Раздел 1. Психоанализ

В основе каждой из многочисленных школ психотерапии лежит психологическая теория, исходящая из особых представлений о личности, ее структуре и функциях, а также модели психопатологии – представлений о причинах формирования нервно-психических расстройств. Пожалуй, первой школой, разработавшей стройную теорию личности, модель психопатологии и соответствующую ей систему немедикаментозного лечения, был психоанализ. Психоанализ в том виде, который был описан Фрейдом, принято называть классическим (или ортодоксальным) психоанализом. Психоанализ относится также к более широкому направлению, называемому глубинной психологией, приверженцы которого главнейшую роль в функционировании человека и его психики отводят бессознательным психическим процессам и разрабатывают психотерапевтические методы для анализа и осознания бессознательных процессов и конфликтов, являющихся причиной расстройств. Теория Фрейда на протяжении всего времени своего существования подвергалась изменениям, дополнениям, переработкам. Сам Фрейд с течением времени пересматривал некоторые элементы своей теории. Классический психоанализ использует определенные процедуры для выявления и осознания пациентами бессознательных тенденций, влечений и конфликтов, которые являются причиной невротических расстройств. К этим процедурам относится в первую очередь анализ свободных ассоциаций, сновидений (и других символических проявлений бессознательного), переноса и сопротивления. Центральными процедурами психоанализа, который может продолжаться не один год, являются интерпретации.

От классического психоанализа еще при жизни Фрейда отделились и создали свои научные теории и соответствующие им методы психотерапии такие выдающиеся ученые как К.Г.Юнг, А.Адлер, О.Ранк, В.Райх и другие. Последователь З.Фрейда Эрик Эриксон разработал свою знаменитую эпигенетическую концепцию стадий развития личности. Творческое развитие теории и практики психоанализа привело к возникновению разнообразных форм психотерапевтической практики. В 20-е–30-е годы XX века в США получил распространение так называемый неофрейдизм, видными представителями которого были К.Хорни, Г.С.Салливан, Э.Фромм и др. Так, Г арри Салливан, занимавшийся групповым лечением психотических расстройств и подчеркивавший важность межличностных отношений, предложил собственную теорию стадий развития, которая подчеркивала коммуникативные достижения (например, речь или игру), а не удовлетворение влечений.

Психотерапию, несколько отличную от классического психоанализа, но основывающуюся на концепции бессознательного как причине динамики психической жизни индивида, стали называть психодинамической или просто динамической психотерапией. В рамках динамического направления существует много различных психотерапевтических школ.

В 20-е годы З.Фрейдом были заложены основы эго-психологии – одной из ветвей психоанализа, развивавшейся далее последователями З.Фрейда - его дочерью А.Фрейд, Х. Хартманном и другими. В 50-х годах направление эго-психологии стало наиболее популярным в американском психоанализе.

В 30-е годы XX века на смену доминировавшей старой теории либидо и влечений, а также новой эго-психологии приходит понимание важности объектных отношений, которое было связано с кардинальным пересмотром природы человека.

Первоочередной задачей для теоретиков объектных отношений является выяснение той роли, которую играют человеческие взаимоотношения в развитии личности. В разработку теории объектных отношений, признающей в качестве организующего принципа человеческой жизни взаимоотношения между Я и объектами (объектами здесь принято называть значимых других и репрезентацию Я), внесли большой вклад такие ученые как М.Кляйн, М.Балинт, Д.В.Винникотт, М.Малер, Р.Фейрберн, О.Кернберг, Х.Кохут, Д.Мастерсон и др. В рамках теории объектных отношений Х.Кохут разработал селф-психологию, акцентируя роль значимого другого и характер эмоциональных отношений в развитии личности, и посвятил ряд своих работ методологии психоаналитической работы с пациентами, имеющими нарциссическое расстройство личности. Его взгляды и методы психодинамической психотерапии пограничных пациентов в дальнейшем получили развитие в работах О.Кернберга.

