Наиболее широкое применение для анализа макроокружения получил СТЭП анализ (англ. PEST), в котором все воздействия макросреды (по М.Х. Мескону) подразделяются на четыре категории:
- социокультурные воздействия (Society) – общественные, культурные и демографические;
- технологические воздействия (Technology) – продукты, процессы, информационные технологии, коммуникации и транспорт;
- экономические воздействия (Economy) – денежно-кредитная и финансовая политика, уровень доходов, курс национальной валюты;
- политические воздействия – правительственные, нормативно-правовые влияния.
Классификацию факторов внешней среды можно дополнять и детализировать в зависимости от конкретных условий функционирования рынка, отрасли, например Р.А. Фатхутдинов выделяет в дополнение к вышеперечисленным сферам изучения макросреды следующие воздействия:
- международные – определяют взаимоотношения по вопросам регулирования международной торговли;
- экологические – учитывают состояние экосистем при использовании социальной маркетинговой стратегии;
- природно-климатические – определяют близость ресурсных баз, размеры запасов полезных ископаемых.
Рассмотрим возможное влияние основных элементов косвенного окружения фирмы более подробно:
1. Социокультурные факторы.
Анализ социального окружения должен включает в себя, как правило, анализ:
- социальной культуры;
- демографии;
- социальной структуры.
Культура страны, в которой действует организация, имеет большое значение. Она включает такие понятия, как ценности, отношения и убеждения, которые определяют поступки и поведение людей (или, проще говоря, человеческую личность). В разных странах существуют значительные культурные различия, которые могут влиять на потребительские вкусы общества, приоритеты населения в определенных видах занятости, отношение людей к образованию и обучению, позицию общества в вопросах коррупции и этики, отношение к кредитам, понимание социальной роли компании и жизни общества и многие другие аспекты общественной жизни.
Демографические тенденции также важны. Демография - это общественная наука, которая занимается изучением размера и состава населения страны.
Количество населения в стране определяет объем человеческих ресурсов и потенциальную мощность ее рынков. Состав населения (в частности, его возрастные категории) является показателем, на основании которого определяются объемы отдельных сегментов рынка, а также данные о трудоспособном населении. Количество и состав населения постоянно изменяются, воздействуя на соотношение рыночных и отраслевых сил.
Социальная структура в значительной степени связана с демографией и соотносится со способами формирования социальных слоев населения. Существует несколько способов определения структурных формирований, например, формирование социодемографических структур по возрастным, половым, географическим признакам, по показателям плотности населения в различных районах страны и т. д. Социальная структура оказывает влияние на образ жизни людей, на сферу их увлечений и ожиданий, их отношение к работе, а также на спрос на отдельные виды товаров и услуг.
Среди наиболее значимых изменений, происходящих за последние годы в сфере социального окружения, отмечается повышенное внимание к природной среде обитания. Рост озабоченности в связи с загрязнением окружающей среды, а также с проблемой истощения природных ресурсов, не подлежащих восстановлению, заставил ряд компаний пересмотреть свои производственные технологии и состав производимой продукции. Аналогично изменения, происходящие в социальной среде (повышенная мобильность), образе жизни людей (увеличение доли досуга) и демографии (старение населения в развитых странах), в значительной степени повлияли на рыночную и отраслевую структуру.
2. Технологические факторы.
Анализ технологического окружения связан с изучением влияния изменений, происходящих в современных технологиях, на функционирование всех структур организации и окружения, включая:
- товары и услуги;
- производственные процессы;
- информацию и связь;
- транспорт и распределение;
- общество, политику и экономику.
Изменения, происходящие в области технологий, способствуют преобразованию продукции, потребляемой людьми и используемой компаниями, изменяют ее качество и функциональность. Так, благодаря разработке микропроцессора были созданы такие товары, как персональные компьютеры, автоматические стиральные машины, видеомагнитофоны с программным управлением.
Во многих отраслях промышленности производственные процессы претерпели существенные изменения, были внедрены системы автоматизированного проектирования работ и автоматизированные системы управления производством (САПР и АСУП). Это, в свою очередь, ускорило процессы научного проектирования, вызвало изменение производственных операций и способствовало повышению производительности труда.
Новые достижения в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), создание персонального компьютера, сетей связи, спутниковых, кабельных и цифровых каналов связи, включая Интернет, вместе с разработками компьютерных программ осуществили революцию в производстве, а также изменили стиль управления в организациях, занятых в самых различных областях бизнеса. Сегодня деятельность многих компаний координируется лучше и быстрее, исследования и научные разработки проводятся ускоренными темпами, что позволяет организациям быть более гибкими и быстрее реагировать на новые изменения.
Подобные изменения наблюдаются и в транспортных технологиях, которые коренным образом повлияли на облик общества и его культуру. Благодаря новейшим разработкам в автомобильном, железнодорожном, морском и воздушном видах транспорта стало возможным осуществлять перевозку сырья, оборудования и товаров по более низким тарифам и с высокой скоростью. Увеличилось количество грузовых перевозок, а также личных и деловых поездок.
Интересно, что благодаря технологическим изменениям у крупных компаний появилась возможность самим оказывать воздействие на внешнее окружение. В качестве примера следует привести компании IВМ (ее роль при разработке и создании персонального компьютера), Philips (ее влияние на разработку компактного диска), Microsoft (ее значение при создании операционных систем и программного обеспечения).
В заключение следует сказать, что отслеживание изменений в области технологий, влияющих на деятельность организаций, является важным элементом внешнего анализа. Компании должны проявлять гибкость и готовность к инновациям и внедрению новых технологий после их появления на рынке. От того, в какой степени и каким образом компания использует новейшие технологические достижения, зависит ее конкурентное преимущество.
3. Экономические воздействия.
Центральным моментом анализа экономического окружения является исследование изменений в макроэкономике и их воздействие на компанию и потребителей. Следует помнить: поскольку для экономической деятельности всех стран характерно (правда, в разной степени) вмешательство правительственных структур, многие политические факторы приобретают экономическое значение.
При укрупненном подходе процесс регулирования национальной экономики осуществляется с помощью двух политических инструментов - фискальной и кредитно-денежной политики. Эти два инструмента вместе с показателями деятельности международных рынков определяют тот экономический климат, в котором организация реализует свою конкурентную стратегию. Из совокупности этих факторов вытекает ряд других жизненно важных показателей, с которыми организация может столкнуться и которые могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние.
Фискальная политика - это регулирование национальной экономики посредством управления доходами и расходами государства. В течение каждого финансового года правительство пополняет бюджет за счет доходов (налогов), чтобы покрыть расходы, необходимые для проведения программ в области здравоохранения, образования и обороны. Таким образом, изменяя правую или левую часть баланса, правительство влияет на развитие экономики страны в целом.
Кредитно-денежная политика - это регулирование национальной экономики посредством изменения денежного спроса и предложения. Денежное предложение подразумевает совокупное количество денег, занятых в экономике, а «цена» денег – это та базовая ставка, которая определяет процентную ставку банков и других кредиторов.
В России вопросы фискальной политики находятся в ведении министерства финансов (канцлера казначейства), а кредитно-денежная политика страны является сферой компетенции Центрального Банка Российской федерации.
Фискальная и кредитно-денежная политика оказывает влияние на следующие экономические показатели:
- темпы экономического роста (показатель ежегодного роста всей экономики страны, обычно измеряемый объемом валового внутреннего продукта);
- уровень доходов в экономике;
- уровень производительности (т.е. объем выпуска на душу населения);
- уровень зарплаты и темпы ее роста;
- уровень инфляции (т.е. ежегодный рост цен);
- уровень безработицы;
- платежный баланс (соотношение международной конкурентоспособности экономики одной страны по сравнению с экономиками других стран);
- обменный курс (стоимость одной валюты относительно других валют).
Экономический рост, обменные курсы, уровень доходов, инфляция и безработица влияют на способность населения платить за товары и услуги и, следовательно, изменяют уровень и структуру спроса. Таким же образом уровень производительности, заработной платы, инфляции и обменные курсы влияют на стоимость производства и степень конкуренции. Все эти показатели должны быть в центре внимания организации, чтобы можно было сравнивать их с показателями конкурирующих экономик и предвидеть потенциальные изменения на международных рынках.
4. Политические, правительственные и нормативно-правовые факторы.
Политическая среда - это часть макроэкономического окружения, которая находится под непосредственным контролем и влиянием со стороны государства. Государство участвует в следующих областях:
- законодательное и нормативное регулирование. Оно разрабатывает законы о безработице, защите прав потребителей, мерах безопасности труда, контрактах и торговых отношениях, профсоюзах, монополиях, слияниях, налогах и т. д.;
- экономическая политика. Оно влияет на фискальную политику. Правительства, как правило, регулируют вопросы налогообложения и государственных расходов;
- государственная экономическая деятельность. Оно выступает в роли собственника или влияет на национализированные отрасли производства. Правительства некоторых стран контролируют ключевые стратегические отрасли, причем способы контроля могут иметь эффект «толчка», резонанса в других экономических районах страны;
- международная политика. Имеется в виду вмешательство правительства в область международной торговли, влияние на обменные курсы и т. д.
Цели, определяемые правительством в своей политике при контроле предпринимательской деятельности организаций, зависят в большей степени от политического уклона правящей партии. Однако все правительства стремятся к тому, чтобы в ключевых областях экономической деятельности осуществлять контроль, который включает:
- контроль над инфляционными процессами (чтобы следить за уровнем международной конкуренции);
- обеспечение экономического роста и роста инвестиций;
- контроль за уровнем безработицы;
- стабилизацию обменных курсов;
- контроль за платежным балансом;
- контроль за монополиями со стороны как компаний, так и профсоюзов;
- предоставление социально необходимых услуг (здравоохранение, образование, оборона страны и т. д.);
- контроль за загрязнением и защита окружающей среды;
- перераспределение доходов (в различной степени);
- защиту прав потребителей;
- регулирование условий труда;
- регулирование торговых отношений.
После обзора факторов, используемых при анализе СТЭП воздействий и обратимся к модели стратегического анализа. Данный анализ необходимо проводить в несколько этапов:
1) изучение и мониторинг макросреды с целью обнаружения фактических или потенциальных изменений в социальных, технологических, экономических и политических сферах;
2) оценка необходимости и значимости изменений для отрасли, рынков и организации;
3) детальный анализ каждого соответствующего изменения и характер их взаимоотношений;
4) оценка потенциальных воздействий изменений на рынок, отрасль и компанию.
Выполняя СТЭП - анализ как составную часть стратегического анализа, менеджеры компании (а также студенты, рассматривающие частные примеры), как правило, изучают влияние каждого фактора на:
- внутреннюю деятельность организации, т.е. влияние СТЭП - факторов на стержневые компетенции организации, ее стратегии, ресурсы и систему ценностей;
- рынки компании, т.е. влияние СТЭП - факторов на товарный рынок (объемы, структуру, сегменты, запросы покупателей и т. д.) и ресурсный рынок;
- отрасль, в которой функционирует компания, т.е. влияние СТЭП - факторов на пять факторов конкуренции по М. Портеру (покупательская способность, потенциальные возможности поставщиков, угроза вторжения, угроза со стороны товара-заменителя, конкурентное соперничество).