Дошкольная педагогика – наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу). Я. А. Коменский (1592–1670) в трактате «Всеобщий совет исправления дел человеческих» писал: «Как для всякого рода человеческого весь мир – это школа, от начала до конца веков, так для каждого человека его жизнь – школа, от колыбели до гроба; мало сказать вместе с Сенекой: «Учиться ни в каком возрасте не поздно», но надо говорить: каждый возраст предназначен для учения, и одни и те же пределы отведены человеческой жизни и человеческой школе».
Образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Таково понимание образования, записанное в Законе об образовании Российской Федерации. Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую систему образования как наиболее общую педагогическую систему.
Система (от греч. systema – целое, составленное из частей; соединение) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:
преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Современное российское образование – это непрерывная система последовательных ступеней обучения, объединяющая дошкольное, общее среднее, среднее профессиональное, высшее профессиональное, дополнительное образование.