Этапы стратегического управления

Почему же возникла необходимость в стратегическом управлении? К его появлению привело само развитие нашей цивилизации, основывающееся на последовательно сменяющих друг друга так называемых технологических способах производства.

Технологический способ производства представляет собой систему техники и методов ее использования. Он основывается на крупной технической идее, внедренной в практику. Сначала такая идея постепенно охватывает все сферы производственной деятельности общества, затем такой же период совершенствуется, до тех пор пока не будут исчерпаны все ее возможности. К этому времени созревает новая идея (группа идей), становящаяся основой нового технологического способа производства.

Смена способов производства резко активизирует социально-экономическую жизнь общества.

Первый технологический способ производства (доиндустриальный) связан с неолитической революцией, которую историки относят к периоду 10-12 тыс. лет назад. Он основывался на примитивных ручных орудиях, приводимых в движение природными силами (водой, ветром, мускульной энергией), и многие тысячелетия был основой вялотекущей хозяйственной жизни.

Изобретение Д. Уаттом парового двигателя послужило началом промышленной революции конца 18 – начала 19 века, которая привела к бурному развитию промышленности и транспорта, базирующихся на машинных технологиях. Они стали основой формирования нового технологического способа производства – индустриального.

Современная научно-техническая революция, которая зародилась в 1940-х г.г., но по-настоящему «набрала силы» в 1970-е г.г., положила начало новому способу производства – постиндустриальному, основывающемуся на принципиально новых технологиях (информационные технологии, биотехнологии и др.)

Появление приемов стратегического управления и их внедрение в практику работы фирм легче всего понять в историческом контексте.

В эпоху формирования гигантских корпораций до второй мировой войны специальных служб, занимающихся вопросами стратегического управления (стратегического планирования) в компаниях не создавалось. Высшие руководители корпораций регулярно обсуждали и намечали планы развития своего бизнеса, однако, формальное планирование, связанное с расчетами соответствующих показателей, ведением форм финансовой отчетности и т.д., ограничивалось лишь составлением ежегодных финансовых смет - бюджетов по статьям расходов на разные цели.

В послевоенные годы управление фирмами практически каждое десятилетие претерпевало существенные изменения. Изменялись условия ведения бизнеса, и перед фирмами вставала задача по-новому решать вопросы достижения целей, по-новому подходить к поиску средств выживания в конкурентной борьбе. И каждый раз понятие стратегического управления приобретало особый смысл, часто диаметрально противоположный предыдущему.

В 1930-50-е годы наступила эпоха массового сбыта, когда предложение превысило спрос, и производителям пришлось искать способы воздействия на потребителей за счет расширения номенклатуры продукции, методов маркетинга и пр.

В 1950- начале 1960-х стратегичность управления проявляется в долгосрочном планировании производства продукции и освоения рынков. На предприятиях составлялись прогнозы продаж на несколько лет вперед. При этом в связи с медленным нарастанием характеристик изменчивости внешней среды долгосрочное планирование основывалось на экстраполяции сложившихся в прошлом тенденций развития фирмы. Главная задача менеджеров состояла в выявлении финансовых проблем, лимитирующих рост фирмы. (Достаточно ли собственных средств или надо привлекать заемные средства). Этот подход известен у нас как метод планирования от достигнутого. Он широко использовался в условиях централизованного управления советской экономикой. Главными ориентирами для предприятий являлись заданные сверху объемы производства а не объемы продаж, как в рыночной экономике.

В конце 60-х годов экономическая обстановка во многих промышленно развитых странах существенно изменилась. По мере нарастания кризисных явлений и усиления международной конкуренции прогнозы на основе экстраполяции стали все более расходиться с реальными цифрами. Оказалось, что долгосрочное планирование не работает в условиях динамично изменяющейся внешней среды и жесткой конкуренции.

В 70-е годы существенно изменился смысл стратегического выбора. Это уже не фиксация планов производства на долгосрочную перспективу, а выбор касающийся того, в каком бизнесе находиться, решение по поводу того, что делать с тем бизнесом, который был успешен, но может потерять свою привлекательность вследствие изменения потребительских приоритетов.

В 80-е годы динамизм внешней среды усложнил задачу своевременной адаптации к тем изменениям, которые происходят во всех сферах общественной жизни. Создание потенциала изменения, способность фирмы отвечать на вызов со стороны окружения стало центром стратегичности поведения фирмы.

К 1990-м годам большинство корпораций по всему миру начали переход от стратегического планирования к стратегическому управлению. Стратегическое управление определяется как комплекс не только стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, но и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней конъюнктуры, которое может повлечь за собой необходимость пересмотра целей и корректировку общего направления развития.

В настоящее время предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное - свои долгосрочные цели и стратегию их достижения.

И. Ансофф рекомендует рассматривать стратегическое управление как состоящее из двух взаимодополняемых подсистем: анализа и выбора стратегической позиции и оперативного управления в реальном масштабе времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: