Концепция классического обусловливания

Базируется на данных, полученных академиком И. П. Павловым в исследованиях по формированию условного рефлекса на нейтральный стимул (в частности, при исследовании пищеварения у собак). И. П. Павлов (1951) ставил вопрос - нельзя ли найти такое элементарное психическое явление, которое целиком и с полным правом могло бы называться вместе с тем и чистым физиологическим явлением? Таким первичным психофизиологическим элементом поведения он и считал условный рефлекс. Временной нервной связи Павлов присвоил статус универсального физиологического явления, свойственного как животным, так и человеку. В то же время, отмечал он, это и явление психическое - то, что в психологии называется ассоциацией, существующей в виде соединения, состоящего из всевозможных действий, впечатлений или букв, слов и мыслей.

Сочетание раздражителя, вызывающего непроизволь­ную реакцию, с нейтральным стимулом позволяет в последующем использовать сам этот стимул для вызывания или подавления неконтролируемого сознанием поведения. Так, приступ страха, мигрени, астмы может быть купиро­ван с помощью плацебо-эффекта нейтральной таблетки или условнорефлекторного действия психологического «якоря».

Повторение раздражительных и тормозных состояний, возникающих в определенный период под влиянием вне­шних и внутренних стимулов, приводит к формированию динамического стереотипа поведенческой системы. Реак­ции фиксируются, совершаются все легче, приобретают свойства автоматизма, стереотип становится косным, ча­сто трудно коррегируемым, мало меняющимся в новой обстановке, слабо реагирующим на новые стимулы. Поэтому как формирование новой привычки (поведенческо­го стереотипа), так и подавление ее может представлять значительный и даже чрезвычайный труд по причине сложности и инертности формируемой или подавляемой системы (Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С, 1999).

По мнению И. П. Павлова (1951), ассоциативным обусловливанием можно объяснить большинство приобретен­ных форм поведения. Этой точки зрения придерживался и бихевиорист Б. Уотсон (1998), который через несколько лет после И. П. Павлова показал, как могли бы развивать­ся некоторые эмоциональные реакции, не включенные от рождения в естественный репертуар индивидуума. Например, резкий звук или внезапная потеря опоры (специфические стимулы, вызывающие врожденную реакцию испуга) при сочетании с видом нейтрального и даже инстинктивно привлекательного объекта (например, белой мыши) может сформировать у шестимесячного ребенка страх перед крысой. В процессе генерализации этот страх может распространиться на кролика, собаку, шубу, вату, все предметы с белым мехом, вплоть до маски Деда Мороза, с которой ребенок раньше играл.

Сформулированный на основе указанных исследова­ний закон ассоциации (или сочетания) утверждает, что если на нервную систему воздействуют одновременно два раздражителя, то весьма вероятно установление между ними связи в нервных структурах (Уотсон Б., 1998). Таким образом, в случае классического обусловливания один из раздражителей вызывает рефлекс естественным образом, а сочетающийся с ним второй (нейтральный) раздражитель может приобрести способность вызывать ту же реакцию.

Исходя из законов, открытых И. П. Павловым, для успешного целенаправленного формирования или погаше­ния классической условно-рефлекторной реакции требуется учет ряда специфических моментов (Федоров А. П., 2002).

1.Сочетание индифферентного и безусловного раздражителя является эффективным в тех случаях, когда первый несколько опережает второй. В связи с этим аппараты для лечения ночного недержания мочи, включающие звуковой сигнал или обусловливающие пробуждение ребенка в результате легкого удара током после замыкания электрической сети первыми каплями непроизвольно выделившейся мочи, не вполне соответствуют данному условию. В идеале пробуждающий сигнал должен опережать акт мочевыделения.

2. Количественные показатели условного рефлекса (его частота, сила, скорость) возрастают в процессе повторения случаев сочетания смежных - условных и безусловных - раздражителей. В то же время известны факты, демонстрирующие, что при определенных условиях для образования стойкого условного рефлекса не требуется промежуточной фазы, он формируется после первого же сочетания.

3. Чем выше интенсивность потребности, лежащей в основе безусловной реакции, тем легче создается связанный с ней условный рефлекс. Потому сочетание нейтрального стимула с пищей у голодного животного гораздо эффективнее, чем у сытого. Аналогично, одному из родителей можно использовать такой действенный инструмент воспитания, как лишение внимания, если у ребенка при этом сохраняется возможность общения с другими членами семьи.

4. Для выработки условной реакции нейтральный стимул должен быть достаточно сильным, чтобы выделяться из общего фона других раздражителей. Слово «стой» или «нельзя» нужно произносить громко, дабы ребенок не спутал их с привычным ворчанием, а шлепать или нажимать на болезненную точку широкой мышцы спины - сильно, не так, как при шутливой возне.

5. Насыщенный общий фон и обилие посторонних раздражителей значительно затрудняют выработку условной реакции. Работающий телевизор, суета окружающих, продолжение игры не способствуют фиксации внимания ребенка на словах и манипуляциях взрослого.

6. Угасание условного рефлекса после прекращения подкрепления его безусловным раздражителем, уменьшения его величины и/или увеличения латентного периода между стимулами происходит постепенно и не полностью. Сохраняющийся в памяти след существовавшей условнорефлекторной связи проявляется в том, что даже однократное сочетание стимулов, между которыми она была установлена, способно и через много лет восстановить угашенный рефлекс. Так, случайная провокация (например, пробежкой к автобусной остановке) сердцебиения, одышки и испарины способна вызвать рецидив кардиофобии у пациента, пять лет назад излеченного от обсессивно-фобического невроза (Липгарт Н. К., 1969). У детей сам факт госпитализации, попадания в новую обстановку сопровождается заметной редукцией навязчивых страхов, ритуалов, патологических привычных действий, энуреза, а возвращение в домашнюю обстановку может вызвать их возобновление или обострение. В связи с этим целесооб­разно рекомендовать родителям перед выпиской ребенка из стационара изменить привычное расположение мебе­ли в квартире, поставить другую кровать, купить новую пижаму и т. п. Да и в норме периодическая «смена обстановки» служит профилактикой эмоциональной стагнации, профессионального и личностного застоя.

7. Наиболее резистентными к угасанию являются условные рефлексы, сформированные не в результате стандартного стереотипного сочетания раздражителей, а так называемых схем подкрепления, а именно схем с вариабельным интервалом и с вариабельным соотношением. В первом варианте безусловное подкрепление дается с достаточной частотой и интенсивностью, но не постоянно. Тем самым провоцируется переход следа реакции Из оперативной в долговременную память. Второй вид схемы подкрепления характеризуется непредсказуемой изменчивостью качества и величины безусловного раздражителя (например, количества и качества пищи, силы и характера болевого воздействия). Сочетание обеих схем (высокая, но не стопроцентная вероятность сочетания условного сигнала с безусловным подкреплением и разнообразный, неожиданный характер источников удовольствия или неудовольствия, сопровождающих нейтральный стимул) позволяет сформировать наиболее стойкий условный рефлекс.

8. Важно учитывать такие законы функционирования условных рефлексов, как генерализация и дифференциация раздражителя. Генерализация — это способность условной реакции осуществляться под влиянием не только того раздражителя, в отношении которого она была сформирована, но и в ответ на действие сходных с ним сигналов, адресованных к первой или второй (семантическая генерализация) сигнальной системе. В связи с этим аппетит приходит не только во время еды, но уже при усаживании за стол, приготовлении пищи, обсуждении меню. Страх может вызвать угрожающее выражение лица, агрес­сивная поза, жест, указывающий на орудие возмездия (на­пример, висящий на стене ремень), строгий тон, словесная угроза. Способность к дифференциации реализуется в вычленении из качественно сходных сигналов тех, которые подкрепляются. Так, ребенок мгновенно реагирует на инструкцию отца (игнорирование которой ассоциируется с неприятностями) и остается равнодушным к угрозам матери, которые не подкреплялись действиями. Используя закон дифференциации, можно существенно улучшить музыкальный слух ребенка, его внимание и другие качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: