А) Студент должен знать:
– Коклюш – острое антропонозное инфекционное заболевание с воздушно-капельным механизмом передачи, характеризующееся приступами спастического кашля при слабо выраженных симптомах интоксикации;
– Коклюш – одно из наиболее контагиозных заболеваний, индекс контагиозности 70-75% среди не иммунных к нему лиц;
– Коклюш в современных условиях часто встречается в группах детей первого года жизни и даже у новорожденных;
– Коклюшем могут болеть дети, привитые против коклюша, и взрослые. Они нередко являются источником коклюшной инфекции для окружающих;
– В основе патогенеза коклюша лежит раздражение нервных рецепторов слизистой оболочки дыхательных путей и формирование стойкого очага возбуждения дыхательного центра в продолговатом мозге, что способствует учащению и усилению кашля;
– Коклюш в современных условиях протекает со свойственными ему симптомами. При атипичных и стёртых формах основным симптомом также, как и в типичных случаях, является кашель с сохранением отдельных, характерных для коклюша признаков;
|
|
– Диагностика коклюша должна быть ранней (в катаральном периоде) и проводиться на основе клинических данных. Это обеспечивает своевременное проведение этиопатогенетического лечения, предупреждает тяжёлое течение болезни и неблагоприятный исход;
– Для постановки диагноза коклюш очень важно тщательно и детально выяснить эпиданамнеза (контакт с кашляющими детьми и взрослыми), анамнез болезни (динамика), провести подробное объективное обследование;
– Осложнения коклюша оказывают основное неблагоприятное влияние на течение и исход болезни;
– Наиболее частым осложнением является пневмония бактериальной природы с типичной клиникой, что требует применения антибактериальных и патогенетических средств;
– Наиболее тяжело коклюш протекает у детей первых месяцев жизни, с апноэ и последующим развитием энцефалита;
– Для подтверждения диагноза коклюша существенную помощь оказывают лабораторные данные – бактериологическое исследование слизи из гортани и общий анализ крови. Данные исследования необходимо делать как можно раньше (в катаральном периоде) повторно и при подозрении на коклюш;
– Для дифференцирования коклюша с паракоклюшем необходимо бактериологическое обследование;
– У каждого кашляющего больного прежде всего следует заподозрить коклюш и проводить дифференциальную диагностику с ОРВИ и другими заболеваниями, сопровождающимися кашлем;
– Лечение коклюша должно быть ранним, этиопатогенетическим, с учётом форм, периода болезни, индивидуальных особенностей больного, наличия и характера осложнений. При лечении тяжёлых форм коклюша необходимы препараты, подавляющие активность дыхательного центра (например аминазин);
|
|
– Основным профилактическим средством в настоящее время является вакцинация. Кроме этого используются общие противоэпидемические мероприятия – изоляция источника инфекции, мероприятия в отношении контактных, включая иммуноглобулинопрофилактику.
Б) Студент должен уметь:
– собирать анамнез, эпиданамнез и провести осмотр больного с коклюшем;
– диагностировать коклюш и провести дифференциальный диагноз;
– определить период и оценить тяжесть заболевания;
– обосновать диагноз и сформулировать его в соответствии с классификацией;
– назначить обследование больному коклюшем и интерпретировать его результаты;
– лечить больного в соответствии с формой, тяжестью заболевания. преморбидным фоном;
– проводить противоэпидемические мероприятия в очаге коклюша;
– проводить специфическую профилактику – вакцинацию против коклюша.
В) Студент должен иметь представление об:
– патогенезе коклюша и спазматического кашля (формирование застойного очага возбуждения в дыхательном центре);
– современных и региональных особенностях коклюша;
– возрастных особенностях заболевания;
– последствиях коклюша.
5. Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения данной темы:
– Микробиология: строение и свойства возбудителя, методы специфической диагностики коклюша.
– Пропедевтика детских болезней: объективное обследование, семиотика.
– Патологическая физиология: понятие о застойном очаге в ЦНС (доминанта по Ухтомскому), патогенез основных симптомов.
– Патологическая анатомия: патоморфология лёгких и ЦНС при коклюше.
– Фармакология: механизмы действия и дозы препаратов, используемых в лечении коклюша.
6. Структура содержания темы:
Высокая контагиозность коклюша уступает лишь кори. Пути передачи инфекции воздушно-капельный. Наибольшую восприимчивость к инфекции детей в возрасте от 1 до 5-ти лет.
Основой патогенеза развития типичных для коклюша приступов спазматического кашля, является возникновение в ЦНС стойкого доминантного очага возбуждения под влиянием импульсов со стороны рецепторов слизистой оболочки дыхательных путей, а также в результате непосредственного действия на ЦНС коклюшного токсикоза. Приступы кашля развиваются в начале по принципу безусловного рефлекса, затем приобретают характер условного рефлекса (возникают в ответ на приход врача в палату, при виде шпателя и т.д.). Этим, в частности объясняется продолжение кашля после элиминации возбудителя из организма ребёнка (через 4-5 недель от начала заболевания) и прекращение его после перемены условий жизни, сильных впечатлений.
Инкубационный период длится 3-15 дней.
В клиническом течении разделяют 3 периода: катаральный, спазматический, период разрешения. Основной симптом коклюша – приступы кашля, нередко заканчивающиеся рвотой, сопровождающиеся кровоизлиянием в склеры, изъязвлением уздечки языка, покраснением и цианозом лица. Типичный коклюш может иметь лёгкое и тяжёлое течение. У привитых детей возможно наличие стёртых и абортивных форм, а так же бессимптомное носительство коклюшной палочки Борде – Жангу.