Распределение функций стратегического управления в различных типах МНК

Тип Головная компания МНК по отношению к региональному/ глобальному уровню Дочерняя компания МНК (национальный уровень)
ФПГ Финансовый мониторинг и контроль. Реализация стратегии управления международным портфелем активов посредством распределения финансовых ресурсов по странам. Полная ответственность за планирование стратегии бизнеса на национальном уровне с учетом ограничений, налагаемых ресурсами.
Конгломерат Финансовый мониторинг и контроль. Координация на совещательном уровне общих процедур планирования, консультации по возможным глобальным и региональным стратегиям. Полная ответственность при выработке деловой стратегии на национальном уровне, право принять или отвергнуть рекомендации головной компании.
Концерн Финансовый мониторинг и контроль. Управление и координация на директивно-административном уровне с целью реализовать глобальные (региональные) стратегии. Планирование стратегии бизнеса на национальном уровне с учетом директив и указаний головной компании.

Современные тенденции в области унификации товаров и технологий, снятие внешнеэкономических ограничений (либерализация) правительствами многих стран, усиление процесса обмена информацией через Интернет, спутниковые системы, телекоммуникации и пр. приводят ко все большему распространению глобальных фирм. Термин глобальный используется тогда, когда мир рассматривается как единое целое без национальных границ и различий между потребителями.

Глобальные фирмы обладают прочными позициями на всех рынках, используют глобальные информационные системы, материальные ресурсы, с легкостью перемещая их в нужную точку, а также опыт и ноу-хау по всей планете. Они осуществляют интеграцию производственных мощностей и координацию набора выпускаемых продуктов в мировом масштабе. Это позволяет им иметь более низкие издержки даже по сравнению с многонациональными компаниями.

Глобальные компании действуют, игнорируя специфические местные потребности и национальные интересы отдельных стран, рассматривают их рынки как части единого целого и реализуют на них централизованно выработанную глобальную стратегию. Конкурентных преимуществ они добиваются путем экономии на масштабах деятельности за счет стандартизации товаров и их высокой репутации.

Международная хозяйственная деятельность может осуществляться в следующих организационных формах:

1) межнациональная (многонациональная, мультинациональная) корпорация;

2) транснациональная корпорация;

3) международная финансово-промышленная группа;

4) международный стратегический альянс;

5) международное совместное предприятие.

Межнациональная компания (МНК) обычно представляет собой объединение фирм нескольких стран на основе картельного соглашения. В мире таких структур немного. В качестве примера можно привести англо-голландскую фирму «Шелл».

Под транснациональной компанией (ТНК) понимается корпорация, ведущая операции через самостоятельные дочерние фирмы и филиалы, находящиеся в разных странах. Обычно она имеет организационно-управленческую форму треста, концерна (чаще всего) или конгломерата.

Принципиальное отличие ТНК от МНК состоит в том, что ее головная структура имеет четкую национальную принадлежность, например, «Дженерал Моторз» - американская фирма; «Тоета» - японская; «Сименс» - немецкая и т. д.

Международная ФПГ (МФПГ) представляет собой структуру, состоящую из головной и дочерних компаний, филиалов, отделений в других странах. За рубеж здесь выносятся не только производственные (как в обычных ТНК), но и финансовые подразделения. В группу «Мицубиси» входит 28 компаний, объем продаж которых в совокупности превышает 280 млрд. долларов.

Международные совместные предприятия (МСП) создаются двумя или более независимыми, имеющими одинаковые цели и стратегии компаниями разных государств, где существуют значительные экономические или правовые различия.

МСП не принадлежат полностью ни одной из них, являются самостоятельными юридическими лицами, обладают собственным правлением, контролируются и управляются на паритетных принципах.

Целью таких структур является эффективное использование потенциала «родительских» фирм для максимизации полезного эффекта, привлечения передовых технологий и современного управленческого опыта. Это облегчает разработку и внедрение новой продукции одним, экспорт капитала и освоение с помощью партнеров национальных рынков другим.

Деятельность МСП осуществляется с учетом международных норм, а также политических, экономических, социально-культурных особенностей каждой страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: