Перечень обязательных знаний

А) Студент должен знать:

– Коклюш – острое антропонозное инфекционное заболевание с воздушно-капельным механизмом передачи, характеризующееся приступами спастического кашля при слабо выраженных симптомах интоксикации;

– Коклюш – одно из наиболее контагиозных заболеваний, индекс контагиозности 70-75% среди не иммунных к нему лиц;

– Коклюш в современных условиях часто встречается в группах детей первого года жизни и даже у новорожденных;

– Коклюшем могут болеть дети, привитые против коклюша, и взрослые. Они нередко являются источником коклюшной инфекции для окружающих;

– В основе патогенеза коклюша лежит раздражение нервных рецепторов слизистой оболочки дыхательных путей и формирование стойкого очага возбуждения дыхательного центра в продолговатом мозге, что способствует учащению и усилению кашля;

– Коклюш в современных условиях протекает со свойственными ему симптомами. При атипичных и стёртых формах основным симптомом также, как и в типичных случаях, является кашель с сохранением отдельных, характерных для коклюша признаков;

– Диагностика коклюша должна быть ранней (в катаральном периоде) и проводиться на основе клинических данных. Это обеспечивает своевременное проведение этиопатогенетического лечения, предупреждает тяжёлое течение болезни и неблагоприятный исход;

– Для постановки диагноза коклюш очень важно тщательно и детально выяснить эпиданамнеза (контакт с кашляющими детьми и взрослыми), анамнез болезни (динамика), провести подробное объективное обследование;

– Осложнения коклюша оказывают основное неблагоприятное влияние на течение и исход болезни;

– Наиболее частым осложнением является пневмония бактериальной природы с типичной клиникой, что требует применения антибактериальных и патогенетических средств;

– Наиболее тяжело коклюш протекает у детей первых месяцев жизни, с апноэ и последующим развитием энцефалита;

– Для подтверждения диагноза коклюша существенную помощь оказывают лабораторные данные – бактериологическое исследование слизи из гортани и общий анализ крови. Данные исследования необходимо делать как можно раньше (в катаральном периоде) повторно и при подозрении на коклюш;

– Для дифференцирования коклюша с паракоклюшем необходимо бактериологическое обследование;

– У каждого кашляющего больного прежде всего следует заподозрить коклюш и проводить дифференциальную диагностику с ОРВИ и другими заболеваниями, сопровождающимися кашлем;

– Лечение коклюша должно быть ранним, этиопатогенетическим, с учётом форм, периода болезни, индивидуальных особенностей больного, наличия и характера осложнений. При лечении тяжёлых форм коклюша необходимы препараты, подавляющие активность дыхательного центра (например аминазин);

– Основным профилактическим средством в настоящее время является вакцинация. Кроме этого используются общие противоэпидемические мероприятия – изоляция источника инфекции, мероприятия в отношении контактных, включая иммуноглобулинопрофилактику.

Б) Студент должен уметь:

– собирать анамнез, эпиданамнез и провести осмотр больного с коклюшем;

– диагностировать коклюш и провести дифференциальный диагноз;

– определить период и оценить тяжесть заболевания;

– обосновать диагноз и сформулировать его в соответствии с классификацией;

– назначить обследование больному коклюшем и интерпретировать его результаты;

– лечить больного в соответствии с формой, тяжестью заболевания. преморбидным фоном;

– проводить противоэпидемические мероприятия в очаге коклюша;

– проводить специфическую профилактику – вакцинацию против коклюша.

В) Студент должен иметь представление об:

– патогенезе коклюша и спазматического кашля (формирование застойного очага возбуждения в дыхательном центре);

– современных и региональных особенностях коклюша;

– возрастных особенностях заболевания;

– последствиях коклюша.

5. Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения данной темы:

Микробиология: строение и свойства возбудителя, методы специфической диагностики коклюша.

Пропедевтика детских болезней: объективное обследование, семиотика.

Патологическая физиология: понятие о застойном очаге в ЦНС (доминанта по Ухтомскому), патогенез основных симптомов.

Патологическая анатомия: патоморфология лёгких и ЦНС при коклюше.

Фармакология: механизмы действия и дозы препаратов, используемых в лечении коклюша.

6. Структура содержания темы:

Высокая контагиозность коклюша уступает лишь кори. Пути передачи инфекции воздушно-капельный. Наибольшую восприимчивость к инфекции детей в возрасте от 1 до 5-ти лет.

Основой патогенеза развития типичных для коклюша приступов спазматического кашля, является возникновение в ЦНС стойкого доминантного очага возбуждения под влиянием импульсов со стороны рецепторов слизистой оболочки дыхательных путей, а также в результате непосредственного действия на ЦНС коклюшного токсикоза. Приступы кашля развиваются в начале по принципу безусловного рефлекса, затем приобретают характер условного рефлекса (возникают в ответ на приход врача в палату, при виде шпателя и т.д.). Этим, в частности объясняется продолжение кашля после элиминации возбудителя из организма ребёнка (через 4-5 недель от начала заболевания) и прекращение его после перемены условий жизни, сильных впечатлений.

Инкубационный период длится 3-15 дней.

В клиническом течении разделяют 3 периода: катаральный, спазматический, период разрешения. Основной симптом коклюша – приступы кашля, нередко заканчивающиеся рвотой, сопровождающиеся кровоизлиянием в склеры, изъязвлением уздечки языка, покраснением и цианозом лица. Типичный коклюш может иметь лёгкое и тяжёлое течение. У привитых детей возможно наличие стёртых и абортивных форм, а так же бессимптомное носительство коклюшной палочки Борде – Жангу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: