Раздел II. Поведенческая (бихевиоральная) психотерапия

Поведенческая психотерапия отличается большим разнообразием используемых теорий и методов. Идеологической основой поведенческой терапии, как указывают Дж.Прохазка и Дж. Норкросс (2005), считалась теория научения, хотя согласия по поводу того, чья же теория лежит в ее основе – Павлова, Хала, Скиннера, Маурера или других авторов, - так и не было достигнуто. Указанные авторы считают, что в наши дни под термином поведенческая психотерапия, как правило, понимается концептуальный бихевиоризм, методологический бихевиоризм или комбинация первого и второго.

Поведенческая (или бихевиоральная – от английского слова behavior) психотерапия базируется на концептуальных положениях бихевиоризма, который претерпел в своем развитии значительные изменения. Работы основателя классического бихевиоризма Дж. Уотсона (начало ХХ века) сегодня имеют лишь исторический интерес. Его знаменитая формула «стимул – реакция» уже в 20-30-е годы была пересмотрена теоретиками необихевиоризма. Э.Толмен ввел понятие промежуточных переменных, которые представляют собой внутренние процессы, связывающие ситуацию-стимул с наблюдаемой реакцией. Третья волна пересмотра теоретических позиций бихевиоризма связана с именем Б.Скиннера, в 50-х годах опубликовавшего свои идеи о респондентном или оперантном пове дении. Оперантное поведение – это поведение, которое подкрепляется своими последствиями (то есть – поощрением или наказанием), в отличие от классического обуславливания И.Павлова, где поведение (выделение слюны) следует за условным стимулом (звонком или лампочкой). Следующий этап в развитии бихевиоризма связан с именем А.Бандуры и Дж.Роттера, развивающих теорию социального научения и самоэффетивности. Это направление принято также называть социально-когнитивным, в нем акцентируется взаимодействие факторов окружающей среды, ожиданий и научения по модели. С точки зрения А.Бандуры, сложное социальное поведение формируется посредством наблюдения и имитации социальных моделей.

Поведенческих психотерапевтов, как и ранних бихевиористов, объединяет внимание прежде всего к поведению человека и особенно, тем формам поведения, которые являются неадаптивными и нуждаются в изменении или лечении. Этим бихевиоризм кардинально отличается от психоанализа, который во главу угла ставит исследование причин того или иного поведения, предполагая, что эти причины скрыты в глубинах бессознательного. В поведенческом подходе считается, что неадаптивное поведение, или невротические симптомы являются результатом научения. Современная поведенческая психотерапия использует огромный арсенал методов, комбинируя их между собой с целью получения наилучшего эффекта в лечении пациентов.

Дж.Прохазка выделяет три современных направления поведенческой психотерапии. Первый из них - противообусловливание (систематическая десенсибилизация Дж.Вольпе - подход, базирующийся на работах Павлова по формированию условных и безусловных реакций, а также их угашении). Второй подход называют «управлением обстоятельствами», или поведенческим анализом, который призван выявить стимульные ситуации, дающие повод к проявлению дезадаптивного поведения, разработать операционализацию самого поведения и детализировать последствия, или подкрепляющие обстоятельства, следующие за поведением (примерами терапии такого вида являются жетонные программы, системы договоров, обучение самоконтролю). Третье направление носит название когнитивно- поведенческой модификации. К этому направлению относятся большое количество различных методов и методик – от биологической обратной связи до «остановки мыслей», рационального переструктурирования и самоинструктирования, а также обучение эффективному решению проблем. В связи с разнообразием подходов в современной поведенческой психотерапии, отсутствием признанных всеми классических работ, а также руководствуясь стремлением предоставить возможность читателям разобраться в основах поведенческой психотерапии, мы включили в хрестоматию выдержки из работы современного российского ученого Ю.П.Бойко. Данная работа является частью коллективной монографии «Бихевиорально-когнитивная психотерапия детей и подростков» под общей редакцией профессора Ю.С.Шевченко. – СПб.: «Речь», 2003. – 552 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: