Одним из наиболее важных моментов в реализации стратегии является определение того, насколько деятельность компании широка с географической точки зрения. Некоторые компании работают исключительно в своей стране, другие – во многих странах, третьи – практически во всех регионах мира.
Бизнес был интернациональным еще во времена древних египтян, финикийцев и греков. Купцы путешествовали в известные им страны, чтобы продать товар, произведенный в своей стране, и вернуться с иноземным товаром. Первоначально международный бизнес существовал в форме экспортирования и импортирования. В настоящее время все больше и больше фирм стремятся выйти на мировой рынок. Основная причина этого – желание снизить издержки за счет расширения масштабов деятельности и получить доступ к дешевым и уникальным ресурсам, технологиям, производственному опыту.
Дополнительными мотивами выхода на мировой рынок является обретение более высокого статуса, использование льгот, законодательных лазеек, снижение рисков.
|
|
Лучше быть частью мировой экономической системы, чем противостоять ей. Неучастие фирмы, а тем более страны в международном бизнесе сразу резко ограничивает их экономические возможности, ибо сокращает число потенциальных партнеров (поставщиков, потребителей).
Характерными чертами современного международного бизнеса являются:
1) интернационализация (фирмы осуществляют производство за национальными границами, получают из множества стран сырье, материалы, топливо, комплектующие и пр., выпускают товары для продажи в разных государствах) и глобализация (формирование единого мирового экономического пространства, лишенного национальной специфики, где свободно перемещаются ресурсы, конечная продукция и услуги);
2) возможность любой фирмы использовать преимущества выхода за пределы национальных границ (дешевые ресурсы, емкие рынки, налоговые льготы и пр.);
3) необходимость ступенчатого вхождения в международные экономические отношения по мере накопления достаточного опыта и знаний у всего персонала компании, наращивания потенциала;
4) виртуализация (совершение деловых операций не выходя из офиса, в режиме реального времени, с помощью телекоммуникаций, Интернета и др.)
5) финансиаризация, когда на первое место выдвигается финансовая сторона международных деловых отношений;
6) усложнение проблемы взаимодействия национального и интернационального;
7) использование фирмами поддержки со стороны государства;
8) размещение производственной деятельности там, где можно достичь больших преимуществ;
9) обостренная конкуренция в глобальных отраслях и одновременно международная координация деятельности самостоятельных фирм.
|
|
Для того, чтобы учесть эти моменты в своей деятельности, компаниям необходимо:
- владеть информацией, позволяющей успешно осваивать все лучшее, что дает мировая практика;
- использовать персонал, обладающий глубокими профессиональными знаниями на мировом уровне;
- переходить от заимствования к созданию принципиально новых продуктов и технологий, органически встраиваться с ними в существующие производственные цепочки;
- использовать международные и региональные политические возможности.