В практической деятельности используются различные методы реагирования на изменения факторов внешней среды. Наиболее распространенными среди них являются следующие подходы:
- «борьба с огнем», или реактивный стиль управления. Этот подход, предполагающий принятие управленческих мер после свершения изменений, по-прежнему распространен на многих российских предприятиях;
- расширение сфер деятельности, или диверсификация производства и капитала как средство возможного уменьшения коммерческого риска при изменении факторов внешней среды;
- совершенствование организационной структуры управления для повышения его гибкости. В этом случае предприятие может создавать центры прибыли, стратегические единицы бизнеса и другие гибкие структуры, ориентированные на достижение конечных результатов;
В любом случае предприятие должно организовать сбор стратегической информации о внешней среде, который чаще всего построен на неформальной и индивидуальной основе. Источниками такой информации могут быть специальные органы (торгово-промышленная палата, общество потребителей, государственные и муниципальные органы), поставщики и посредники, покупатели, обслуживающие организации (банки, рекламные, аудиторские фирмы). Важным источником информации о внешней среде являются сами специалисты и работники предприятия.
Анализ макросреды является, прежде всего, взглядом на будущие перспективы организации. Сложность и турбулентность окружающей среды затрудняет прогнозирование возможных проблем. Таким образом, в результате анализа менеджеры располагают информацией, необходимой для принятия стратегических решений. В связи со сложностью анализа окружающей среды его можно упростить, разбив на небольшие социальные, технологические, экономические и политические сферы. Далее эти сферы изучают с целью определения их потенциальных влияний на организацию и ее окружение. Процесс макроэкономического анализа должен быть непрерывным, чтобы все происходящие перемены были своевременно отражены в нем.
Тесты по разделу
1. Льгота по налогу на прибыль в части, уплачиваемой в региональный бюджет, является фактором:
а) косвенного воздействия;
б) прямого воздействия.
2. Данная характеристика внешней среды указывает на недостаток информации о ней:
а) подвижность;
б) неопределенность;
в) сложность.
3. К методам реагирования на изменения внешней среды не относится:
б) диверсификация производства;
в) совершенствование производимого продукта.
4. Для анализа макроэкономических факторов применяют:
а) SWOT - анализ;
б) PEST - анализ;
в) матрицу BCG.
5. Объектом проведения PEST – анализа не является:
а) стратегия конкурентов;
б) конъюнктура рынка отдельного товара;
в) все ответы верны.
6. Уровень цен на древесину для мебельной фабрики ассоциируется с изменениями в:
а) макросреде;
б) микросреде.
7. Повышение цен на нефть для производителей молочной продукции будет являться фактором:
а) прямого воздействия;
б) косвенного воздействия.
8. Фискальная политика- это
а) регулирование национальной экономики посредством управления доходами и расходами государства;
б) регулирование национальной экономики посредством изменения денежного спроса и предложения.
9. СТЭП – анализ нацелен на проведение
а) внутреннего анализа;
б) внешнего анализа;
в) внутреннего и внешнего анализа.
10. Анализ социального окружения включает анализ
а) производственных процессов;
б) кредитно-денежной политики;
в) демографических тенденций.