Международный стратегический альянс (МСА) представляет собой официальное соглашение о сотрудничестве между фирмами. Его участники (самостоятельные компании нескольких стран) предусматривают совместное использование ресурсов и (или) структур управления для выполнения задач в соответствии со своей корпоративной миссией. Такие альянсы могут иметь или не иметь организационной формы.
Стимулом к созданию МСА является стремление к минимизации затрат в рамках ценностной цепочки за счет использования и взаимного дополнения конкурентных преимуществ компаний (в том числе и соперничающих) других государств. МСА, в частности, обеспечивают:
- более эффективное, чем с помощью собственной дочерней компании или разовой сделки, продвижение новых товаров на рынки другой страны и обслуживание клиентов на них;
- обеспечение доступа к ресурсам (материальным, финансовым, технологическим, информационным), производственному и управленческому опыту соответствующей страны, что особенно важно в связи с сокращением жизненного цикла продукции;
|
|
- преодоление институциональных, торговых, инвестиционных и т.п. барьеров;
- облегчение адаптации к местным требованиям;
- снижение риска (путем его распределения);
- экономию на масштабе;
- повышение эффективности производства, например, за счет передачи более слабых звеньев в цепочке ценностей партнерам, что снижает совокупные затраты у всех ее участников;
- облегчение противостояния конкурентам;
- ускорение реакции на потребности рынка, коммерциализации новшеств.
Существуют следующие типы МСА:
1. Горизонтальные МСА создаются компаниями, ведущими деятельность на одной и той же ступени технологического процесса, или производящие одинаковые товары и услуги.
2. Вертикальные МСА объединяют поставщиков, дистрибьюторов и потребителей.
3. Родственные диверсифицированные МСА учреждаются фирмами, производящими как взаимодополняемые, так и взаимозаменяемые товары.
4. Перспективные диверсифицированные МСА организуются структурами, действующими в первоначально не связанных между собой отраслях, между которыми происходит размывание границ под воздействием НТП.
Однако, объединившиеся В МСА фирмы могут иметь разные цели, что затрудняет координацию, которая сама по себе сложна, в том числе и вследствие недоверия, зависимости от третьих лиц.