Методы реагирования на изменения внешней среды

В практической деятельности используются различные методы реагирования на изменения факторов внешней среды. Наиболее распространенными среди них являются следующие подходы:

- «борьба с огнем», или реактивный стиль управления. Этот подход, предполагающий принятие управленческих мер после свершения изменений, по-прежнему распространен на многих российских предприятиях;

- расширение сфер деятельности, или диверсификация производства и капитала как средство возможного уменьшения коммерческого риска при изменении факторов внешней среды;

- совершенствование организационной структуры управления для повышения его гибкости. В этом случае предприятие может создавать центры прибыли, стратегические единицы бизнеса и другие гибкие структуры, ориентированные на достижение конечных результатов;

- стратегическое управление.

В любом случае предприятие должно организовать сбор стратегической информации о внешней среде, который чаще всего построен на неформальной и индивидуальной основе. Источниками такой информации могут быть специальные органы (торгово-промышленная палата, общество потребителей, государственные и муниципальные органы), поставщики и посредники, покупатели, обслуживающие организации (банки, рекламные, аудиторские фирмы). Важным источником информации о внешней среде являются сами специалисты и работники предприятия.

Анализ макросреды является, прежде всего, взглядом на будущие перспективы организации. Сложность и турбулентность окружающей среды затрудняет прогнозирование возможных проблем. Таким образом, в результате анализа менеджеры располагают информацией, необходимой для принятия стратеги­ческих решений. В связи со сложностью анализа окружающей среды его мож­но упростить, разбив на небольшие социальные, технологические, экономиче­ские и политические сферы. Далее эти сферы изучают с целью определения их потенциальных влияний на организацию и ее окружение. Процесс макро­экономического анализа должен быть непрерывным, чтобы все происходящие перемены были своевременно отражены в нем.

Тесты по разделу

1. Льгота по налогу на прибыль в части, уплачиваемой в региональный бюджет, является фактором:

а) косвенного воздействия;

б) прямого воздействия.

2. Данная характеристика внешней среды указывает на недостаток информации о ней:

а) подвижность;

б) неопределенность;

в) сложность.

3. К методам реагирования на изменения внешней среды не относится:

а) стратегическое управление;

б) диверсификация производства;

в) совершенствование производимого продукта.

4. Для анализа макроэкономических факторов применяют:

а) SWOT - анализ;

б) PEST - анализ;

в) матрицу BCG.

5. Объектом проведения PEST – анализа не является:

а) стратегия конкурентов;

б) конъюнктура рынка отдельного товара;

в) все ответы верны.

6. Уровень цен на древесину для мебельной фабрики ассоциируется с изменениями в:

а) макросреде;

б) микросреде.

7. Повышение цен на нефть для производителей молочной продукции будет являться фактором:

а) прямого воздействия;

б) косвенного воздействия.

8. Фискальная политика- это

а) регулирование национальной экономики посред­ством управления доходами и расходами государства;

б) регулирование национальной экономики посредством изменения денежного спроса и предложения.

9. СТЭП – анализ нацелен на проведение

а) внутреннего анализа;

б) внешнего анализа;

в) внутреннего и внешнего анализа.

10. Анализ социального окружения включает анализ

а) производственных процессов;

б) кредитно-денежной политики;

в) демографических тенденций.





Подборка статей по вашей теме: