Предисловие. Психотерапия – одна из наиболее интересных современных гуманитарных дисциплин

Психотерапия – одна из наиболее интересных современных гуманитарных дисциплин. Будучи исторически ориентированной на помощь человеку психологическими средствами, она в настоящее время представляет собой не только отрасль медицинской и психологической практики, но и научную дисциплину. Последние десятилетия ознаменовались появлением огромного количества различных школ, направлений, методов и методик, которые претендуют на то, чтобы называться психотерапевтическими. Вероятно, это связано с возросшим интересом к проблемам человеческого существования, межличностных отношений, причин психических расстройств и затруднений социальной адаптации, а также накопившимися научными достижениями в психотерапии как важной области медицины и психологической практики.

Первым ученым, заложившим фундамент психотерапии как науки со своей концептуальной базой, методологией и методами, по праву считается основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд. Фрейд создал мощную школу, которая до сих пор творчески развивает идеи психоанализа, от нее отпочковались другие направления и теоретические подходы, оформившиеся со временем в самостоятельные психотерапевтические системы.

В связи с разнообразием подходов, не существует даже единого определения психотерапии. Санкт-Петербургская школа психотерапии (представленная, в основном, специалистами научно-исследовательского психоневрологического института имени В.М. Бехтерева) выделяет медицинскую и психологическую модели психотерапии. Медицинская модель относит психотерапию к компетенции медицины и рассматривает ее как метод лечения индивидов, страдающих определенными заболеваниями. Соответственно, проводить психотерапию должны специалисты, имеющие медицинское образование. Психологическая модель акцентирует психологические средства воздействия, межличностные отношения психотерапевт-пациент, использующиеся для «решения возникающих у пациентов проблем и затруднений психологического характера». В этой модели допускается, что психотерапию могут реализовывать специалисты-психологи, имеющие дополнительное психотерапевтическое образование.

Многообразие психотерапевтических методов гарантирует Страстбургская декларация, принятая Европейской ассоциацией психотерапии в 1990 г.В этой декларации подчеркивается необходимость высокого уровня теоретической и клинической подготовки, а также специального образования в области одного из психотерапевтических методов, при одновременном приобетении знаний о других методах.

Современная психотерапия отличается плюрализмом понятий о структуре личности человека. В каждой из крупных школ имеется своя теоретическая платформа, разработано свое оригинальное представление о личности и ее функционировании, а также вытекающая из этого представления модель психопатологии. Последняя призвана ответить на вопрос: «Почему человек заболевает неврозом?». В большинстве случаев именно этот вопрос вдохновлял классиков психотерапии на разработку своей собственной модели, основу которой составляли своеобразное понимание причин, затрудняющих адаптивное поведение и препятствующих гармоничному развитию личности. Отталкиваясь от этих теоретически обоснованных и практически установленных факторов в различных школах выбираются специфические психотерапевтические мишени, то есть те проблемы в развитии личности, ее поведении или мышлении, на которые должен направить свои профессиональные усилия психотерапевт. Соответственно установленным мишеням и принятой модели психопатологии разрабатываются практические методы и методики.

Для того, чтобы дать студентам-психологам представление о фундаментальных понятиях базовых теоретико-методологических моделей нормы и патологии и соответствующих этим моделям системах психотерапевтического процесса, мы включили в хрестоматию работы основных представителей трех ведущих психотерапевтических школ: психоанализа, поведенческого и когнитивного направлений, а также гуманистической психотерапии. Составной частью образования студентов университетов является выработка умения проводить сравнительный анализ фундаментальных понятий и методов, использующихся в различных теориях.

Рамки данного издания не позволяют вместить все труды, представляющие указанные направления, поэтому мы вынуждены ограничиться фрагментами одной-двух работ, относящихся к каждому из них. Надеемся, что этот материал позволит прикоснуться к богатым источникам психотерапевтической мысли и пробудит желание самостоятельно ознакомиться с работами других выдающихся ученых, поделившихся с нами своими замечательными идеями о психологии и психотерапии, вечных и преходящих проблемах человека, методах помощи и поддержки его на пути к гармонии и самосовершенствованию.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: