со дня представления в соответствующий орган: устава коммерческой организации с иностранными инвестициями и учредительного договора (в случаях, предусмотренных гражданским законодательством) и иных докумен­тов.

Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, нрав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Отказ в государственной регистрации может быть обжа­лован иностранным инвестором в судебном порядке.

Функции по регистрации предприятий с иностранным участием на территории Российской Федерации возложены на Государствен­ную регистрационную палату при Министерстве юстиции РФ. Эта же палата осуществляет аккредитацию представительства иностранных компаний на территории РФ.

Порядок регистрации содержится в Уставе Государственной реги­страционной палаты, утвержденном приказом министра юстиции РФ от 29 декабря 1998 г.

Важную роль в решении существенных вопросов как учреждения предприятий, так и их деятельности призваны сыграть договоры о со­здании предприятий, заключаемые их участниками, и уставы пред­приятий.

Предприятия с иностранными инвестициями (СП) являются юридическими лицами по российскому законодательству. Они могут от своего имени заключать договоры, приобретать имущест­венные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде и третейском суде. Предпри­ятия имеют самостоятельный баланс и действуют на основе полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования. В принципе на них как на юридические лица российского права распространяются общие положения российского законодательства о юридических лицах. Но в отношении таких предприятий действу­ют и некоторые специальные положения, прямо установленные за­конодательством.

С учреждением предприятия с иностранными инвестициями в России рождается новое юридическое лицо, но независимо от того, находится ли в руках иностранного инвестора 100% капитала такого лица или только его часть, оно полностью подпадает под действие рос­сийского права. Это означает, что все правила, касающиеся лицензи­рования, применяются и к его деятельности (например, в секторе энергетики, здравоохранения, транспорта, строительства).

Из других юридических вопросов следует остановиться на во­просе о праве, подлежащем применению к взаимоотношениям


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: