Г.З. Акимова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Учебное пособие для студентов заочной формы обучения
с применением дистанционных технологий специальностей
060800 – Экономика и управление на предприятиях ПСМ,
060500 – Бухгалтерский учет и аудит, 060600 – Мировая экономика, 060400 – Финансы и кредит.
Белгород 2005
УДК 658 (075)
ББК 65.290-2
А39
Акимова Г.З.
А39 Стратегическое управление: Учеб. Пособие/ Г.З. Акимова. – Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова,2005.-
В учебном пособии изложены теория и практика стратегического управления. Рассмотрены основные понятия, элементы, виды стратегий организации. Вопросы стратегического управления рассмотрены в условиях усиливающейся конкуренции, необходимости повышения эффективности организационной деятельности и поиска наилучших рыночных позиций. При подготовке текста использованы достижения лучших зарубежных и отечественных авторов.
Учебное пособие предназначено для студентов заочной формы обучения с применением дистанционных технологий специальностей 060800 - Экономика и управление на предприятиях ПСМ, 060500 – Бухгалтерский учет и аудит, 060600 – Мировая экономика, 060400 – Финансы и кредит.
УДК 658 (075)
ББК 65.290-2
© Белгородский государственный
технологический университет
(БГТУ) им. В.Г. Шухова, 2005
Содержание
Введение ______________________________________________________6
1. Общая характеристика стратегического управления ____________8
1.1. Содержание стратегического управления _______________________8
1.2. Этапы стратегического управления _____________________________9
1.3. Сущность и структура стратегического управления ______________12
Тесты по разделу _______________________________________________17
Выводы по разделу _____________________________________________18
Вопросы для повторения раздела _________________________________18
2. Стратегический анализ проблем предприятия _ ________________19
2.1. Международные и отечественные изменения ___________________19
2.2. Методология анализа проблем ________________________________20
2.3. Классификация проблем _____________________________________20
2.4. Основные подходы к решению проблем ________________________25
Тесты по разделу _______________________________________________26
Выводы по разделу _____________________________________________27
Вопросы для повторения раздела _________________________________27
3. Классификационные аспекты стратегий предприятия __ ________28
3.1. Потребность в стратегии _____________________________________28
3.2. Типы стратегий ____________________________________________30
Тесты по разделу _______________________________________________42
Выводы по разделу _____________________________________________43
Вопросы для повторения раздела _________________________________45
4. Формирование стратегии __ __________________________________46
4.1. Подходы к формированию стратегий __________________________46
4.2. Инструменты стратегии _____________________________________52
4.3. Процесс формирования стратегии _____________________________53
4.4. Эвристические подходы к формированию стратегии _____________54
Тесты по разделу _______________________________________________54
Выводы по разделу _____________________________________________55
Вопросы для повторения раздела _________________________________56
5. Стратегические планы _______________________________________ 57
5.1. Стратегическое планирование и причины его появления __________57
5.2. Цикл стратегического планирования ___________________________59
5.3. Сущность, содержание и структура стратегического
плана организации __________________________________________61
Тесты по разделу _______________________________________________63
Выводы по разделу _____________________________________________64
Вопросы для повторения раздела _________________________________64
6. Анализ и диагностика внешнего окружения ___________________ _65
6.1. Анализ внешней среды ______________________________________65
6.2. СТЭП – анализ _____________________________________________66
6.3. SWOT – анализ _____________________________________________72
6.4. Методы реагирования на изменения внешней среды _____________76
Тесты по разделу ______________________________________________77
Выводы по разделу _____________________________________________78
Вопросы для повторения раздела _________________________________79
7. Стратегический анализ потенциала фирмы и ее стратегий __ ____80
7.1. Внутренняя среда и потенциал фирмы _________________________80
7.2. Стратегический анализ персонала _____________________________82
7.3. Анализ капитала фирмы _____________________________________84
7.4. Стратегический финансовый анализ ___________________________86
7.5. Анализ эффективности использования стратегических ресурсов ___86
7.6. Стратегический инвестиционный анализ _______________________87
7.7. Анализ прибыльности _______________________________________88
Тесты по разделу _______________________________________________89
Выводы по разделу _____________________________________________90
Вопросы для повторения раздела _________________________________90
8. Отраслевое позиционирование фирмы ________________________ 91
8.1. Понятие позиционирования __________________________________91
8.2. Отраслевой анализ __________________________________________94
8.3. Стратегии позиционирования _________________________________95
Тесты по разделу_______________________________________________99
Выводы по разделу ____________________________________________100
Вопросы для повторения раздела ________________________________100
9. Рыночная сегментация и стратегические хозяйственные зоны __ 101
9.1. Стратегические хозяйственные зоны (СХЗ) ____________________101
9.2. Оценка привлекательности стратегических хозяйственных зон ___102
9.3. Стратегические хозяйственные единицы и центры ______________105
Тесты по разделу ______________________________________________106
Выводы по разделу ____________________________________________107
Вопросы для повторения раздела ________________________________108