Современные последователи Фрейда пересматривают традиционные процедуры психоанализа и предпочитают применять так называемую психоаналитическую психотерапию, которая отличается от классического психоанализа меньшей длительностью, гибкостью, заменой процедур на более простые (так, свободные ассоциации заменяются иногда непосредственными беседами).

В 50-е годы XX века возникает психосоматическая медицина – направление современной медицины, основывающееся на признании особой роли психических факторов в зарождении, течении и исходе соматических заболеваний. Одним из ее создателей является американский психоаналитик Франц Александер. В психосоматической медицине используются идеи, методы и техника психоанализа для объяснения и терапии неврозов, связанных с органическими заболеваниями.

Своеобразный вариант психоанализа был разработан во второй половине ХХ века во французской школе, представленной Ж.Э. Лаканом, который пытался интегрировать теорию и практику психоанализа с открытиями современной лингвистики и герменевтики; развиваемые им идеи иногда называют структурным психоанализом.

Как бы далеко не отходили современные психоаналитики от положений ортодоксального психоанализа, все они признают непреходящее значение работ основоположника психоанализа З.Фрейда и их огромное влияние на современную практическую психологию и психотерапию.

Фрейд (Freud) Зигмунд (1856-1936) – австрийский врач, психопатолог и психолог, основатель психоанализа. Родился во Фрейбурге (Моравия) 6 мая 1856 г. Получил степень доктора медицины в 1881 г., закончив медицинский факультет университета Вены. После окончания университета мечтал посвятить себя литературе, затем - теоретическим исследованиям в области неврологии, но вынужден был заняться клинической практикой и практической врачебной деятельностью в родной Вене. В 1885-1886 г. посетил клинику знаменитого французского невролога Шарко, исследования которого по использованию гипноза для лечения истерических больных произвели на Фрейда большое впечатление. Позднее в Вене познакомился с практикой лечения неврозов известным врачом И.Брейером, применявшим «катартический» метод. Метод заключался в том, что пациентку погружали в состояние гипноза и предлагали вспомнить и рассказать о событиях, явившихся причиной заболевания. С начала 1890-х годов Фрейд сотрудничал с Брейером, применяя гипнотическое катартическое лечение больных истерией. Позднее Фрейд отказался от применения гипноза.

Теория психоанализа, разработанная Фрейдом, претерпевала при его жизни значительные изменения.В 90-е годы он рассматривал невротические расстройства как патологическое функционирование «ущемленных аффектов», остающихся бессознательными. Вначале представлялось, что освободиться от этих напряженных ущемленных аффектов можно с помощью гипноза. Однако практика показала, что в тяжелых случаях гипноз оставался бессильным и встречал сопротивление. Фрейд открыл путь к «ущемленному аффекту» через толкование сновидений, свободно всплывающих ассоциаций, симптомов, оговорок и забывчивости и т.п. Исследование и интерпретацию этого разнообразного материала Фрейд назвал психоанализом.

В первый период - 1897-1905 – психоанализ в основном применялся для лечения неврозов. В этот период были написаны: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Три очерка по теории сексуальности» (1905) и др. Во втором периоде (1906-1918) фрейдизм превращается в общепризнанное учение о личности и ее развитии. Фрейд разрабатывает динамическую, топографическую и экономическую модель личности (психического аппарата). Работы этого времени: «Анализ фобии одного пятилетнего мальчика» (1909), «Тотем и табу» (1913) и другие. В 1910 г. Фрейда пригласили прочесть лекции в Америке, и так появилась работа «О психоанализе. Пять лекций» (1910). В третий период концепция Фрейда претерпевает существенные изменения и получает свое завершение. Фрейд пишет работу «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), излагает учение о трех инстанциях Я (эго, оно, суперэго) в работе «Я и ОНО» (1923).

В данную хрестоматию включена одна работа З. Фрейда: «О психоанализе. Пять лекций» (Психология бессознательного. – М.: «Просвещение», 1989. – 448 с.), являющаяся полным, хотя и кратким изложением психоанализа в его становлении и развитии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: